Координация сказуемого и подлежащего, выраженного количественно-именным словосочетанием

При составном подлежащем, выраженном сочетанием коли-чественного числительного или слов с количественным значением (ряд, большинство, более, свыше, несколько, много, пара, масса, часть) и одушевлённого (во мн. ч.) существительного, сказуемое ставится как в единственном (координация по форме: Большинство избирателей проголосовал о за данного кандидата), так и во множественном числе (координация по смыслу: Большинство избирателей проголосовал и за данного кандидата). Координация по форме подчеркивает целостность, нерасчлененность подлежащего, а координация по смыслу – активность и раздельность действия, совершаемого его производителями.

При составном подлежащем, выраженном сочетанием собирательного и неодушевлённого существительных, сказуемое ставится обычно в единственном числе (координация по форме: Часть книг лежал а на столе).

ТЕСТ 108. Отметьте предложения, в которых предпочтительна форма мн. числа сказуемого.

1. Десять школьников принял_ участие в олимпиаде.

2. Ряд участников уже прибыл_ на конференцию.

3. Тренера волновал_ целый ряд вопросов.

4. Часть студентов хорошо подготовил_сь к зачету и блестяще сдал_ его.

5. Уже много машин выпущен_ на этом заводе.

6. Множество мельчайших морских обитателей жив_т один год.

7. Множество фильмов рождал_сь на глазах актёра.

8. Ряд предложений, разработанных в лаборатории, внедрен_ в производство.

9. Большая часть ребят сел_ в автобусы и уехал_ на экскурсию.

10. В подъезде тускло горел_ несколько лампочек.

 

Сказуемое ставится в единственном числе:

– если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство проголосовало за предложенную резолюцию;

– если подлежащее выражено местоимением кто: Все, кто вошёл в автобус, должны оплатить проезд.

Сказуемое употребляется во множественном числе, если оно выражено прилагательным или причастием: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны. Большая часть домов на нашей улице панельные.

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Четыре ученика вошл и в класс; Три книги леж а т на столе.

ТЕСТ 109. Отметьте предложения, в которых предпочтительна форма мн. числа сказуемого.

1. Двое рабочих в униформе тянул_ кабель.

2. Двадцать один ящик апельсинов был_ выгружен_ из фургона.

3. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходил_ у него из головы.

4. Четыре старшеклассника принял_ участие в конкурсе.

5. Большинство пришл_ на выборы.

6. Большая часть кустарников окопан_ и подстрижен_.

7. Из зданий, стоящих на нашей улице, большинство старинн_.

8. На ремонт квартиры ушл_ пять банок краски.

9. Пятеро студентов пришл_ вовремя.

ТЕСТ 110. Отметьте предложения, в которых предпочтительна форма ед. числа сказуемого.

1. Много лет пролетел_ с тех пор.

2. Масса интересных вопросов возникл_ при обсуждении диссертации.

3. Семеро мужчин отправил_сь обследовать речку.

4. Нас уйма работа_т в поле.

5. Много песен спет_  в этот вечер.

6. Сколько дней прошл_ после этого происшествия?

7. Несколько тетрадей лежал_ на столе.

8. До конца пути оставал_сь пятнадцать километров.

9. Пробил_ уже одиннадцать часов.

10. В холодильнике леж_т десяток яиц.

Координация сказуемого с однородными подлежащими

При координации сказуемого с однородными подлежащими сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развива ю тся.

 

ТЕСТ 111. Отметьте предложения, в которых предпочтительна форма мн. числа сказуемого.

1. Оля и Митя взял_сь за руки.

2. После случившегося отец и сестра решил_ перебраться в другой город.

3. Из-за бугров показывал_ сь то одна машина, то другая.

4. Руководитель и его подчинённые  суме_т выполнить работу качественно.

5. Степановым руководил_ не личная выгода, а интересы дела.

6. Злоба и страх охватил_ его.

7. Семинар по новой теме провед_т сегодня Бажин и Снегирёв.

8. Не только радость, но и смущение читал_сь на его лице.

9. Схема и общий вид машины показан_ на рисунке.

10. Каждый день, каждый час став_т новые проблемы.

Обобщающий тест

ТЕСТ 112. Отметьте нарушения норм координации подлежащего и сказуемого.

1. Любовь к Родине, стремление к справедливости особенно дорога мне в поэте.

2. Связь с лучшими представителями интеллигенции, несомненно, оказало огромное влияние на формирование поэта.

3. Никто, даже опытные хирурги, уже не могли спасти его.

4. Сборник рассказов Бабеля «Конармия» произвели бурю в литературном мире.

5. Много карет стояли около замка.

6. Одно из замечательных произведений А.Н.Островского является драма «Гроза».

7. Большинство людей молчало.

8. Молодёжь предприятия, как всегда, готовы к структурной перестройке.

9. На лекции присутствовали сорок один человек.

10. В отрасли работают более двух десятков физиков-ядерщиков.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: