Задание 2.
1. Изучите материалы лекции «Этика общения с родителями». Вы уже делали сообщение на тему «Принципы эффективного общения с родителями». Теперь Вы сможете наполнить это общение глубокими педагогическими и этическими смыслами.
2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:
1) Что является фундаментальным основанием взаимодействия классного руководителя с родителями?
2) Что заботит педагога в проявлении уважения к нему со стороны родителей?
3) Из-за чего происходят конфликтные ситуации между классным руководителем и родителями?
4) Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря…. Она разворачивается на фоне ….
5) Что составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями?
Лекция №2 Этика общения с родителями
Профессиональная этика классного руководителя во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической позиции.
Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к непрофессионализму и бескультурью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям, не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но никогда — в дурном воспитании своего дитяти.
И в этом заблуждении родители оказываются правыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен был оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса на плечи непрофессионалов, выведенных из равновесия родительским горем.
Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям — безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально- следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых — педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.
Уважение к педагогу — другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких проявлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку — значит, они тоже фактор развития ребенка.
Классный руководитель созидает взаимное уважение родителей и педагога.
Иногда между семьёй и школой складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушений этики. Когда правила этики нарушают работники школы — это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении. Проанализируем запись, сделанную классным руководителем ученика 6 класса: «Родители, ваш сын безобразно ведет себя, зайдите в школу!» В одной записи наличествует ряд этических ошибок. Обращение «родители» не самое лучшее из возможных. Классный руководитель должен называть отца и мать ученика по имени и отчеству. Часть фразы «ваш сын безобразно ведёт себя» оставляет слишком большой диапазон для предположений. Следующая часть записи «зайдите в школу» неопределённа: время встречи не указано. Родители не имеют возможности приходить в школу в любое время. Да и классный руководитель не всё время бывает в школе. Вызванная в школу мать, взволнованная ситуацией, беседует не с теми, с кем надо, не в том тоне, в котором желательно разговаривать, и покидает школу недовольная, обескураженная, в будущем старается в школе не появляться. Как видим, маленькая неточность приводит к отчуждению семьи от школы.
К сожалению, подобных огорчительных фактов можно было бы привести немало. Записи некоторых классных руководителей в дневниках свидетельствуют о бессилии учителя, обращения к родителям официальны, иногда нетактичны: «Родители, подпишите дневник», «Родители, зайдите в школу», «Ваш сын ужасно вел себя», «Ваш сын на перемене не выходил из класса». Несомненно, заботливая мать проведёт беседу с сыном о том, что на перемене необходимо выходить из класса, но наводить порядок в классе должен не родитель.
В одном дневнике одним и тем же учителем было записано несколько раз такое замечание: «Нарушает дисциплину на уроке!» На последнее замечание родитель отреагировал следующей записью: «К сожалению, по утрам работаю и не могу приходить в школу наводить порядок на уроке». На запись в дневнике: «Не явился на классный час» — родитель ответил: «Участие сына в мероприятии мною было обеспечено». Не чувствуется в таких записях живого участия учителя в успехах и неудачах своего воспитанника.
Присмотримся к замечаниям учителей, взятым из одного ученического дневника, и воспроизведём в том порядке и редакции, в которой они там даны. «Безобразно вёл себя на уроке», «Плохо ведёт себя на переменах», «Нет росписи родителя в дневнике», «На истории нарушает дисциплину», «Разговаривает на уроке физики. Не знает изучаемого материала», «Принести тетрадь по физике», «Входит в класс в обуви», «Не имеет тетради по физике», «Не выполняет распоряжения классного руководителя», «Систематически не носит тапочки», «Расписаться родителям. Плохо ведёт себя не только на уроках, но и на переменах» и другие записи.
Нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестали реагировать на них. Зачем же тогда учителя их пишут? На всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители думают, что поощрения, которые ребёнок заслужил, должны фиксироваться в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребёнка, поднимают его трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьёзному и старательному отношению к работе. Ребёнок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учеников предпочитают запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут показать дома, доставив тем самым радость родителям.
Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребёнка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном недельном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективном творческом мероприятии.
«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребёнок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим — источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», — писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учиться, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».
При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходили — в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании — рекомендуется следующее:
• уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали;
• надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
• уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;
• избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
• начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая её тайны, становясь наблюдателем её интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.
Одна мать при появлении учительницы в её доме сказала: «А вам не стыдно, что вы ко мне пришли? (Зафиксировано челябинскими педагогами). И звучало, вероятно, в этих словах удивление (Как может интеллигент быть столь неделикатным?!). И слышалось желание оградить свою семью от постороннего глаза. И, конечно же, было возвышение над некультурным человеком более развитого и умного. После подобных ситуаций трудно утверждать, что семья должна уважать школу.
Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок — это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.
Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогий проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.
♦ Сорняки производит сама природа — культурное растение выращивают специально, возделывают.
♦ Сорняки растут быстро — культурное растение медленно.
♦ Сорняки растут густо, «вместе» — культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы — культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.
♦ Сорняки не нуждаются в уходе — культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».
♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются — выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.
Когда классный руководитель проводит такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «вочеловечивания» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя.
Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка». Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.
Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению производится с позиции этой заботы. Допустим, педагог пишет: «...Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы» или же «...поговорим о наших детях, как идут их дела».
Но это означает, что абсолютно всё, что предлагает педагог родителям, проистекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог просит родителей побывать с детьми в театре — во имя развития детей. Педагог предлагает отправиться с детьми в лес ранней весной — во имя развития детей. Педагог обращается за содействием в переоборудовании классной комнаты — во имя наилучших условий для развития детей. Педагог советует корректировать семейные отношения — во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается в работе классного руководителя, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что классный руководитель показывает им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.
Забота о счастье — лейтмотив взаимодействия классного руководителя с родителями.
Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.
Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.
Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, — основа разрешения ситуации.
Задание 3.
1. Изучите материалы лекции «Методы взаимодействия с родителями детей». Дополните Ваши материалы о методике проведения родительских собраний рекомендациями Н.Е. Щурковой. Здесь Вы найдёте и новы формы работы с родителями и интересные практические формы работы классного руководителя с классом и родителями (Практический выход).
2. Найдите и представьте образцы приглашений родителей на собрание (рекомендации, шаблоны, приглашение родителей первоклассников и всё, что найдёте интересное и полезное для будущей работы). Пример после лекции №3.