Развитие фотоискусства в 1870-х – 1917 г

Мокроколлодионный процесс сохраняет абсолютное лидерство вплоть до 1870-х годов. Но на рубеже 1870-1880-х, после того как английский физик Ричард Мэддокс, обнаружил пагубное влияние эфирных паров коллодия на свое здоровье, он начинает искать альтернативу мокрому процессу.

 После того, как Мэддокс опубликовал статью, в которой предложил использовать вместо коллодия желатин, над этой идеей начинают работать другие ученые. Среди них был и Чарльз Беннетт, создавший в 1848 г. сухую бромсеребряную желатиновую пластинку.

Сначала эти пластинки менее чувствительны, чем мокрый коллодий. Но после того как новый метод доработали, усилив светочувствительность пластин, процесс стал очень популярен. Европейские и американские производители начинают индустриальное производство сухих фотопластин, которые, несмотря на их вес и хрупкость, будут использоваться вплоть до 30-х годов ХХ века. Альтернатива желатиновым пластинкам появляется в том же 1869 году, когда братья Хайат, начинают использовать листы целлулоида; а в 1887-м Ганнибал Гудвин вводит в практику ролик целлулоидной пленки, позволяющий делать несколько кадров подряд.

Однако подлинной революцией в фотографии становятся новации американца Джорджа Истмена. В 1885 году вместо пластинок он вводит в употребление роликовую (катушечную) фотопленку на бумажной основе, но она оказалась не прочной и не давала качественное изображение. Поэтому через четыре года он заменяет её на целлулоидную пленку.

Чуть раньше, в 1888 г. он выводит на рынок фотокамеру Kodak № 1, представляющую собой портативный ящик с фиксированным фокусом. Новая камера продавалась в комплекте с катушкой пленки на 100 кадров и давала резкое изображение с расстояния в 8 футов (около 2,5 м.).

Главной задачей компании было сделать фотосъемку настолько простой, чтобы она была доступна абсолютно каждому[51]. 

Появление моментальной фотографии еще больше повысила популярность фотографии. Увеличение числа увлекающихся фотографией способствовало расши­рению рынка фототоваров, что соответственно увеличивало импорт подоб­ной продукции в Россию. Однако необходимо отметить, что процесс этот был взаимосвязанный: обилие аппаратуры и фотоматериалов и их доступ­ность в свою очередь способствовало тому, что любителей светописи стано­вилось все больше[52].

У всех желающих также появилась возможность самостоятельно осваивать некоторые азы светописи.

В конце 1880-х гг. в России появляется первый журнал, посвященный вопросам светописи - «Фотографический вестник». Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В журнале размещались статьи о теории фотографии, используемых химических составах, методы обработки фотоматериал. Причем каждая статья тщательно проверялась, так как появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии[53].

Приблизительно в это же время рождается жанр публицистического фоторепортажа. Первопроходцем в этой области в России считается нижегородский мастер Максим Дмитриев. Блестящий фотограф, автор многочисленных крупноформатных работ в различных жанрах, Дмитриев обладал блестящей репутацией в Европе, но был часто критикуем на родине за «неуместность» объектов своего творчества. Дмитриев создал целую серию, посвященную голоду в Поволжье, посетил самые засушливые районы и запечатлел страдания людей и ежедневный героизм медсестер и врачей[54].

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг та­кого уровня, что в столицах и провинции из числа активных любителей вы­двинулись энергичные деятели, которые осознавали, что для развития фото­графии необходимо объединять разрозненные силы. В это время в разных городах России были созданы фотографические общества, которые собирали вокруг себя и опытных, и начинающих любителей, становились своего рода творческим центрами[55].

Первое известное объединение фотографов в Европе возникло еще в 1847 году в Англии. Несмотря на популярность дагерротипии в это время, оно объединило в своих рядах поклонников изобретения Тальбота и получило название Калотипическое общество. В 1853 году заявило о себе и Лондон­ское фотографическое общество. Во Франции в 1851 году было создано Гелиографическое общество, которое через три года было преобразовано в су­ществующее и по сей день Французское общество фотографии[56].

В России же первым фотографическим обществом считается V отдел Императорского русского технического общества (ИРТО). Изучение и исследование фотографии как отрасли техники входили в круг занятий ИРТО почти с самого учреждения этого Общества в 1866 году. Изобретение эмульсионных фотографических пластинок и бумаг отразилось в России оживлением изучения фотографии с научной стороны. Первым следствием этого оживления явилось учреждение V отдела ИРТО в 1878 году (до этого вопросы, связанные с фотографией, рассматривались в I-м, по химической технологии и металлургии, отделе).

Инициаторами образования V отдела были секретарь ИРТО Ф. Н. Львов, В. И. Срезневский и известный исследователь и изобретатель в области фотографии Л. В. Варнерке — вокруг него образовался кружок фотографов-специалистов, профессоров и любителей фотографии, в том числе и некоторых членов ИРТО. С 22 апреля 1878 г. начался официальный отсчет деятельности отдела, возглавил его знаток фотографии Д. Г. Биркин. За все время своего существования V отдел неоднократно менял свое название: светописи и ее применений, светописный, фотографический.

Целью V отдела было содействие развитию техники и технической промышленности в России. Для её достижения члены общества изучали успехи светописи, содействовали её усовершенствованию с помощью опытов и исследований, устраивали выставки, публичные лекции для всех желающих, писали статьи для журнала, издаваемого обществом. В своей организации и работе V отдел руководствовался уставом ИРТО. Во главе отдела были председатель, товарищ председателя и собрание непременных членов — представителей десяти специальностей.

Члены общества, согласно уставу, подразделялись на действительных, почетных, соревнователей и корреспондентов. Для вступления в действительные члены требовались рекомендации пяти действительных членов, для членов-соревнователей (с ограниченными правами) — трех действительных членов. Членские взносы подразделялись на вступительный и годичный. Действительные члены пользовались библиотекой, правом работы в фотографическом павильоне отдела и правом фотографировать по всей России, кроме мест, запрещенных законом.

V отдел ИРТО в большой степени содействовал развитию и распространению фотографии умелым устройством фотовыставок. Первая такая выставка была проведена в 1888 г. по инициативе Л. В. Варнерке.

Пресса того времени отмечала: «Первая русская фотографическая выставка была при ее открытии удостоена высоким милостивым вниманием Государя Императора, Государыни Императрицы, Цесаревича Наследника и многих членов Императорской фамилии, и затем для ее обозрения явилось в течение 5 недель более 7000 посетителей». О большом интересе к фотографии вообще, и к V отделу в частности, можно судить по высказываниям в печати: «Деятельность V отдела настолько возбуждает интерес, что собрания его постоянно посещаются значительным числом членов и гостей»; «В настоящую зиму [1890—1891 гг.] надо отметить тот знаменательный факт, что не проходит ни одного собрания... V отдела, чтобы не было желающих поступить в число его сочленов».

V отдел принимал участие во многих фотовыставках в России и за рубежом, а по результатам участия во Всемирной выставке 1900 года в Париже был выпущен альбом экспонатов V отдела, выставленных на Всемирной выставке, с репродукциями работ экспонентов.

Одной из важных проблем светописи в России было отсутствие закона об авторском праве фотографов. V отдел ИРТО уделял большое внимание этой проблеме. В 1894 г. членами отдела был подготовлен Проект положения об авторском праве на произведения фотографии.

Для подготовки к предстоящему пересмотру законоположений, касающихся фотографического дела в России, V отдел ИРТО собрал статистические сведения о числе профессиональных фотографов, их работах, условиях труда и т. п.

Большое внимание V отдел уделял фотографическому образованию. Для этой цели в 1882 г., в виде опыта, были организованы теоретические и практические курсы светописи. Программа предусматривала чтение 17 лекций и практические занятия в группах из 6 человек.

В сентябре 1910 г. были открыты  начальный общий фотографический курс и подробный курс для лиц, знакомых с началами фотографии.

В конце 1916 г. членами V Отдела разрабатывался проект учреждения Фотографического института. Эти стремления и труды остались безрезультатными.

Деятельность V отдела была приостановлена в 1919 г. Но уже в первых числах января 1921 г. отдел возобновил свою деятельность в преобразованном виде — «фотополиграфический»[57]. 

Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского - основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года – главу лаборатории по восстановлению древних письмен Российской Академии наук. Благодаря его методу, многоступенчатого повышения утерянного контраста на документе, были восстановлены 40 «древних письмен», относящиеся к XIII в. и найденные в 1843 г.[58]

Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и крупным мастером ландшафтной фотографии в России. За снимки с изображениями растений и природы, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке.

Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения[59].

Несмотря на то, что российские изобретатели внесли большой вклад в развитие аппаратостроения, в стране не существовало предприятий, на кото­рых возможно было бы реализовать новаторские идеи. Поэтому новые кон­струкции фотоаппаратов существовали либо в одном единственном демонст­рационном варианте, либо сам изобретатель создавал небольшую партию кустарным способом, либо же, продав свое изобретение заграничным произ­водителям, оно возвращалось в Россию, но уже с европеизированным названием и с утратой имени автора.

Самым ярким примером является судьба изобретения витебского фото­графа Сигизмунда Антоновича Юрковского, разработавшего моментальный фотографический затвор. Он продемонстрировал действие затвора на съезде фотографов в 1882 году, а через год опубликовал его описание на страницах журнала «Фотограф». Юрковский вынужден был продать свое изобретение австрийцу О.Аншютцу. Затвор получил широкое распространение под име­нем Герц-Аншютц, без какого-либо упоминания имени истинного изобретателя[60].

Важным этапом в истории светописи в России стало её применение в военных целях. История воздушного фотографирования в России начинается с 1886 г., когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством[61].

Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Он изобрел фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу. После представления изобретения фотографическому отделу Русского технического общества, фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов[62].

Начало XX века рождает целую плеяду блестящих мастеров фотоискусства, среди которых был родоначальник российской фотожурналистики немец Карл Булла, невероятно популярный фотопортретист русской столицы (Санкт-Петербурга) и известных людей своего времени, первые военные фоторепортёры А.Иванов и Д.Никитин, фотограф-художник Анатолий Трапани, работавший в технике фотоофорта и многоцветного бромойля и один из первых выставивший фото обнаженной натуры, и многие другие[63].

Среди них особое место занимает Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Этот талантливый изобретатель, химик и общественный деятель, внес значительный вклад в развитие цветной фотографии в России. Его любовь к фотографии, началась с интереса к химии.

В 1886 – 1888 гг. Сергей Михайлович слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. К этому времени относится его знакомство с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, заведовавшим там лабораторией, и вероятно, учеба у последнего.

Одной из научных проблем, которыми занимался великий химик, был ортохроматизм – учение о правильной передаче оттенков цвета в черно-белой фотографии. То же войдет в сферу интересов Прокудина-Горского, спустя немного времени увлекшегося фотографией. Влияние Менделеева, бурные события фотографической жизни на рубеже веков определили главный профессиональный интерес Сергея Михайловича[64].

Открытия и вклад Прокудина-Горского в фототехнический и фотохимический процесс заключались в разработке собственных методов сенсибилизации пластин, составом проявителей, в достижении равномерности светочувствительности слоя и оптимальной цветопередачи в снимках. Кроме того, его метод сделал возможным длительную сохранность изображений и их великолепное полиграфическое воспроизведение[65]. 

Попытки получить цветные снимки были предприняты еще в середине XIX века, вскоре после того, как появилась фотография. Но изобретателей подстерегало множество технических сложностей. Помимо того, чтобы просто получить цветной снимок, возникали еще сложности с правильной цветопередачей. Именно из-за этого широкое внедрение цветной фотографии в жизнь растянулось на сто лет[66].

Правда, в XIX в фотоснимки «черно-белыми» бывали редко - обычны были вариации от черно-белой гаммы через сине-белую к коричнево-белой гаммы, но в целом можно говорить о монохроматизме – одноцветности или двухцветности фотоснимков той эпохи. Невозможность передачи оттенков цветового спектра воспринималась как препона на пути к реализму. Раскрашивания отпечатков и негативных фотопластинок никак не могло считаться удачным решением - как бы ни был умел и утончен художник, раскрашивающий снимки, все же его произведения реальность передавали не точно, да и удовлетворить все вкусы тоже не могли.

С конца 1840-х гг. задачу цветопередачи пытались решить многие новаторы, но их опыт, зачастую состоявший в осуществлении аккуратных экспериментов, как правило, оставался невостребованным. До 1860-х гг. ничего жизнеспособного в этой области создано не было. Но в 1862 г. Луи Дюкодю Орон приступил к построению аппарата для цветовой фотографии: через шесть лет он запатентовал процесс, основывавшийся на сложении - наложении друг на друга - трех отдельных изображений, каждое из которых снималось через свой светофильтр на свою бумагу, и трех разных цветов. Почти тогда же поэт Шарль Кро, независимо от исканий Дюкодю Орона, предложил схожий принцип: согласно теории «дополнительности» изображение строится наложением друг на друга трех негативов: синего, оранжевого и зеленого. Обе процедуры так и не вышли на рынок, но позже братья Люмьеры положили опробованные в них принципы в основу собственного «автохромного» метода, который и стал первым коммерчески успешным вариантом цветной фотографии, широко распространившимся в начале ХХ в.[67]

Тем не менее, в начале XX века в работах фотографов еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий) популярных вплоть до середины XX века. Ручное раскрашивание (колоризация) черно-белых фотографий применялось для добавления реализма или в художественных целях[68].

Как правило, для раскраски использовались акварельные, масляные краски, цветные карандаши и пастель. Красители наносились на поверхность с помощью кисти, ватного тампона, распылителя или пальцев.

Пытаясь создать более реалистичные изображения, фотографы и художники раскрашивали монохромные фотографии вручную. Первые раскрашенные дагерротипы приписывают швейцарскому художнику и печатнику Иоганну Баптисту Исенрингу. Он использовал гуммиарабик с пигментами для раскраски дагерротипов вскоре после их изобретения в 1839 году. Цветная пудра закреплялась на хрупкой поверхности дагерротипов с помощью высокой температуры. Разновидности этой техники были запатентованы в Англии Ричардом Бердом в 1842, во Франции ЭтьеномЛекки в 1842 году и Лиотаром де Лезе в 1845. Позже ручная раскраска использовалась в последующих инновациях в области фотографии, от альбуминовых и желатиновых серебряных отпечатков до диапозитивов и слайдов.

Параллельные попытки создания цветной фотографии влияли на популярность ручного раскрашивания. В 1842 году Дэниел Дэвис младший запатентовал метод колоризации дагерротипов с помощью гальванизации, а через год его способ был усовершенствован Уорреном Томпсоном. Результаты работы Дэвиса и Томпсона принесли только частичный успех в создании цветных фотографий, и метод гальванизации вскоре был забыт. В 1850 Ливай Л. Хилл сообщил о своем открытии процесса дагерротипии в натуральных цветах в своем «Трактате о дагерротипии». Продажи традиционных черно-белых и раскрашенных дагерротипов упали в ожидании новой технологии. Однако Хилл отложил публикацию деталей нового фотографического процесса на несколько лет, и его заявление об открытии объявили обманом. Когда же Хилл наконец опубликовал свой научный труд в 1856 году, его способ цветной дагерротипии был признан непрактичным и опасным.

Ручная раскраска фото оставалась самым простым и действенным методом изготовления цветных фотографических изображений вплоть до середины 20-го столетия, пока американская фирма Кодак не изобрела цветную пленку «Кодахром»[69].

Не смотря на большое количество талантливых русских мастеров светописи, закона об авторском праве фотографа не было.

Существующий гражданский закон не отказывал искусству светописи в защите права художественной собственности, но он был не полон и требования его трудноисполнимы.

По закону 1846 г., в редакции статьи 420 тома X части I Свода законов правом художественной собственности на свои произведения пользовались живописец, скульптор, архитектор, гравер, медальер и другими отраслями изящных искусств занимающийся художник. Но только в суде можно было установить, что фотография есть отрасль изящных искусств. Хотя другая статья гражданских законов - № 1185 - определяла порядок наследования в художественной собственности и прямо называла фотографию в числе других искусств, произведения которых могут передаваться по наследству.

Лишь в 1910 г. на заседании Государственного Совета рассмотрели законопроект, а в 1911 г. был опубликован и сам закон об авторском праве фотографа на свои произведения. Его срок распространялся на 10 лет. Фотограф имел исключительное право повторять и издавать свое произведение, после его смерти оно переходило к правопреемникам. Использование произведения без согласия автора считалось нарушением закона. В коммерческой же сфере фотография становилась собственностью заказчика как оплаченная продукция. И хотя не все пункты законопроекта устроили фотографическое общество, в целом факт его введения был признан прогрессивным[70].

После революции 1917 г. начался новый этап с истории нашей страны, затронувший все сферы жизни общества. Фотография не стала исключением. Поэтому история советской фотографии требует отдельного изучения и осмысления, а значит и отдельного исследования.

Таким образом, рождение светописи стало результатом исследования ученых в области химии и оптики, соединенных с усовершенствованием камеры-обскуры. Наибольших успехов в этой области исследования добились НисефорНьепс и Луи Дагер. Результатом их экспериментов стало изобретение в 1839 г. фотографического процесса «дагеротипия». Также значительных результатов в изобретении фотографии добился Тальбот. Но изобретенный им фотографический процесс не был таким популярным и поэтому первенство принадлежит Дагеру.

Об изобретении фотографии сразу же становится известно в России и в 1839 г., благодаря Академии наук, новинка появляется и здесь. В Россию приезжает большое количество дагерротипистов-иностранцев. Однако и русские мастера быстро освоили технологию светописи.

В XIX – XX вв. появилась целая плеяда талантливых русских фотографов. Многие из них привнесли большой вклад в развитие светописи.

Сразу после своего рождения, фотография быстро проникла почти во все сферы жизни общества. В том числе и в городскую культуру. Появились традиции обмена фотовизитками и пополнение семейного альбома.

Помимо портрета, фотография проявляла интерес и к видовому жанру. Результатом чего стала «фотография путешествий», на которых изображались достопримечательности разных городов и стран.
Ещё большую популярность приобрела светопись после появления в 70-х гг. XIX в. мгновенной фотографии. Сделавшей процесс светописи более дешевой, а значит и более доступной. Благодаря чему появляется такое явление как «фотолюбительство». Оно в свою очередь привело к появлению жанра фотожурналистики и появлению фотографических обществ.

Но, не смотря на столь большую популярность фотографии, в России закон об авторском праве фотографа появился только в 1911 г.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: