Глава III.Ресурсный потенциал и особенности разработки экскурсии

Основные объекты экскурсионного показа.

Экскурсия – тематическая («Дореволюционная Казань сквозь объектив»).

Пешая экскурсия. Продолжительность экскурсии – 1 час. Начало в 13:00, сбор группы около ТЦ «ГУМ» со стороны ул. Профсоюзной (Пушкина, 15/Профсоюзная 50).

Здравствуете, уважаемые гости нашего города! Меня зовут Екатерина, и сегодня я буду вашим экскурсоводом. Прошу вас ознакомиться с правилами поведения на экскурсии: во время экскурсии важно не отставать от группы экскурсантов и соблюдать правила дорожного движения на протяжении всего нашего путешествия.

Сегодня я познакомлю вас с историей развития фотоискусства в Казани. Во время экскурсии мы посетим места, где зарождалась и развивалась фотография, посмотрим, как она повлияла на жизнь горожан нашего города.

Американский фотограф Юдора Уэлти говорила: «Хороший снимок останавливает ускользающее мгновение». Именно это желание – остановить время, запечатлеть все то, что окружает человека и стало причиной создания фотографии или на русский манер «светописи».

7 января 1839 г. во время заседания Академии наук в Париже астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил новый процесс воспроизведения изображений, получаемых чисто «механическим» путем в приборе, похожем на камеру-обскуру. Он сообщил, что уже полученные изображения отличаются, несмотря на отсутствие красок, четкой проработанностью деталей. Также ученый предсказал применение новинки в области науки и её место в истории техники.

Перечислив возможные сферы применения новинки, Араго призвал французское государство приобрести у изобретателя по имени Жак Луи Манде Дагер права на его детище, окрещенное дагерротипом.

Открытие Дагера стало результатом использования достижений науки, прежде всего химии и физики, в частности, оптики и его многолетнего сотрудничества с ученым Нисефором Ньепсом.

Суть его технологии заключалась в том, что он покрывал медную пластину светочувствительным составом на основе иудейского битума, выдерживал её в камере-обскуре, а потом обрабатывал парами ртути. В конечном счете, возникало - проявлялось - очень четкое и изобиловавшее многими подробностями изображение. Французское правительство выкупило технологию у Дагера, и теперь ей мог пользоваться любой желающий.

После обнародования процесса дагерротипии, оказалось, что не только он занимался исследованиями по фиксации изображений. Последовало множество заявлений от ученых, претендующих на первенство в открытии фотографии. Главным конкурентом Дагера считали английского изобретателя Уильяма Фокса Тальбота, но его фотопроцесс, получивший название «калотипия», не был оценен современниками, и первенство все-таки заняла дагерротипия.

Итоги экспериментов, открывшиеся всему миру, конечно же, не могли пройти мимо российской публики.

Петербургская Академия наук пристально следила за появлением технических новинок в Западной Европе и отправила в Париж члена-корреспондента И. Х. Гаммеля3, чтобы тот собрал информацию об изобретении Дагера и приобрел необходимую аппаратуру. Однако сначала Гаммель оказывается в Лондоне, где знакомится с Тальботом и его фотогеническими рисунками. В мае – июне в своих письмах в Академию он последовательно описывает тальботовский метод, присылает снимки, бумагу и многое другое, касающееся этого процесса.

Затем Гаммель едет в Париж, где осваивает дагерротипию под руководством её изобретателя и приобретает всю необходимую для этого процесса аппаратуру, которую отсылает в Санкт-Петербург.

1. Дом Перцова (​ул. Профсоюзная, 25/​Пушкина, 15).

После обнародования фотографии в нашу страну хлынули дагерротиписты-иностранцы. В России их было подавляющее большинство. И Казань не стала исключением.

Первыми наш город посетили в 1843 г. братья Барт. Свое заведение они открыли в доме, который вы сейчас видите.

Трехэтажное каменное здание построено в стиле классицизм. Первый этаж облицован камнем. На нем располагаются магазины, пекарня и другие торговые павильоны, поэтому окна у первого этажа витринные. Второй и третий этаж выкрашены в нежно-розовый цвет. Окна имеют характерную для классицизма прямоугольную форму. Между ними и на углах здания находятся белые пилястры. Второй этаж отделен от третьего белым тонким поясом.

В XIX в. дом принадлежал русскому писателю и другу Пушкина – Эрасту Петровичу Перцову. До смерти отца он проживал в Санкт-Петербурге, ну а после получения в наследство этого особняка, обосновался в нашем городе. Эраст Петрович быстро стал душой и движущей передовой силой всего высшего казанского общества. Без его участия не обходился ни один спектакль, вечер или литературные чтения. 

Как мы уже говорили, именно в его доме и открыли своё временное фотозаведение братья Барт.

Что же из себя представляли дагерротипы? Это были небольшие пластинки, размеры которых редко превышали стандартный формат 16X21 см. И как массовый товар они вовсе не были лишены недостатков, в том числе очевидных: они сильно блестели, и блики мешали зрительному восприятию, отпечаток - уникален, время выдержки нетерпимо велико, да и краски не помешали бы.

Тем не менее, многие жители нашего города стали посещать заведение братьев с целью испробовать новшество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: