Употребление двойных союзов при однородных членах

При двойных сопоставительных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой – после второй: Я люблю нетолько лето, но и зиму (Ошибочно: Я не только люблю лето, но и зиму).

Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а также, не только – но (вместо не только – но и), как – а также (вместо как – так и), поскольку – поэтому (вместо поскольку – постольку).

ТЕСТ 115. Отметьте нарушения норм употребления однородных членов.

1. Твардовский добивается не только звучания стиха, а также выразительности.

2. Дипломант не только собрал интересный материал, но правильно его дифференцировал.

3. Для монтажных плит могут использоваться как материалы, нашедшие применение в технике печатного монтажа, а также и такой материал, как керамика.

4. Старик Обломов каким принял имение отца, таким и передал его сыну.

5. Речь произвела не только благоприятное впечатление, так и вызвала возражения.

6. Он многое не столько переводил, сколько переделывал.

7. Люди не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.

8. В подобных случаях следует не отрицать факт, а проверить его.

Логические ошибки в употреблении однородных
членов предложения

Однородные члены должны сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Нарушение этого требования ведёт к ошибке: Комиссией были внесены ценные предложения и критические замечания. Следует употреблять: Комиссией были внесены ценные предложения и сделаны критические замечания.

 

ТЕСТ 116. Отметьте нарушения норм употребления однородных членов.

1. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

2. Мама знает и радуется успехам своих детей.

3. Мы любим бабушку и гордимся ею.

4. Вечер был задуман и проведён по распоряжению декана.

5. Рационализаторские предложения способствовали улучшению условий труда и совершенствованию техники.

6. Герой фильма ищет новые пути и открытия в науке.

К логическим ошибкам ведёт использование в качестве однородных членов:

– слов, выражающих видовые и родовые понятия: Больному принесли фрукты, бульон, печенье, апельсины.

– слов, выражающих несопоставимые понятия: В море плавали спасательные круги, лодки и матросы.

ТЕСТ 117. Отметьте нарушения норм сочетания однородных членов.

1. У меня есть кукла, карандаши и брат.

2. В концерте приняли участие первокурсники и студенты.

3. Юноша покраснел от смущения и от быстрой ходьбы.

4. В русском языке есть слова немецкого, французского, итальянского происхождения.

5. В гастрономе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и фруктов.

6. За короткий срок в городе построены новые школы, больницы, драматический театр и ряд культурно-просветительных учреждений.

7. В “Ревизоре” прекрасно играли как исполнители главных ролей, так и остальные участники спектакля.

8. У каждого ребёнка было увлекательное занятие по дому: уход за цветами, за яблонями, за садом.

9. Скупка радиоаппаратуры и приёмников прекращена.

 Употребление однородных членов
с обобщающими словами

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом. Нельзя употреблять: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англи я, Франци я, Итали я. Следует употреблять: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англи и, Франци и, Итали и.

 

Обобщающий тест

ТЕСТ 118. Отметьте нарушения норм употребления однородных членов.

1. Беликов боялся всего нового и не угодить начальству.

2. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей.

3. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разгова­ри­ваешь с товарищами.

4. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик.

5. Регламент был очень строгий и жёсток.

6. Ошибка объясняется незнанием правила или неумением применять его.

7. Она молода, умна, красива.

8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников.

9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя.

10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистичес­кой литературе видов словообразования, проанализировал продук­тивные словообразовательные типы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: