Практическая работа классного руководителя с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Коллективные формы: родительское собрание (классное и общешкольное), родительский комитет, педагогический лекторий, родительские конференции, день открытых дверей, родительский совет (например, совет отцов), вечера вопросов и ответов, встреча за «круглым столом», тематические педагогические консультации, кинолекторий, выпуск семейных стенгазет, праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми и многие другие, вариации которых бесконечно разнообразны.
К индивидуальным формам относятся индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, письменные обращения, педагогические поручения, посещение (очень редко, в исключительных случаях!) семьи ученика, привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, беседа детей с родителем в роли гостя класса, индивидуальная помощь школе родителей ученика, а также невоспроизводимые уникальные формы, создаваемые педагогом творческого склада.
|
|
Чтобы крепить сотрудничество школы и семьи, педагоги целенаправленно разнообразят формы взаимодействия: организуют красивые встречи, проводят интервью, анкетирование семьи, практикумы и психологические тренинги, разрабатывают памятки для родителей, проводят семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, приобщают к чтению популярной педагогической литературы.
Перечисленные формы скрывают в себе целый ряд методик взаимодействия с родителями:
• педагогическое просвещение,
• родительский педагогический анализ,
• родительское осмысление воспитания детей,
• родительское соучастие работе педагога,
• родительское сотворчество,
• родительское научение, тренинг.
Часть этих методик опосредованная: педагог апеллирует к письменным средствам, к устным передачам информации через детей, к «третьему лицу» (комитет, президиум, совет, бюро), к администрации школы.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями детей является родительское собрание. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано, что собрание — это совместное присутствие где-нибудь людей, чем-нибудь объединенных. В педагогической энциклопедии мы читаем: «родительское собрание — одна из форм связи школы и семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей».
Ни то, ни другое определение нас не удовлетворяет, ибо практика знает о родительском собрании много больше, разработав его богатое содержание. Сущность родительского собрания как педагогического явления выясняется, если поставить вопрос: какой деятельностью заняты отцы и матери детей, участвуя в родительском собрании?
|
|
В процессе обсуждения насущных вопросов воспитания вырабатывается взаимопонимание и доверительность между родителями и педагогом как основа складывающего единого воспитательного поля. Вот примеры высказываний родителей после хорошо организованного родительского собрания1: (Из материалов работы педагогов г. Смоленска)
¨ Раньше я считала, что моя обязанность — воспитывать своего ребенка. Однако на родительских собраниях я поняла, что этого недостаточно для моего ребенка. Нельзя воспитать сына настоящим гражданином, не принимая участия в воспитании всех детей класса. Сейчас мне ближе стали слова «наш класс», «наши дети». (Л.А. Судовская).
¨ На собрании имеешь возможность не только высказать свое мнение о воспитании, но и поучиться у других искусству воспитывать (Т.П. Юмашева).
¨ Самым ценным является то, что на собрании мы, родители, получаем конкретные рекомендации на многие случаи воспитания ребенка. Это хороший урок семейной педагогики. (А.Ю. Греков).
Собрать под одну крышу родителей — ещё не значит провести собрание. В первую очередь, необходимо создать нравственную атмосферу в группе собранных взрослых людей...
Попытаемся поставить себя на место одного из родителей. Он с нетерпением ждет, что скажут о его ребенке. Замечание воспринимается остро болезненно. Неумелая гласность родительских неудач в воспитании детей может привести к разрушению взаимоотношений. Если классный руководитель слишком откровенно подчеркивает недостатки ребенка, у родителя возникает к нему неосознанная неприязнь, даже если он разумом оценил справедливость сделанного замечания.
Окрыляет родителя доброе участливое слово. Нужно взять за правило: похвалить каждого ученика хотя бы и за крохотный успех, а неприятные известия отнести в область индивидуальных бесед без свидетелей.
Уже сегодня в некоторых школах введено профессиональное правило не оглашать принародно отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять публично недостатки семейного воспитания в конкретной семье. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы матери и отцы поверили в реальность успехов своих детей. Тогда они охотно выслушивают и принимают советы и рекомендации педагогов.
