Лекция №2 Этика общения с родителями

Задание 2.

1. Изучите материалы лекции «Этика общения с родителями». Вы уже делали сообщение на тему «Принципы эффективного общения с родителями». Теперь Вы сможете наполнить это общение глубокими педагогическими и этическими смыслами.

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) Что является фундаментальным основанием взаимодействия классного руководителя с родителями?

2) Что заботит педагога в проявлении уважения к нему со стороны родителей?

 

3) Из-за чего происходят конфликтные ситуации между классным руководителем и родителями?

4) Тактическая сторона взаимоотношений с родителями вы­страивается классным руководителем благодаря…. Она разворачивается на фоне ….

5) Что составляет платформу педагога в реше­нии самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями?

Лекция №2 Этика общения с родителями

 

Профессиональная этика классного руководителя во взаимо­действии с родителями обусловлена содержанием этого взаимо­действия. Определение содержания становится основополагаю­щим в определении профессионально-этической позиции.

Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к не­профессионализму и бескультурью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям, не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но нико­гда — в дурном воспитании своего дитяти.

И в этом заблуждении родители оказываются правыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен был оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса на плечи непрофессионалов, выведенных из равновесия родитель­ским горем.

Фундаментальным основанием взаимодействия является ува­жение. Уважение к родителям — безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаменталь­но- следовательно, его разрушение грозит гибелью всему соору­жению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической осно­вы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказы­вается погребенным ребенок, с проблемами которого не справи­лись взрослые. Один из этих взрослых — педагог, лицо профес­сиональное, обязанное культивировать педагогически плодотвор­ные отношения.

Уважение к педагогу — другая сторона фундаментального ос­нования. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики по­ведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких проявлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку — значит, они тоже фактор развития ребенка.

Классный руководитель созидает взаимное уважение родите­лей и педагога.

Иногда между семьёй и школой складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушений этики. Когда правила этики нарушают работники школы — это непрофессионально. Роди­тели болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне пе­дагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении. Проанали­зируем запись, сделанную классным руководителем ученика 6 класса: «Родители, ваш сын безобразно ведет себя, зайдите в школу!» В одной записи наличествует ряд этических ошибок. Обращение «родители» не самое лучшее из возможных. Класс­ный руководитель должен называть отца и мать ученика по имени и отчеству. Часть фразы «ваш сын безобразно ведёт себя» оставляет слишком большой диапазон для предположений. Сле­дующая часть записи «зайдите в школу» неопределённа: время встречи не указано. Родители не имеют возможности приходить в школу в любое время. Да и классный руководитель не всё вре­мя бывает в школе. Вызванная в школу мать, взволнованная си­туацией, беседует не с теми, с кем надо, не в том тоне, в кото­ром желательно разговаривать, и покидает школу недовольная, обескураженная, в будущем старается в школе не появляться. Как видим, маленькая неточность приводит к отчуждению семьи от школы.

К сожалению, подобных огорчительных фактов можно было бы привести немало. Записи некоторых классных руководителей в дневниках свидетельствуют о бессилии учителя, обращения к ро­дителям официальны, иногда нетактичны: «Родители, подпишите дневник», «Родители, зайдите в школу», «Ваш сын ужасно вел се­бя», «Ваш сын на перемене не выходил из класса». Несомненно, заботливая мать проведёт беседу с сыном о том, что на перемене необходимо выходить из класса, но наводить порядок в классе должен не родитель.

В одном дневнике одним и тем же учителем было записано несколько раз такое замечание: «Нарушает дисциплину на уроке!» На последнее замечание родитель отреагировал следующей запи­сью: «К сожалению, по утрам работаю и не могу приходить в школу наводить порядок на уроке». На запись в дневнике: «Не явился на классный час» — родитель ответил: «Участие сына в ме­роприятии мною было обеспечено». Не чувствуется в таких запи­сях живого участия учителя в успехах и неудачах своего воспитан­ника.

Присмотримся к замечаниям учителей, взятым из одного уче­нического дневника, и воспроизведём в том порядке и редакции, в которой они там даны. «Безобразно вёл себя на уроке», «Плохо ведёт себя на переменах», «Нет росписи родителя в дневнике», «На истории нарушает дисциплину», «Разговаривает на уроке фи­зики. Не знает изучаемого материала», «Принести тетрадь по фи­зике», «Входит в класс в обуви», «Не имеет тетради по физике», «Не выполняет распоряжения классного руководителя», «Систе­матически не носит тапочки», «Расписаться родителям. Плохо ве­дёт себя не только на уроках, но и на переменах» и другие записи.

Нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они пере­стали реагировать на них. Зачем же тогда учителя их пишут? На всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Роди­тели думают, что поощрения, которые ребёнок заслужил, должны фиксироваться в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребёнка, поднимают его трудоспособность, способству­ют повышению активности, более серьёзному и старательному отношению к работе. Ребёнок, в свою очередь, начинает с боль­шим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учени­ков предпочитают запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут пока­зать дома, доставив тем самым радость родителям.

Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребёнка: об успешно выполнен­ном поручении, о хорошо организованном недельном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллек­тивном творческом мероприятии.

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребё­нок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, пи­сать им жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим — источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», — писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учиться, примите меры», учитель, по сути де­ла, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».

При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходи­ли — в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании — рекомендуется следующее:

• уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические со­веты и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали;

• надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребен­ка и его поведения, потому что родители часто восприни­мают это как критику в свой собственный адрес;

• уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

• избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

• начинать беседу следует с освещения положительных мо­ментов, чтобы таким образом повлиять на отношение роди­телей ко всему дальнейшему разговору.

 

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая её тайны, становясь наблюдателем её интим­ного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Одна мать при появлении учительницы в её доме сказала: «А вам не стыдно, что вы ко мне пришли? (Зафиксировано челябинскими педагогами). И звучало, вероятно, в этих словах удивление (Как может интеллигент быть столь неде­ликатным?!). И слышалось желание оградить свою семью от по­стороннего глаза. И, конечно же, было возвышение над некуль­турным человеком более развитого и умного. После подобных си­туаций трудно утверждать, что семья должна уважать школу.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культуро­логическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ре­бенок — это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и куль­турное растение». Такая аналогий проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

♦ Сорняки производит сама природа — культурное растение выращивают специально, возделывают.

♦ Сорняки растут быстро — культурное растение медленно.

♦ Сорняки растут густо, «вместе» — культура требует прорежи­вания, чтобы каждая особь имела пространство.

♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы — культур­ные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.

♦ Сорняки не нуждаются в уходе — культура требует постоян­ной заботы садовника, огородника.

♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые расте­ния, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».

♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются — выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда уда­ется, необходима помощь человека в размножении культу­ры.

 

Когда классный руководитель проводит такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» чело­веческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «вочеловечивания» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руково­дителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями вы­страивается классным руководителем благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка». Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению производится с позиции этой заботы. Допустим, пе­дагог пишет: «...Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы» или же «...поговорим о наших детях, как идут их дела».

Но это означает, что абсолютно всё, что предлагает педагог родителям, проистекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог просит родителей побывать с детьми в театре — во имя развития детей. Педагог предлагает отправиться с детьми в лес ранней весной — во имя развития детей. Педагог обращается за содействием в пе­реоборудовании классной комнаты — во имя наилучших условий для развития детей. Педагог советует корректировать семейные отношения — во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается в работе классного руководителя, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что классный руководитель показывает им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.

Забота о счастье — лейтмотив взаимодействия классного руко­водителя с родителями.

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решает­ся с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педаго­гом.

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется се­мья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педа­гогу.

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в реше­нии самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, — основа разреше­ния ситуации.

 

Задание 3.

1. Изучите материалы лекции «Методы взаимодействия с родителями детей». Дополните Ваши материалы о методике проведения родительских собраний рекомендациями Н.Е. Щурковой. Здесь Вы найдёте и новы формы работы с родителями и интересные практические формы работы классного руководителя с классом и родителями (Практический выход).

2. Найдите и представьте образцы приглашений родителей на собрание (рекомендации, шаблоны, приглашение родителей первоклассников и всё, что найдёте интересное и полезное  для будущей работы). Пример после лекции №3.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: