Педагогической науки Казахстана (Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов и др.)

Билет 25

Выдающиеся деятели Казахстана 20-30-х годов ХХ в. и их вклад в развитие

педагогической науки Казахстана (Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов и др.)

 

В ХХ веке этнопедагогические идеи развивались учеными-педагогами, общественными деятелями, исследователями М. Жумабаевым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Айма­у­ы­то­вым, Х. Досмухаметовым, Ш. Альжановым, А. Диваевым.

Магжан Жумабаев (1893-1938) – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах". Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества "Бирлик" ("Единство"), редак­ти­рует его рукописный журнал "Балапан". С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращаю­ще­гося к истории. В стихотворении "Прошлое" Магжан называет имена героев борьбы против джун­гар­ских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто "помнит о своей нации". После фев­ральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказах­стан­ских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, актив­ной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пу­ти (1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он зани­мается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием "Педагогика". М. Жумабаев был крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педаго­гом в ду­хе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика». В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с А. Байтур­сыно­вым в комиссию по составлению школьных учебников. В1918 году открывает в Омске и Петро­пав­ловске курсы казахских учителей и становится их директором. В 1922 годуприглашен предсе­да­телем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргыз­ском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в 1922году Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика» (Научные статьи). Его учебник «Педагогика» был переиздан в Алматы в 1993 году. Основные идеи: цель воспитания личности в единстве с целью воспитания представителя нации; каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием; родной язык – национальная школа без слепого подражания.

Ахмет Байтурсынов (1873-1935) – поэт, переводчик, лингвист, педагог. Он придавал боль­шое значение развитию начальной школы, обучению на родном языке. Особенно важным считал вопрос о том, с какого времени следует начинать обучение неродному языку. Как методист он был убежден в эффективности обучения неродному языку на базе родного. Большой интерес пред­ставляет его классификация «Устной казахской литературы». Он был редактором газеты «Қазақ», издававшейся в Оренбурге с 1913 по 1918 год. В программе издания газеты говорилось, что она вклю­ча­ет в себя публикацию указаний и правительственных распоряже­ний, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикации статей «по истории и быту киргиз», истории, эт­но­графии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ве­те­ринарии. Редакция газеты ставила перед собой широкие культурно-про­­све­тительские задачи, считая, что для сохранения самостоятель­но­сти народа «нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке» [Г. Кан История Казахстана, с. 152].

Миржакип Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, драматург, публицист, просве­титель, педагог, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. В 1901 году он поступил в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого закончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был А. Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность М. Дулатова.

В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он вновь встре­тил­ся с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося ка­захского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антирос­сийское мировоззрение. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга». Он также пишет статью «Біздін максатымыз» для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!).

Көзiндiаш, оян, қазақ, көтербасты,

Өткiзбейқараңғыдабекержасты.
Жеркеттi, дiннашарлап, хал харамбоп,
Қазағым, ендiжатужарамасты.

   

Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал», которая является первым романом, написанным на казахском языке. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, счи­тая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Многогран­ная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспи­тания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях.

Жусипбек Аймауытов (1889-1931) – многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников «Тәрбие­гекө­мек­ші» (Пособие для воспитателя), «Психология», «Жан жүйесіжәнеөнертаңдау». В 1914 году поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую закончил в 1919 году. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты «Қазақтілі», педагогом в школе, институте и техникуме. В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекшіқазақ». Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929). Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Тәрбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опублико­вал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просвети­тель­ского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосозна­ния. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенст­вова­нию.

Халел Досмухаметов (1883-1939) – ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор (1929), член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН (1924). Принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, реабилитирован в 1958. Основные труды посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: "Естествознание", "Животные" (обе - 1925), "Организм человека", "Охрана здоровья учащихся" (обе - 1925), "Зоология" (1926). Значительный вклад внес в развитие казахско­го языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу "Как бороться с чумой среди киргизского населения" (1918-24), также им написаны статьи "Оратор Шернияз" (1925), "Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре" (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества "Слова Мурат-акына" (1924), "Исатай-Махамбет" (1925), "Аламан" (1928). Основные идеи в его творчестве: потеря языка равно­сильна смерти народа; фольклор следует изучать вместе с традициями, обычаями, верованиями.

Альжанов Шарафий Есмухамедович (1901-1937) – известный педагог, профессор, внес весо­мый вклад в развитие казахской советской педагогики. Родился 12 февраля 1901 года в Кокчетавской области. В 1918 году окончил Щучинское начальное училище. С 1920 года воевал в Красной Армии, был политруком, затем военкомом казахского полка. После окончания граждан­ской войны работал заместителем председателя уездного исполнительного комитета, начальником уездной милиции. С 1925 по 1927 год – преподаватель военной школы в г. Оренбур­ге, затем общеобразовательной школы в г. Кзыл-Орде. В 1929-1930 гг. возглавлял Казахский институт про­с­ве­щения (г. Кзыл-Орда).В 1932 году окончил аспирантуру при кафедре педагогики Академии ком­му­ни­стического воспитания им. Н. Крупской в Москве и на основании работы «От коло­ниаль­но-царской школы к советской политехнической школе Казахстана» был представлен к званию доцента по теории педагогики. В 1934-1937 гг. Ш. Альжанов – декан педагогического факультета, профессор, заведующий кафедрой педагогики Каз. ПИ им. Абая, одновременно директор Казах­ско­го научно-исследовательского института педагогики. В 30-е годы Ш. Альжанов был в числе первых организаторов педагогической науки советского Казахстана. Участвовал в становлении шко­ль­ного образования и высшей педагогической школы Казахстана. Он много сделал для разработки методологических основ и методики обучения в высшей школе (методика чтения лек­ций, проведение семинарских занятий, лабораторных, классно-урочных занятий, консультаций, ак­ти­визации познавательной деятельности студентов). В работе «Проблема подготовки кадров в нацвузах» он писал: «Мы должны готовить не узких специалистов, а специалистов с широким об­ще­ственно-политическим кругозором. Наша задача также вооружить студентов методологией и на­у­чить их овладевать методом познания». В целях развития педагогики под руководством Ш. Аль­жанова был организован научно-исследовательский институт педагогики, направляя деятель­ность научно-исследовательского педагогического института, Ш. Альжанов считал главной зада­чей «разработку теоретико-методологических основ педагогики в применении особенностей куль­тур­но­го строительства Казахстана, а именно всестороннее изучение и обобщение опыта массовых школ, борьбу за поднятие качества работы школ, за кратчайшие пути и лучшие средства перевода казахской массовой школы на рельсыполитезхнизма». Вклад Ш. Альжанова в становление школь­ного образования и высшей педагогической школы, в организацию научно-исследовательского инсти­тута трудно переоценить, т.к. его работы значительно обогатили педагогическую науку. Послужив стимулом для дальнейшего развития педагогической теории в Республике.

Абуакир Диваев (1856-1933) – внес значительный вклад в сбор, систематизацию, публикацию многочисленных жанров народной педагогики казахов (в т.ч. пословиц, сказок). Его статьи публиковались в 26 различных газетах и журналах. В его трудах представлены почти все стороны культуры и быта казахов: хозяйство – скотоводство и земледелие; материальная культура – жилище, пища, одежда; вопросы семейного быта – положение женщины, игры детей, свадебный ритуал и др.; общественная жизнь, народные знания, верования и т.д. Более всего заинтересовали А. Диваева различные стороны духовной жизни народа. А. Диваев отмечал, что «имея дело с разноплеменным населением, необходимо знать особенности психологии каждой группы, их традиции, их идеалы». Значительная часть этнографических работ А. Диваева посвящена изучению семейных отношений и обрядов. Так, в очерке «О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарьинской области» он описал порядок сватовства, размер калыма, тайный приезд жениха, обряд бракосочетания и другие свадебные обряды. В этом очерке он приводит текст свадебных песен «Ау-джар» (Одруг!) и «Беташар» (Открой лицо!). В ряде статей А. Диваев описывает мусульманские обряды и праздники (соблюдение поста «ораза» и празднование «оразаайт», «курбанайт», ношение и хранение амулетов, посещение «святых мест», устройство поминок и чтение молитв). Большой интерес представляют его материалы о приметах и поверьях, истолковании снов и т.д. В ряде работ А. Диваев описывает казахские игры: кыз-качар, игру в верблюда, в серую корову, в домишки, в прятание шапки, кокпар, тогузкумалак и др. Большой интерес для этнографии представляет публикация некоторых легенд «О происхождении узбеков», «Легенда о происхождении кара-киргиз», «Казак-киргизы Туркестана». О результатах экспедиции 1921 года А. Диваев писал: «Экспедиция эта, побывав в командировке 7-8 месяцев, представила в Компрос колоссальный материал, разработка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняли у меня более одного года времени».

Таким образом, ученые, просветители ХХ века, думая о будущем своего народа, видели его образование в единстве направленности содержания и чистоты языка, в соответствии с национальным, народным духом.

 

2 вопрос

Технология воспитания: понятие, сущность, структура

Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.

Термин «технология» (от греч. isxvr| — искусство, ремесло, мастерство; Xoyoq — учение) подразумевает совокупность приемов и способов деятельности.

Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, т.е. гарантированно результативно и качественно.

Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так в поздних сочинениях Макаренко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются термины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: Макаренко, по существу, оставил нам в наследство технологию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.

«КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек» на все случаи жизни и применительно к любым детям.

Технология воспитания — это продуманная система «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.

Но следует непременно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому имеет свои особенности.

Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказываются признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно,

воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня его осмысления. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко определяет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его личные качества.

Технологии воспитания — не простые инструменты, которые можно легко передать от одного педагога к другому. В их основе всегда — научно осмысленные закономерности воспитания. Организуя деятельность детей, конкретные события их жизни, воспитатель ориентируется на научные представления о социальной сущности человека, развитии его личности и становлении ценностно-смысловых отношений. Различна психологическая природа и содержание технологических действий воспитателя в моделях взаимодействия «воспитатель — ребенок», «воспитатель — группа детей», «воспитатель — родители». Иными словами, нужно признать как непреложный факт, что использование технологий воспитания возможно только при достаточно высоком уровне научно-педагогической подготовки воспитателя.

Основа технологии воспитания — психолого-педагогическая диагностика (от греч. бкхуусоаг), diagnosis — распознавание, определение). Диагностика нужна потому, что технологии воспитания не являются универсальными, они, по существу, создаются, приспосабливаются под конкретных воспитанников, а если этого не делать, то придется детей «подгонять» иод технологию. В таких случаях технологический выбор осуществляется воспитателями на основе собственной интуиции или дерзкого желания попробовать что-то сделать по-новому.

Известно неоспоримое утверждение Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[1]. Диагностика — сложный и трудоемкий вид педагогической деятельности; не приходится считать, что существуют сверхнадежные инструменты диагностики, которые обеспечат полную и точную информацию в короткий срок. Кроме того, в ситуациях воспитания диагностические методики не могут быть применены как медицинские приборы и инструменты. Диагностика должна встраиваться в реальную деятельность и общение детей, чтобы они не чувствовали себя «подопытными кроликами». Поэтому воспитатели часто пользуются для диагностики методом наблюдения за поведением и деятельностью детей. Это, как правило, «включенное наблюдение»: во время урока, занятия кружка, обеда в столовой, школьного праздника. Свои наблюдения воспитатель дополняет материалом учебных письменных работ, бесед с детьми, их родителями, коллегами-учи- телями, работающими в этом классе, сведениями из анкет. Огромный массив разрозненных сведений анализируется, обобщается. Хорошие воспитатели часто ведут педагогические дневники или составляют карты-характеристики личности каждого ученика, поэтому имеют возможность сравнивать материал разного времени, прогнозировать возможные последствия отдельных поступков детей, линии развития их отношений с одноклассниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: