Билет 25
Выдающиеся деятели Казахстана 20-30-х годов ХХ в. и их вклад в развитие
педагогической науки Казахстана (Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов и др.)
В ХХ веке этнопедагогические идеи развивались учеными-педагогами, общественными деятелями, исследователями М. Жумабаевым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Аймауытовым, Х. Досмухаметовым, Ш. Альжановым, А. Диваевым.
Магжан Жумабаев (1893-1938) – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах". Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества "Бирлик" ("Единство"), редактирует его рукописный журнал "Балапан". С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращающегося к истории. В стихотворении "Прошлое" Магжан называет имена героев борьбы против джунгарских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто "помнит о своей нации". После февральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием "Педагогика". М. Жумабаев был крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика». В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с А. Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников. В1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором. В 1922 годуприглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в 1922году Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика» (Научные статьи). Его учебник «Педагогика» был переиздан в Алматы в 1993 году. Основные идеи: цель воспитания личности в единстве с целью воспитания представителя нации; каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием; родной язык – национальная школа без слепого подражания.
|
|
|
|
Ахмет Байтурсынов (1873-1935) – поэт, переводчик, лингвист, педагог. Он придавал большое значение развитию начальной школы, обучению на родном языке. Особенно важным считал вопрос о том, с какого времени следует начинать обучение неродному языку. Как методист он был убежден в эффективности обучения неродному языку на базе родного. Большой интерес представляет его классификация «Устной казахской литературы». Он был редактором газеты «Қазақ», издававшейся в Оренбурге с 1913 по 1918 год. В программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикации статей «по истории и быту киргиз», истории, этнографии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ветеринарии. Редакция газеты ставила перед собой широкие культурно-просветительские задачи, считая, что для сохранения самостоятельности народа «нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке» [Г. Кан История Казахстана, с. 152].
Миржакип Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, драматург, публицист, просветитель, педагог, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. В 1901 году он поступил в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого закончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был А. Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность М. Дулатова.
В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он вновь встретился с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антироссийское мировоззрение. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга». Он также пишет статью «Біздін максатымыз» для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.
|
|
Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!).
Көзiндiаш, оян, қазақ, көтербасты,
Өткiзбейқараңғыдабекержасты.
Жеркеттi, дiннашарлап, хал харамбоп,
Қазағым, ендiжатужарамасты.
Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал», которая является первым романом, написанным на казахском языке. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Многогранная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях.
|
|
Жусипбек Аймауытов (1889-1931) – многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников «Тәрбиегекөмекші» (Пособие для воспитателя), «Психология», «Жан жүйесіжәнеөнертаңдау». В 1914 году поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую закончил в 1919 году. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты «Қазақтілі», педагогом в школе, институте и техникуме. В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекшіқазақ». Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929). Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Тәрбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опубликовал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просветительского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.
Халел Досмухаметов (1883-1939) – ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор (1929), член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН (1924). Принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, реабилитирован в 1958. Основные труды посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: "Естествознание", "Животные" (обе - 1925), "Организм человека", "Охрана здоровья учащихся" (обе - 1925), "Зоология" (1926). Значительный вклад внес в развитие казахского языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу "Как бороться с чумой среди киргизского населения" (1918-24), также им написаны статьи "Оратор Шернияз" (1925), "Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре" (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества "Слова Мурат-акына" (1924), "Исатай-Махамбет" (1925), "Аламан" (1928). Основные идеи в его творчестве: потеря языка равносильна смерти народа; фольклор следует изучать вместе с традициями, обычаями, верованиями.
Альжанов Шарафий Есмухамедович (1901-1937) – известный педагог, профессор, внес весомый вклад в развитие казахской советской педагогики. Родился 12 февраля 1901 года в Кокчетавской области. В 1918 году окончил Щучинское начальное училище. С 1920 года воевал в Красной Армии, был политруком, затем военкомом казахского полка. После окончания гражданской войны работал заместителем председателя уездного исполнительного комитета, начальником уездной милиции. С 1925 по 1927 год – преподаватель военной школы в г. Оренбурге, затем общеобразовательной школы в г. Кзыл-Орде. В 1929-1930 гг. возглавлял Казахский институт просвещения (г. Кзыл-Орда).В 1932 году окончил аспирантуру при кафедре педагогики Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской в Москве и на основании работы «От колониально-царской школы к советской политехнической школе Казахстана» был представлен к званию доцента по теории педагогики. В 1934-1937 гг. Ш. Альжанов – декан педагогического факультета, профессор, заведующий кафедрой педагогики Каз. ПИ им. Абая, одновременно директор Казахского научно-исследовательского института педагогики. В 30-е годы Ш. Альжанов был в числе первых организаторов педагогической науки советского Казахстана. Участвовал в становлении школьного образования и высшей педагогической школы Казахстана. Он много сделал для разработки методологических основ и методики обучения в высшей школе (методика чтения лекций, проведение семинарских занятий, лабораторных, классно-урочных занятий, консультаций, активизации познавательной деятельности студентов). В работе «Проблема подготовки кадров в нацвузах» он писал: «Мы должны готовить не узких специалистов, а специалистов с широким общественно-политическим кругозором. Наша задача также вооружить студентов методологией и научить их овладевать методом познания». В целях развития педагогики под руководством Ш. Альжанова был организован научно-исследовательский институт педагогики, направляя деятельность научно-исследовательского педагогического института, Ш. Альжанов считал главной задачей «разработку теоретико-методологических основ педагогики в применении особенностей культурного строительства Казахстана, а именно всестороннее изучение и обобщение опыта массовых школ, борьбу за поднятие качества работы школ, за кратчайшие пути и лучшие средства перевода казахской массовой школы на рельсыполитезхнизма». Вклад Ш. Альжанова в становление школьного образования и высшей педагогической школы, в организацию научно-исследовательского института трудно переоценить, т.к. его работы значительно обогатили педагогическую науку. Послужив стимулом для дальнейшего развития педагогической теории в Республике.
Абуакир Диваев (1856-1933) – внес значительный вклад в сбор, систематизацию, публикацию многочисленных жанров народной педагогики казахов (в т.ч. пословиц, сказок). Его статьи публиковались в 26 различных газетах и журналах. В его трудах представлены почти все стороны культуры и быта казахов: хозяйство – скотоводство и земледелие; материальная культура – жилище, пища, одежда; вопросы семейного быта – положение женщины, игры детей, свадебный ритуал и др.; общественная жизнь, народные знания, верования и т.д. Более всего заинтересовали А. Диваева различные стороны духовной жизни народа. А. Диваев отмечал, что «имея дело с разноплеменным населением, необходимо знать особенности психологии каждой группы, их традиции, их идеалы». Значительная часть этнографических работ А. Диваева посвящена изучению семейных отношений и обрядов. Так, в очерке «О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарьинской области» он описал порядок сватовства, размер калыма, тайный приезд жениха, обряд бракосочетания и другие свадебные обряды. В этом очерке он приводит текст свадебных песен «Ау-джар» (Одруг!) и «Беташар» (Открой лицо!). В ряде статей А. Диваев описывает мусульманские обряды и праздники (соблюдение поста «ораза» и празднование «оразаайт», «курбанайт», ношение и хранение амулетов, посещение «святых мест», устройство поминок и чтение молитв). Большой интерес представляют его материалы о приметах и поверьях, истолковании снов и т.д. В ряде работ А. Диваев описывает казахские игры: кыз-качар, игру в верблюда, в серую корову, в домишки, в прятание шапки, кокпар, тогузкумалак и др. Большой интерес для этнографии представляет публикация некоторых легенд «О происхождении узбеков», «Легенда о происхождении кара-киргиз», «Казак-киргизы Туркестана». О результатах экспедиции 1921 года А. Диваев писал: «Экспедиция эта, побывав в командировке 7-8 месяцев, представила в Компрос колоссальный материал, разработка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняли у меня более одного года времени».
Таким образом, ученые, просветители ХХ века, думая о будущем своего народа, видели его образование в единстве направленности содержания и чистоты языка, в соответствии с национальным, народным духом.
2 вопрос
Технология воспитания: понятие, сущность, структура
Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.
Термин «технология» (от греч. isxvr| — искусство, ремесло, мастерство; Xoyoq — учение) подразумевает совокупность приемов и способов деятельности.
Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, т.е. гарантированно результативно и качественно.
Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так в поздних сочинениях Макаренко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются термины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: Макаренко, по существу, оставил нам в наследство технологию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.
«КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек» на все случаи жизни и применительно к любым детям.
Технология воспитания — это продуманная система «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Но следует непременно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому имеет свои особенности.
Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказываются признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно,
воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня его осмысления. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко определяет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его личные качества.
Технологии воспитания — не простые инструменты, которые можно легко передать от одного педагога к другому. В их основе всегда — научно осмысленные закономерности воспитания. Организуя деятельность детей, конкретные события их жизни, воспитатель ориентируется на научные представления о социальной сущности человека, развитии его личности и становлении ценностно-смысловых отношений. Различна психологическая природа и содержание технологических действий воспитателя в моделях взаимодействия «воспитатель — ребенок», «воспитатель — группа детей», «воспитатель — родители». Иными словами, нужно признать как непреложный факт, что использование технологий воспитания возможно только при достаточно высоком уровне научно-педагогической подготовки воспитателя.
Основа технологии воспитания — психолого-педагогическая диагностика (от греч. бкхуусоаг), diagnosis — распознавание, определение). Диагностика нужна потому, что технологии воспитания не являются универсальными, они, по существу, создаются, приспосабливаются под конкретных воспитанников, а если этого не делать, то придется детей «подгонять» иод технологию. В таких случаях технологический выбор осуществляется воспитателями на основе собственной интуиции или дерзкого желания попробовать что-то сделать по-новому.
Известно неоспоримое утверждение Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[1]. Диагностика — сложный и трудоемкий вид педагогической деятельности; не приходится считать, что существуют сверхнадежные инструменты диагностики, которые обеспечат полную и точную информацию в короткий срок. Кроме того, в ситуациях воспитания диагностические методики не могут быть применены как медицинские приборы и инструменты. Диагностика должна встраиваться в реальную деятельность и общение детей, чтобы они не чувствовали себя «подопытными кроликами». Поэтому воспитатели часто пользуются для диагностики методом наблюдения за поведением и деятельностью детей. Это, как правило, «включенное наблюдение»: во время урока, занятия кружка, обеда в столовой, школьного праздника. Свои наблюдения воспитатель дополняет материалом учебных письменных работ, бесед с детьми, их родителями, коллегами-учи- телями, работающими в этом классе, сведениями из анкет. Огромный массив разрозненных сведений анализируется, обобщается. Хорошие воспитатели часто ведут педагогические дневники или составляют карты-характеристики личности каждого ученика, поэтому имеют возможность сравнивать материал разного времени, прогнозировать возможные последствия отдельных поступков детей, линии развития их отношений с одноклассниками.