Родительское собрание должно носить характер раздумий о воспитательном процессе и процессе становления и развития личности человека. Нелегко научить родителей по-настоящему интересоваться своими детьми как личностями. Учебой и дисциплиной ребенка интересуются все папы и мамы. Но мало кто задает такие вопросы, как «Хорошим ли товарищем является мой сын для соклассников?», «Готов ли помочь другому?», «Достаточно ли скромен и умеет ли держать достоинство?» «Любят ли его в классе?». «Как относятся к нему (ней) представители противоположного пола?» Интересуясь отметками, родители, как правило, уверены в нравственных достоинствах ребенка.
Нужно ли на родительских собраниях говорить об успеваемости? Отметки ребенка - тайна, о которой знает ребенок, педагог и родители ребенка. Разговор на собрании ведется не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, сопровождаемых познавательным интересом и нравственной мотивацией. Иногда на родительское собрание приглашаются учителя данного класса. Они тоже лишены профессионального права оповещать всех о неблагополучном положении учебных дел ребенка: ведь здесь среди всех находится папа, и он краснеет и стыдится за свое дитя; ведь в это время страдает мамино сердце болью своего сына. Нельзя казнить взрослых за неумение воспитывать или же за особенности нестандартного ребенка.
|
|
Как проводится родительское собрание?...Светло и чисто. На стенах рисунки детей. Рядом — поделки, выполненные руками детей в различных кружках. А рядом — стенгазета, празднично оформленная к собранию родителей. На столе — педагогическая литература. Звучит тихая музыка, пока класс заполняется.
В ровно назначенное время зазвучит голос педагога: «Добрый вечер, дамы и господа, милые мамы и уважаемые папы! Я благодарю вас и приветствую от имени всех наших детей. Они так старались, чтобы вам было хорошо в школе... Наша сегодняшняя работа будет посвящена...» Педагог настраивает родителей на серьезный и открытый диалог. В центре внимания — система отношений ребенка к миру. Частные характеристики поведения, учения, труда, общения — это всё частные характеристики формирующихся у детей отношений к окружающей действительности. О них пойдет речь и о способах их развития.
Помимо педагогического просвещения и предоставления родителям информации о воспитании детей в данной школе и данном класса, выстраивается тонкая профессиональная коррекция семейного воспитания. Основной путь коррекции - анонимные характеристики общей картины воспитания в семьях, полученные через обобщение поведения детей, их высказываний, ответов на анкеты. Педагог говорит: «Наши дети не умеют разговаривать... Они не делают по утрам гимнастики... Вы, оказывается, будите их слишком поздно, они не успевают завтракать... Им никто не говорит перед сном «спокойной ночи»... Иногда прочитывает фразы из анкеты. Например, «когда в семье есть дети, родители не должны ругаться между собою» или «счастье — когда дома не кричат и не ругаются». (Из материалов школы №5 г. Вятские Поляны)
На собрании рассматриваются различные стороны жизни детей и разные стороны жизнедеятельности класса как группы. Здесь обсуждают проект будущего, роль родителей в содействии задуманному. Не остаётся без внимания вопрос интересов детей, тенденции развития интересов.
|
|
Организационные собрания проводятся в начале года, в конце учебного года. Каждый год — новый этап в физическом, психическом и социальном развитии детей. Требуется переорганизация воспитательного процесса в связи с новым этапом развития. Важно определить новую задачу-доминанту, описать основные изменения в личностных структурах детей, которые нуждаются в иной методике, потом обсудить план работы группы, чтобы выяснить, в чем родители хотели бы оказать содействие и помощь.
Тематическое родительское собрание обычно имеет одну проблему. Чаще всего она формулируется в виде вопроса: хотим ли мы счастья детям? Избавление от трудностей или преодоление трудностей? Как разрешить проблему денег? Настойчив или упрям ребенок? Позволять им курить? Сколько книг в доме?
Во многих школах становится традиционным проведение собрания родителей вместе с детьми. К сожалению, у этой формы нет специального и точного обозначения. Говорят: «совместное собрание», «собрание нашего класса», «семейный совет нашего класса» и т.д.
Опыт подтверждает целесообразность такой формы, когда уже есть некоторые достижения детей. Предрасположенность к доброму взаимодействию обеспечивается благожелательными переживаниями успехов.
Мера активности родителей в совместной работе на собрании определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения — приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Овладение методикой проведения родительского собрания и отшлифовка профессиональных умений обеспечивает педагогу широкую палитру других самых преудивительных форм взаимодействия с родителями, так как общие профессиональные умения универсальной формы родительского собрания играют роль фундаментальных умений.
Мы сознательно опускаем вопрос работы с родителями педагогически запущенных детей. Обычно родители таких детей представляют «тяжелый человеческий материал», нуждающийся в лечении и духовном операционном вмешательстве. Время породило институт так называемых социальных работников. Именно к ним обращается классный руководитель, сам не имея полномочий вмешательства в личную жизнь другого взрослого человека. Что касается детей, то по отношению к ним классный руководитель занимает позицию духовной помощи: помочь ребенку сохранить любовь к родителям; помочь ребенку трактовать падение родителей как их слабость; помочь ребенку выстоять в сопротивлении дурному пагубному образу жизни, который ведут родители.
У классного руководителя остаются полномочия гражданина. И, если всё-таки он видит, как вредны для развития ребенка семейные устои жизни, он как гражданин мог бы апеллировать к общественности, в частности, к производственному коллективу, где работают родители и где, видимо, не предоставляют возможности родителям иметь время на воспитание детей. (Говорить об этом сегодня странно, так как частные предприниматели по закону капитализма высасывают все силы из нанятых рабочих, однако российская история имеет свой ход, и мы надеемся, что духовные традиции заботы о детях не будут зачеркнуты переходом к рынку. Тем более, говоря об апелляции к производственным структурам, мы можем сослаться на некоторый опыт ряда городов, где администрация города озабочена будущим города, то есть, воспитанием детей).
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД
♦ В пятницу перед расставанием с детьми на выходные дни обратитесь к ним с просьбой передать родителям ваши добрые пожелания хорошего отдыха и веселого настроения на предстоящие два дня. Проследите за реакцией детей.
¨ Задолго до конца учебной четверти просмотрите учебные успехи детей по классному журналу. Сообщите родителям письменным способом ваши впечатления о первых успехах, поведении и особенностях характера ребенка. Подчеркните ту сторону жизни ребенка, которая бы могла быть изменена во имя повышения успехов и самочувствия ребенка.
¨ Постарайтесь к родительскому собранию приготовить новый (не виденный детьми ранее) костюм. Или внесите в ваш наряд новую яркую деталь. Это очень важно. Когда мамы и папы вернутся домой из школы, дети непременно спросят, во что был(а) одет(а) педагог. За костюмом угадывается отношение к родителям и родительскому собранию.
¨ Поставьте перед детьми вопрос «Умею ли я любить своих родителей?» Обсудите. Через некоторое время пригласите на встречу родителей. Предложите им ответить на аналогичный вопрос. Тоже обсудите. Выявите показатели любви, по которым ребенок судит, любят ли его взрослые.
¨ Помечтайте о благоустройстве классной комнаты вслух, так чтобы слышали дети. Выделите интонационно ту часть раздумий, которая могла бы быть практически реализована с помощью родителей. Предложите детям дома пересказать содержание такой мечты. Никого ни о чем не просите, только опишите все преимущества измененных обстоятельств жизни класса, произведенных с помощью родителей.
¨ Предложите родителям вспомнить то, что огорчало их более всего, когда они были маленькими, в родительской семье. С позиции этого воспоминания предложите оценить условия жизни их ребенка в ими построенной семье.
По окончании родительского собрания предложите создать бюллетень для детей класса под названием «Что бы я сказал классу о достоинствах моего (ей) сына (дочери)». Вывесите этот бюллетень для всеобщего прочтения в классе на несколько дней. Проследите за реакциями детей. Укрепите общее мнение относительно достоинств каждого из детей.
♦ Посмотрите на своё расписание занятости. Оповестите через детей о дне индивидуальных встреч с родителями. Этот день должен быть удобным для вас. Сначала приглашайте поименно.