Неоправданное употребление иностилевой лексики

Слова, уместные в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Следует избегать неоправданного употребления слов иной стилевой окраски: просторечных выражений и диалектных слов (В своём сочинении мне охота написать о любимом герое), штампов деловой речи (Ввиду отсутствия ответного чувства жизнь моя будет разбита).

 

 

ТЕСТ 145. Отметьте неоправданное употребление стилистически сниженной лексики (просторечной, жаргонной).

1. Героем этой повести является Пугачёв – главарь восставшего народа.

2. Герой повести – Пугачёв, предводитель восставших.

3. Чичиков сумел всех объегорить.

4. Чичикову удалось обмануть всех.

5. Употребление архаизма “оземь” по отношению к Ужу, который подпрыгнул в воздух и шлёпнулся о землю, служит одним из средств резкой иронии.

6. Мужик проявил такую ловкость, что от удивления оба генерала шары выпучили.

7. На строительство восьмидесятиквартирного дома позарез нужны панели марки “НСП-4,1”.

8. Захар замызгал у Обломова весь диван.

9. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.

10. Половцев старается всячески нагадить колхозу.

ТЕСТ 146. Отметьте неоправданное употребление стилистически сниженной лексики (просторечной, жаргонной).

1. Хлестаков всем лапши на уши навешал.

2. У этой киностудии немало задумок, творческих заявок и уже срабо­танных сценариев.

3. На предприятии хромает учёт загрузки и использования технологи­ческого оборудования.

4. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: прежде надо заиметь хороших полузащитников, техничных, настырных и напористых.

5. Торговля в розницу завсегда приносит много хлопот.

6. Мальчишка бросился догонять его сломя голову.

7. «Тихий Дон» – интересная книжица.

8. Мама, меня Наталья Ефимовна пропесочила за вчерашнее.

9. Грамотность у меня, конечно, хромает.

10. Кабаниха всячески стращала Катерину.

ТЕСТ 147. Отметьте неоправданное употребление стилистически сниженной лексики (просторечной, жаргонной).

1. Мы видим, что Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня.

2. Все жители одной деревни – родня друг другу.

3. На Плюшкине было какое-то шмотьё.

4. Достоевский лез из кожи, чтобы как-то выбраться из долгов.

5. Павел ещё пуще сплачивает своих друзей.

6. Дикой может запросто это сделать.

7. Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая.

8. Отец вошёл в захламлённый двор.

9. Аспирант быстро управился с поставленной перед ним задачей.

10. У потребителей вычислительной техники уйма претензий к заводу-изготовителю.

ТЕСТ 148. Отметьте неоправданное употребление диалектизмов.

1. По сообщениям синоптиков, разведрится только к вечеру.

2. По сообщениям синоптиков, прояснится только к вечеру.

3. В банно-прачечном комбинате можно приобрести вехотки и мыло разных сортов.

4. Жена Пьера, Элен, была баская женщина.

5. Давыдов – человек не шибко образованный.

6. Раным-ранёшенько, с первыми кочетами, мы выходили в поле.

7. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.

8. Известно, что некоторые выдающиеся люди овладели грамотой самоуком.

9. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу.

10. В отделе снабжения необходимо получить грабли, литовки, вёдра.

ТЕСТ 149. Отметьте неоправданное употребление штампов деловой речи.

1. Девочка, ты по какому вопросу плачешь?

2. Девочка, что случилось? Почему ты плачешь?

3. Решено подвергнуть водителя Гащук Р.П. углублённой проверке знаний правил уличного движения.

4. В образе Катерины видим протест, охвативший широкие слои населения.

5. Не только в те годы, но и сейчас произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения.

6. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.

7. Несмотря на мои возражения, она все-таки уехала из города.

8. Пропуски уроков имеют место быть в нашем классе.

9. А теперь заострим вопрос на пригородном лесе.

10. Моё сочинение находится в стадии завершения.

ТЕСТ 150. Отметьте неоправданное употребление штампов деловой речи.

1. Галь, а где проживает ваша семья?

2. Галь, а где вы живёте?

3. Мне нужна красная роза, и я добуду себе таковую.

4. Пушкин дал положительную характеристику Татьяне.

5. Онегин предпринял попытку заняться общественно-полезным трудом.

6. Автор «Слова о полку Игореве» призывал решать сообща задачи, возникшие перед всей Русской землёй.

7. В процессе повести мы видим, как с течением времени всё больше одухотворяется волчица.

8. Почти на всех заводах отсутствует сортировка известняка перед поступлением в печь.

ТЕСТ 151. Отметьте предложения, предпочтительные для официально-делового стиля.

1. а) Женщина обратилась в суд с заявлением о разводе.

б) Гражданка обратилась в суд с заявлением о расторжении брака.

2. а) Судья огласил приговор.

б) Судья сказал о своём решении.

3. а) Свидетели рассказали о случившемся.

б) Были заслушаны показания двух свидетелей.

4. а) Нужно заставить Валю Серову постоянно ходить на факультатив.

б) Следует обязать В.Серову систематически посещать факультатив.

5. а) Ответчик Гусаров заверил, что впредь подобного не будет совершать.

б) Гусаров обещал впредь этого не делать.

6. а) Жители дома обратились в милицию, просили навести порядок.

б) Жильцы дома обратились в РОВД с просьбой навести порядок.

7. а) Участковый попросил хулигана объяснить своё поведение.

б) Милиционер предложил нарушителю общественного порядка объяснить своё поведение.

8. а) Люди, которые не застроят полученные участки в течение трёх лет, потеряют их.

б) Граждане, не застроившие полученные участки в течение трёх лет, лишатся права на их владение.

 

ТЕСТ 152. Отметьте предложения, предпочтительные для письменной научной речи.

1. а) Сероводород – бесцветный газ. Он пахнет тухлыми яйцами.

б) Сероводород – бесцветный газ, имеющий запах тухлых яиц.

2. а) При горении сероводород пахнет сернистым газом.

б) При горении сероводорода ощущается запах сернистого газа.

3. а) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятель­ностью.

б) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

4. а) Кормить клеста рекомендуется сосновыми и еловыми шишками.

б) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

5. а) Питание больных туберкулёзом должно быть достаточным и разно­образным.

б) Больные чахоткой должны есть много и разнообразно.

6. а) Эта пшеница хорошо растёт и даёт много зерна.

б) Такие сорта пшеницы наиболее интенсивны в росте и урожайны.

7. а) На первом рисунке я показал зависимость долговечности сплавов от величины напряжения.

б) На рисунке 1 показана зависимость долговечности сплавов от вели­чины напряжения.

8. а) В конце исследования я пришёл к таким выводам...

б) В заключение необходимо отметить следующее...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: