Лекция №3 Методы взаимодействия с родителями детей

Практическая работа классного руководителя с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Коллективные формы: родительское собрание (классное и общешкольное), родительский комитет, педагогиче­ский лекторий, родительские конференции, день открытых две­рей, родительский совет (например, совет отцов), вечера вопросов и ответов, встреча за «круглым столом», тематические педагогиче­ские консультации, кинолекторий, выпуск семейных стенгазет, праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми и многие другие, вариации которых бесконечно разнообразны.

К индивидуальным формам относятся индивидуальные бесе­ды, индивидуальные консультации, письменные обращения, пе­дагогические поручения, посещение (очень редко, в исключи­тельных случаях!) семьи ученика, привлечение родителей к совме­стной деятельности с детьми, беседа детей с родителем в роли гостя класса, индивидуальная помощь школе родителей ученика, а также невоспроизводимые уникальные формы, создаваемые пе­дагогом творческого склада.

Чтобы крепить сотрудничество школы и семьи, педагоги це­ленаправленно разнообразят формы взаимодействия: организуют красивые встречи, проводят интервью, анкетирование семьи, практикумы и психологические тренинги, разрабатывают памятки для родителей, проводят семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, приобщают к чте­нию популярной педагогической литературы.

Перечисленные формы скрывают в себе целый ряд методик взаимодействия с родителями:

• педагогическое просвещение,

• родительский педагогический анализ,

• родительское осмысление воспитания детей,

• родительское соучастие работе педагога,

• родительское сотворчество,

• родительское научение, тренинг.

 

Часть этих методик опосредованная: педагог апеллирует к письменным средствам, к устным передачам информации через детей, к «третьему лицу» (комитет, президиум, совет, бюро), к ад­министрации школы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителя­ми детей является родительское собрание. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано, что собрание — это со­вместное присутствие где-нибудь людей, чем-нибудь объединен­ных. В педагогической энциклопедии мы читаем: «родительское собрание — одна из форм связи школы и семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей».

Ни то, ни другое определение нас не удовлетворяет, ибо практика знает о родительском собрании много больше, разрабо­тав его богатое содержание. Сущность родительского собрания как педагогического явления выясняется, если поставить вопрос: какой деятельностью заняты отцы и матери детей, участвуя в ро­дительском собрании?

В процессе обсуждения насущных вопросов воспитания выра­батывается взаимопонимание и доверительность между родителя­ми и педагогом как основа складывающего единого воспитатель­ного поля. Вот примеры высказываний родителей после хорошо организованного родительского собрания1: (Из материалов работы педагогов г. Смоленска)

¨ Раньше я считала, что моя обязанность — воспитывать сво­его ребенка. Однако на родительских собраниях я поняла, что этого недостаточно для моего ребенка. Нельзя воспитать сына настоящим гражданином, не принимая участия в вос­питании всех детей класса. Сейчас мне ближе стали слова «наш класс», «наши дети». (Л.А. Судовская).

¨ На собрании имеешь возможность не только высказать свое мнение о воспитании, но и поучиться у других искусству воспитывать (Т.П. Юмашева).

¨ Самым ценным является то, что на собрании мы, родители, получаем конкретные рекомендации на многие случаи вос­питания ребенка. Это хороший урок семейной педагогики. (А.Ю. Греков).

 

Собрать под одну крышу родителей — ещё не значит провести собрание. В первую очередь, необходимо создать нравственную атмосферу в группе собранных взрослых людей...

Попытаемся поставить себя на место одного из родителей. Он с нетерпением ждет, что скажут о его ребенке. Замечание воспри­нимается остро болезненно. Неумелая гласность родительских не­удач в воспитании детей может привести к разрушению взаимо­отношений. Если классный руководитель слишком откровенно подчеркивает недостатки ребенка, у родителя возникает к нему неосознанная неприязнь, даже если он разумом оценил справед­ливость сделанного замечания.

Окрыляет родителя доброе участливое слово. Нужно взять за правило: похвалить каждого ученика хотя бы и за крохотный ус­пех, а неприятные известия отнести в область индивидуальных бесед без свидетелей.

Уже сегодня в некоторых школах введено профессиональное правило не оглашать принародно отрицательные стороны проте­кающего процесса формирования личности ребенка и не объяв­лять публично недостатки семейного воспитания в конкретной семье. Родительское собрание должно созидать духовную под­держку так, чтобы матери и отцы поверили в реальность успехов своих детей. Тогда они охотно выслушивают и принимают советы и рекомендации педагогов.

Родительское собрание должно носить характер раздумий о воспитательном процессе и процессе становления и развития личности человека. Нелегко научить родителей по-настоящему интересоваться своими детьми как личностями. Учебой и дисци­плиной ребенка интересуются все папы и мамы. Но мало кто за­дает такие вопросы, как «Хорошим ли товарищем является мой сын для соклассников?», «Готов ли помочь другому?», «Доста­точно ли скромен и умеет ли держать достоинство?» «Любят ли его в классе?». «Как относятся к нему (ней) представители про­тивоположного пола?» Интересуясь отметками, родители, как правило, уверены в нравственных достоинствах ребенка.

Нужно ли на родительских собраниях говорить об успеваемо­сти? Отметки ребенка - тайна, о которой знает ребенок, педагог и родители ребенка. Разговор на собрании ведется не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, сопровождаемых познавательным интересом и нравственной мотивацией. Иногда на родительское собрание приглашаются учителя данного класса. Они тоже лишены профессионального права оповещать всех о неблагополучном положении учебных дел ребенка: ведь здесь среди всех находится папа, и он краснеет и стыдится за свое дитя; ведь в это время страдает мамино сердце болью своего сына. Нельзя казнить взрослых за неумение воспитывать или же за осо­бенности нестандартного ребенка.

­

Как проводится родительское собрание?...Светло и чисто. На стенах рисунки детей. Рядом — поделки, выполненные руками де­тей в различных кружках. А рядом — стенгазета, празднично оформленная к собранию родителей. На столе — педагогическая литература. Звучит тихая музыка, пока класс заполняется.

В ровно назначенное время зазвучит голос педагога: «Добрый вечер, дамы и господа, милые мамы и уважаемые папы! Я благо­дарю вас и приветствую от имени всех наших детей. Они так ста­рались, чтобы вам было хорошо в школе... Наша сегодняшняя ра­бота будет посвящена...» Педагог настраивает родителей на серь­езный и открытый диалог. В центре внимания — система отноше­ний ребенка к миру. Частные характеристики поведения, учения, труда, общения — это всё частные характеристики формирующих­ся у детей отношений к окружающей действительности. О них пойдет речь и о способах их развития.

Помимо педагогического просвещения и предоставления родителям информации о воспитании детей в данной школе и данном класса, выстраивается тонкая профессиональная коррек­ция семейного воспитания. Основной путь коррекции - аноним­ные характеристики общей картины воспитания в семьях, полу­ченные через обобщение поведения детей, их высказываний, от­ветов на анкеты. Педагог говорит: «Наши дети не умеют разгова­ривать... Они не делают по утрам гимнастики... Вы, оказывается, будите их слишком поздно, они не успевают завтракать... Им ни­кто не говорит перед сном «спокойной ночи»... Иногда прочи­тывает фразы из анкеты. Например, «когда в семье есть дети, ро­дители не должны ругаться между собою» или «счастье — когда дома не кричат и не ругаются». (Из материалов школы №5 г. Вятские Поляны)

На собрании рассматриваются различные стороны жизни де­тей и разные стороны жизнедеятельности класса как группы. Здесь обсуждают проект будущего, роль родителей в содействии задуманному. Не остаётся без внимания вопрос интересов детей, тенденции развития интересов.

Организационные собрания проводятся в начале года, в конце учебного года. Каждый год — новый этап в физическом, психическом и социальном развитии детей. Требуется переорга­низация воспитательного процесса в связи с новым этапом раз­вития. Важно определить новую задачу-доминанту, описать ос­новные изменения в личностных структурах детей, которые ну­ждаются в иной методике, потом обсудить план работы группы, чтобы выяснить, в чем родители хотели бы оказать содействие и помощь.

Тематическое родительское собрание обычно имеет одну про­блему. Чаще всего она формулируется в виде вопроса: хотим ли мы счастья детям? Избавление от трудностей или преодоление трудностей? Как разрешить проблему денег? Настойчив или уп­рям ребенок? Позволять им курить? Сколько книг в доме?

Во многих школах становится традиционным проведение со­брания родителей вместе с детьми. К сожалению, у этой формы нет специального и точного обозначения. Говорят: «совместное собрание», «собрание нашего класса», «семейный совет нашего класса» и т.д.

Опыт подтверждает целесообразность такой формы, когда уже есть некоторые достижения детей. Предрасположенность к доб­рому взаимодействию обеспечивается благожелательными пере­живаниями успехов.

Мера активности родителей в совместной работе на собрании определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения — приглашения, информацией о теме разговора, на­строем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Овладение методикой проведения родительского собрания и отшлифовка профессиональных умений обеспечивает педагогу широкую палитру других самых преудивительных форм взаи­модействия с родителями, так как общие профессиональные умения универсальной формы родительского собрания играют роль фундаментальных умений.

Мы сознательно опускаем вопрос работы с родителями пе­дагогически запущенных детей. Обычно родители таких детей представляют «тяжелый человеческий материал», нуждающийся в лечении и духовном операционном вмешательстве. Время по­родило институт так называемых социальных работников. Имен­но к ним обращается классный руководитель, сам не имея пол­номочий вмешательства в личную жизнь другого взрослого че­ловека. Что касается детей, то по отношению к ним классный руководитель занимает позицию духовной помощи: помочь ре­бенку сохранить любовь к родителям; помочь ребенку тракто­вать падение родителей как их слабость; помочь ребенку высто­ять в сопротивлении дурному пагубному образу жизни, который ведут родители.

У классного руководителя остаются полномочия гражданина. И, если всё-таки он видит, как вредны для развития ребенка се­мейные устои жизни, он как гражданин мог бы апеллировать к общественности, в частности, к производственному коллективу, где работают родители и где, видимо, не предоставляют возмож­ности родителям иметь время на воспитание детей. (Говорить об этом сегодня странно, так как частные предприниматели по зако­ну капитализма высасывают все силы из нанятых рабочих, однако российская история имеет свой ход, и мы надеемся, что духовные традиции заботы о детях не будут зачеркнуты переходом к рынку. Тем более, говоря об апелляции к производственным структурам, мы можем сослаться на некоторый опыт ряда городов, где адми­нистрация города озабочена будущим города, то есть, воспитани­ем детей).

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

♦ В пятницу перед расставанием с детьми на выходные дни обратитесь к ним с просьбой передать родителям ваши доб­рые пожелания хорошего отдыха и веселого настроения на предстоящие два дня. Проследите за реакцией детей.

¨ Задолго до конца учебной четверти просмотрите учебные успехи детей по классному журналу. Сообщите родителям письменным способом ваши впечатления о первых успехах, поведении и особенностях характера ребенка. Подчеркните ту сторону жизни ребенка, которая бы могла быть изменена во имя повышения успехов и самочувствия ребенка.

¨ Постарайтесь к родительскому собранию приготовить но­вый (не виденный детьми ранее) костюм. Или внесите в ваш наряд новую яркую деталь. Это очень важно. Когда мамы и папы вернутся домой из школы, дети непременно спросят, во что был(а) одет(а) педагог. За костюмом уга­дывается отношение к родителям и родительскому собра­нию.

¨ Поставьте перед детьми вопрос «Умею ли я любить своих родителей?» Обсудите. Через некоторое время пригласите на встречу родителей. Предложите им ответить на аналогичный вопрос. Тоже обсудите. Выявите показатели любви, по ко­торым ребенок судит, любят ли его взрослые.

¨ Помечтайте о благоустройстве классной комнаты вслух, так чтобы слышали дети. Выделите интонационно ту часть раз­думий, которая могла бы быть практически реализована с помощью родителей. Предложите детям дома пересказать содержание такой мечты. Никого ни о чем не просите, только опишите все преимущества измененных обстоя­тельств жизни класса, произведенных с помощью родите­лей.

¨ Предложите родителям вспомнить то, что огорчало их более всего, когда они были маленькими, в родительской семье. С позиции этого воспоминания предложите оценить условия жизни их ребенка в ими построенной семье.

По окончании родительского собрания предложите создать бюллетень для детей класса под названием «Что бы я ска­зал классу о достоинствах моего (ей) сына (дочери)». Вы­весите этот бюллетень для всеобщего прочтения в классе на несколько дней. Проследите за реакциями детей. Укрепите общее мнение относительно достоинств каждого из детей.

♦ Посмотрите на своё расписание занятости. Оповестите через детей о дне индивидуальных встреч с родителями. Этот день должен быть удобным для вас. Сначала приглашайте по­именно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: