Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися

1. Выработка механизма поддержки организаций образования с низкой результативностью, социально уязвимых категорий обучающихся

В целях повышения качества среднего образования будет разработана его научная основа и будет внедрена в практику.

Для выравнивания возможностей и сокращения разрыва в образовательных достижениях обучающихся усилия будут сконцентрированы на поддержке школ с низкой результативностью, развитии инклюзивного образования, более широком вовлечении детей из социально уязвимых семей в техническое и профессиональное, а также высшее образование.

Будет проработан вопрос «шефства» сильных школ над школами с низкой результативностью в вопросах менеджмента, педагогической поддержки, учебно-методического содержания и распространения успешного опыта. Важной мерой станут проекты «Мобильный учитель» (поддержка и повышение качества обучения в малокомплектных школах) и «Временная семья» (проживание учащихся в семье в населенном пункте, где расположена опорная школа). Учителя, работающие в МКШ, будут обеспечены методической поддержкой: курсами, семинарами и тренингами по работе с учащимися в совмещенных классах.

Будет изменена система оплаты труда педагогов в условиях МКШ.

В рамках реализации проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» предусмотрено оснащение сельских общеобразовательных и «уязвимых» школ обучающими материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой.

Для обеспечения равных условий и доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению предлагается дальнейшее расширение сети дошкольных организаций и школ за счет механизма ГЧП и подушевого финансирования, а также создание института воспитателей на дому («социальная няня»), в том числе при штатах дошкольных организаций. Продолжится работа по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение.

Кроме того, будут разработаны рекомендации по созданию групп кратковременного пребывания при действующих дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных и многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Для родителей детей, неохваченных дошкольным образованием, будет расширена сеть консультационных пунктов, разработаны обучающие онлайн и мобильные приложения.

Будет реализована инициатива Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы по выявлению и поддержке талантов и лидеров «Еl Umiti». В рамках инициативы получат развитие Центры выявления и поддержки талантов при управлениях образования, проект «Национальный интеллектуальный турнир «Мың бала», система премирования за проявленный патриотизм и активную гражданскую позицию.

В целях снижения информационного неравенства и создания равных возможностей для детей из разных регионов будет организована онлайн подготовка к предметным олимпиадам различного уровня с лучшими тренерами страны.

Планируется проработка упрощенных механизмов поступления в вузы за выдающиеся заслуги, в том числе за победу в наиболее престижных международных предметных олимпиадах. Вузы в рамках автономии будут вправе предоставлять адресные привилегии абитуриентам, талантливым в различных сферах.

В целях поддержки одаренных детей и использования их потенциала для экономики страны победители международных олимпиад, республиканских предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований, перечень которых утверждает уполномоченный орган в области образования, будут освобождаться от итоговых экзаменов, ЕНТ и напрямую будут зачисляться в вузы.

Будет внедрена новая система размещения госзаказа на подготовку кадров с ТиПО путем предоставления выпускникам 9-х, 11 классов выбора специальности и колледжа по итогам сдачи единого экзамена. Выпускники 11-х классов, сдавшие единый экзамен, будут участвовать в конкурсе на размещение государственного образовательного заказа по его результатам.

В системе ТиПО будет поэтапно внедрена кредитная система, подушевое финансирование.

Продолжится реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» с выделением государственного образовательного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена за счет средств местного бюджета.

Планируется расширение охвата бесплатным ТиПО молодежи категории NEET, детей из малообеспеченных, многодетных семей, сельской молодежи. Для них будет предусмотрен государственный образовательный заказ на специальности среднего звена.

Проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» («Серпін») будет продолжен за счет средств государственного бюджета. Выпускники проекта «Серпін» будут обеспечены работой в регионе обучения и государственной поддержкой.

В целях обеспечения доступности высшего образования для молодежи будет увеличено количество грантов за счет местных исполнительных органов, работодателей, в том числе для целевых групп (социально уязвимых категорий и с низкими доходами). Планируется пересмотр системы распределения государственных образовательных грантов в пользу не только академических достижений абитуриента (merit-based), но и его социально-экономического статуса (need-based).

Государственные гранты для получения высшего образования будут иметь несколько видов в зависимости от учебных достижений и социального статуса.

2. Повышение доступа к качественному дополнительному образованию

Будет разработано и запущено программное обеспечение «Навигатор дополнительного образования», которое позволит родителям и детям видеть пользовательские или экспертные оценки и выбирать организации дополнительного образования по желанию. Разработка методологии информационного модуля Навигатора будет основана на результатах исследования факторов и условий достижения качества дополнительного образования (материально-техническая база организаций дополнительного образования, качественный состав педагогов, запросы родителей в услугах дополнительного образования).

Планируется реализация общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы». Во всех регионах страны будут открыты дебатные центры и клубы.

Будет реализован просветительский проект «Дети и театр» с целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства.

Планируется реализация социальных проектов детского волонтерского проекта «Қоғамға қызмет».

По проекту «Ашық жүрек» предусматривается создание волонтерских клубов в колледжах, проведение региональных слетов волонтеров.

Будет реализован проект «Студенческий социальный кредит» для повышения доли студентов высших учебных заведений, вовлеченных в добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в интересах физических и (или) юридических лиц, путем их материального поощрения в виде предоставления социального студенческого кредита.

Во всех регионах продолжится развитие сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов на базе Дворцов школьников за счет местного бюджета и спонсорских средств.

На базе вузов страны будет создана сеть современных детских и молодежных инновационных проектно-конструкторских инжиниринговых центров, исследовательских площадок.

Будет продолжена работа по вовлечению студентов колледжей и вузов в органы самоуправления, студенческие парламенты, клубы, комитеты по делам молодежи, школы волонтеров, спортивные секции и мероприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: