Понятие и методы воспитательной работы с осужденными

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Вологодский институт права и экономики

Федеральной службы исполнения наказаний»

(ВИПЭ ФСИН России)

Факультет юридический

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Специальность: 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация: обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе; ведомственная специализация – организация режима в УИС

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УФСИН РОССИИ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)

  Выполнил: курсант 151 учебной группы, рядовой внутренней службы, Орлов Никита Александрович  
  Научный руководитель: доцент кафедры ГрПД ЮФ, кандидат психологических наук, доцент, Хабалев Валерий Дмитриевич Рецензент: начальник отделения воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Вологодской области, полковник внутренней службы Апанащенко Наталья Александровна
   

 

Решение начальника кафедры о допуске к защите _______________________

 

Дата защиты _______________________ Оценка ______________________

 

Вологда

2020


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………...………………………..............

  3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОСУЖДЕННЫМИ………....………………………………………………..

9
1.1. Понятие и методы воспитательной работы с осужденными……………..……………………………….............. 9
1.2. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными……………………………………………………........ 20

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ……...……..

30
2.1. Проблемы проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы на примере УФСИН России по Брянской области………………………………………………………………………………………………………………….……… 30
2.2. Пути решения проблем, возникающих в процессе воспитательной работы с осужденными на примере УФСИН России по Брянской области………………………................................................................ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………........

 48    55

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

62

 

 




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. «Если тюрьма не учит заключенного жить в обществе, она учит его жить в тюрьме»[1]. Данное высказывание Алана Бартомелью как нельзя, кстати, отражает те задачи, которые стоят перед воспитательной работой с осужденными.

Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса исправления, так же воспитательная работа тесно связано с другими мерами воздействия на осужденных. Ее основная цель - формирование в каждом осужденном потребности соответствовать общепринятым моральным нормам, уважения к человеку, обществу, способности ощущать и создавать красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях[2].

Особое внимание уделяется формированию у осужденных их ценностных ориентаций, коррекции асоциального поведения, осознание вины в совершённом преступлении, примирения с потерпевшими и возмещении вреда. В целом воспитательная работа относится к осужденным. Воспитательная работа в своем понятийном значении заключается в формирование личностных установок, общепринятых потребностей. Периодом и местом проведение работы является время отбывания наказания в местах лишения свободы, а основное место проведения — это исправительное учреждение (далее - ИУ).

Так же стоит сказать, что воспитательная работа является одним из инструментов обеспечения целей уголовно-исполнительного законодательства. Это вытекает из положений статей уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК).

В нем сказано:

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации:

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами[3];

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства:

1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие[4].

Все это подчеркивает важность поиска путей совершенствования воспитательной работы с осужденными.

Далее можно сказать, что из анализа различных трудов видно, что многие авторы говорят: «Каждая практика – уникальна»[5]. Именно поэтому, с целью поиска положительных моментов организации воспитательной работы с осужденными в данной работе будет уделено особое внимание УФСИН России по Брянской области.

Из анализа УФСИН России по брянской области видно, что он имеет довольно богатую историю.

Она берет свое начало с решения Президиума Брянского губисполкома № 46 от 30.11.1922 отделы губюста, административно-хозяйственный, судебно-следственный и часть общего были переданы в Губсовнархоз, другая часть перешла к прокурору. Губернский исправительно-трудовой отдел (ГИТО) - передан в губотдел управления, где было образовано из него и из подотдела принудительных работ Губернское управление местами заключения, вошедшее в состав губотдела управления.

На основании Циркуляра Главного управления мест заключения РСФСР от 04.09.1923 за № 280 Брянское губернское управление местами заключения было реорганизовано в Брянскую губернскую инспекцию мест заключения[6].

В настоящее время в состав УФСИН России по Брянской области входят 9 исправительных учреждений: 2 следственных изолятора (СИЗО-1, СИЗО-2); 1 исправительная колония общего режима: ИК-6; 4 исправительные колонии строгого режима: ИК-1, ИК-2, на территории, которой расположена областная больница, ИК-4, ИК-5, 1 колония-поселение №3, на базе которой также расположен изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, и 2 участка колонии-поселения (ИК-1, ИК-4).

Особое значение хочется уделить опыту Брянской воспитательной колонии.

Во-первых, на территории Брянской ВК находится помещение, функционирующее в режиме СИЗО, там содержатся естественно только несовершеннолетние, таким образом они содержатся отдельно от взрослых и не подвержены негативному влиянию со стороны других осуждённых.

Так же стоит отметить, что Брянская воспитательная колония – одно из учреждений УИС, в котором проводилась разработка модели воспитательного центра. Понятие «модели» является ключевым, т.к. в процессе своего рода эксплуатации при необходимости могут вноситься изменения. Опробованная «в деле» модель станет эталоном для всех учреждений данного вида. В ее разработке приняли участие психологи, педагоги, научно-исследовательские лаборатории вузов ФСИН России; использованы опыт учреждений для несовершеннолетних Швейцарии и применяемые в Евросоюзе нормы, и требования[7].

Применение данного опыта способно принести большие положительные результаты, а также позволит продолжить путь дальнейшей гуманизации УИС РФ.

Заместитель начальника УФСИН России по Брянской области Сергей Васильевич Мироненко, в 2012 год, на период исполнения обязанностей начальника УФСИН России по Брянской области сказал: «Конечно, после освобождения подростки опять попадают в неблагополучные семьи, сомнительные компании; они возвращаются в мир, который привел их к преступлению, но наша задача дать им жизненный ориентир, показать, что есть иная жизнь, к которой надо стремиться»[8].

Сегодня в колонии большое внимание уделяется нравственному и военно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних. Регулярно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, знаменитыми личностями, священнослужителями разных конфессий, студентами, которые проводят работу по воспитанию несовершеннолетних в духе милосердия и доброты, чуткого отношения к людям[9].

Таким образом можно говорить, что практика организации воспитательной работы УФСИН России по Брянской области способна оказать большое практическое влияние на деятельной УИС РФ в целом.

В данной работе проведено исследование правового регулирования
и организации воспитательной работы с осужденными в ВК и иных видах ИУ. Исследование проведено путем анкетирования сотрудников, сбора статистического материала, сравнения и анализа полученных результатов. Было проанкетировано 10 сотрудников различных отделов.

Степень разработанности проблемы. Вопросами воспитательного воздействия в условиях лишения свободы занимались И.М. Агаев, В.М. Алиев, Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, В.П. Артамонов, З.А. Астемиров, А.А. Истомин, А.С. Михлин, А.В. Пищелко и др., вопросы организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе рассмотрены в трудах Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Гербеева,Г.В. Строев и др.

Объектом исследования общественные отношения, складывающиеся
в процессе правового регулирования и организации воспитательной работы
с осужденными в ИУ.

Предметом исследования являются теоретические основы, правовое регулирование и правоприменительная практика организации и реализации
норм уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего воспитательную работу с осужденными в ИУ.

Целью работы является изучение, обобщение и анализ вопросов нормативно-правового регулирования и реализации воспитательной работы
с осужденными в различных видах ИУ, а также подготовка предложений
по совершенствованию законодательства в правовом регулировании
по изучаемой области общественных отношений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить понятие и методы воспитательной работы с осужденными.

2. Провести анализ правовых основ регулирования воспитательной работы с осужденными.

3. Выделить проблемы проведения воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы на примере УФСИН России по Брянской области.

4. Найти пути решения проблем, возникающих в процессе воспитательной работы с осужденными на примере УФСИН России по Брянской области.

Методология. В работе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза теоретической информации, методы сравнения, частно-научные социологические и статистические методы.

Практическая значимость заключается в том, что выводы
и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы
в законотворческой деятельности, правоприменительной практике и научно-исследовательской работе. В ходе прохождения преддипломной практики автором была разработана и прочитана лекция на тему: «Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными»[10], а так же проведено его сравнение с результатами аналогичного тестирования производственной практики[11].

Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две
главы, объединяющие в себя четыре параграфа, заключение, список использованных источников и двух приложений.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОСУЖДЕННЫМИ













Понятие и методы воспитательной работы с осужденными

В настоящее время развитие системы уголовно-исполнительного законодательства неразрывно связана с процессом гуманизации, что позволяет сделать вывод о том, что воспитательная работа, в связи с наличием в ней гуманной основы, считается одним из важнейших средств, используемых в процессе исправления осужденных, в том числе и лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях. Можно сказать о том, что понятие «воспитательная работа с осужденными» применяется с учетом определенных особенностей контингента, содержащегося в данном виде ИУ.

С целью определения понятия, и самой сущности воспитательной работы с осужденными в ИУ не представляется возможным без теоретического и правового анализа как самого понятия «воспитательная работа» так и иных понятий, связанных с процессом ее организации. Примерами таких понятий можно назвать «режим» и «исправление»[12].

Начиная теоретическое изучение понятия «воспитательная работа с осужденными» необходимо обратиться к толковым словарям русского языка.

Так, в соответствии со словарем С. И. Ожегова воспитание - это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни[13].

Далее стоит отметить, что понятие «воспитание» и «воспитательная работа» отражается в различных науках и дисциплинах.

Так, в современной педагогике понятие «воспитательная работа» обозначает развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры. К данной структуре относятся различные формы направленности, которыми выступают мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.[14]

В психологии «воспитательная работа» понимается как целенаправленная деятельность по передаче будущим  поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду[15].

В пенитенциарной педагогике под воспитанием понимается совместная деятельность, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, результатом чего является изменение, формирование, развитие в заданном направлении воспитуемого с учетом его способностей, интересов, направленности[16].

Как двусторонний процесс воспитание складывается из педагогической деятельности субъекта (воспитательная работа, педагогическое руководство, воздействие, влияние) и объекта воспитания. Развитие воспитуемого — это не только результат, но и активная составная часть воспитательного процесса.

Стоит отметить, что первая составляющая процесса воспитания - это педагогическая деятельность, направленная на передачу определенных знаний, умений и навыков, готовящих их к дальнейшему функционированию, а так же на организацию их жизнедеятельности, поведения в различных условиях и обществе.

Таким образом можно сказать, что под педагогической деятельностью необходимо так же понимать организационные и управленческие аспекты направленных на организацию педагогического руководства.

Непосредственно переходя к вопросу понятия «воспитательная работа» в исправительных учреждениях, стоит отметить, что специфика воспитательного воздействия в условиях отбывания уголовного наказания и высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных к лишению свободы обусловили необходимость вычленения из общей педагогики самостоятельной отрасли знаний – пенитенциарной педагогики со своим объектом в виде педагогической (воспитательной) системы исправительных учреждений и предметом в виде закономерностей воспитания и особенностей их проявления в рамках исполнения уголовного наказания.

Говоря о значении воспитательной работы, стоит отметить, что она непрерывно связана с уголовно-исполнительным законодательством. Так, стоит от метить, что основными целями, стоящими перед УИС РФ, согласно ст. 1 УИК РФ выступает исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами[17].

Сам термин «исправление» так же нашел свое отражение в УИК РФ, и под ним, в соответствии со ст. 9, следует понимать «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Так же стоит отметить то, что данная статья так же закрепила и средства исправления осужденных, одним из которых выступает воспитательная работа.

Иными словами, можно говорить о том, что в процессе своего функционирования воспитательная работа имеет своей основной целью создание условий для полноценного и всестороннего процесса исправления осужденного, что позволяет им вернуться в общество по окончанию уголовного наказания в виде лишения свободы.

Из анализа УИС РФ следует, что по состоянию на 1 ноября 2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 530 460 человек, что на 32 706 человек меньше аналогичного периода по состоянию на 1.января 2019 года[18].

Несмотря на уменьшение количества осужденных в местах лишения свободы стоит отметить, что их количество остается большим, что говорит о необходимости поддержания процесса исправления осужденных и подготовки их к возвращению в общество по окончанию лишения свободы.

Непосредственно переходя к понятию «воспитательная работа» стоит отметить то, что данное понятие не нашло своего четкого определения в законодательстве РФ.

В свою очередь, стоит отметить, что в ряде зарубежных стран данное понятие находит свое отражение. Примером такого государства выступает Республика Беларусь (Далее – РБ). Так, п. 1 ст. 104 УИК РБ в своем содержании дает понятие «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы»[19], что говорит о существовании возможности закрепления данного понятия в УИК РФ.

Вместе с тем стоит отметить ст. 109 УИК РФ, согласно которой воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на:

1. Исправление осужденных.

2. Формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

3. Повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Так же согласно этой статьи стоит указать на то, что воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Так же стоит указать, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также применения мер поощрения и взыскания.

Далее, стоит отметить, что при определении степени исправления осужденных учитывается их участие в воспитательных мероприятиях. Оно также является основанием применения мер поощрения или смягчающим обстоятельством при применении мер взыскания.

Из анализа юридической литературы можно выделить следующие принципы воспитательной работы:

1. Формирование всесторонней и устойчивой готовности личности к правопослушному образу жизни.

2. Соблюдение законности при использовании методов и средств воспитательного воздействия.

3. Комплексный подход к организации и содержанию воспитательной работы.

4. Индивидуальный подход к исправлению осужденных с учетом особенностей их личности, совершенных ими преступлений, поведения в период отбывания наказания и условий предстоящей социальной адаптации.

5. Организация исправительного процесса на основе привлечения к труду, обучению и другим видам деятельности; - сочетание требований к поведению осужденного с гуманным обращением и уважением его личного достоинства.

6. Восстановление и сохранение социально полезных связей осужденных.

7. Сознательное включение осужденного в исправление с формированием отношений сотрудничества между ним и сотрудником в исправительном процессе.

Реализация указанных принципов свидетельствует, что воспитательная работа занимает важное место среди основных средств исправления осужденных. Кроме того, учитывая направленность воспитательной работы на личность осужденного или на их коллектив в целом, следует указать, что без активной позиции осужденных данное средство исправления реализоваться не сможет.

Стоит отметить, что данное средство исправления, как и само понятие, в истории развития РФ проходило через определенные этапы. Так в ИТК РСФСР применялось другое понятие, связанное с воспитательной работой, а именно «политико - воспитательная работа»[20].

Данная работа была направлена на:

1. Воспитание осужденных в духе честного отношения к труду.

2. Воспитание стремления следования точному исполнению законов.

3. Уважения к правилам социалистического общежития.

4. Воспитание бережного отношения к социалистической собственности.

5. Повышение сознательности и культурного уровня.

6. Развитие полезной инициативы осужденных.

Данные правовые отличия были вызваны определенными особенностями исторического этапа развития нашего государства на тот период времени.

Возвращаясь к современному законодательству хочется отметить такую проблему, как отсутствие понятия «воспитательная работа» в положениях УИК РФ. Так стоит отметить, что такое средство исправления осужденных как режим, которое так же закреплено в ст. 9 УИК РФ, нашло свое четкое отражение в ст. 82 УИК РФ. Это говорит о том, что необходимо точно регламентировать данное понятие в содержании УИК РФ[21].

Направлениями воспитательной работы с осужденными выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное (эстетическое, патриотическое, половое) воспитание[22].

Нравственное воспитание направлено на формирование у осужденного способности регулировать свое поведение в соответствии с выработанными в обществе этическими нормами, моральными принципами и духовными ценностями. Нравственная позиция человека определяет его отношение ко всем сторонам общественной и личной жизни - труду, закону, политике, религии, искусству, природе и окружающей среде, семье, родным и близким, собственному здоровью и интеллектуальному развитию.

Правовое воспитание направлено на выработку понимания необходимости соблюдения правовых норм, правил человеческого общежития. Реализация данного направления осуществляется не только при воспитательной работе с осужденными, но и при использовании других средств исправления: режима, труда, получения общего образования, профессионального обучения, общественного воздействия.

Трудовое воспитание нацелено на формирование у осужденных желания и потребности трудиться, честного отношения к выполняемой работе, а также на развитие профессиональных способностей. Осуществляется в неразрывной связи с такими средствами исправления осужденных, как общественно полезный труд и профессиональное обучение.

Физическое воспитание направлено на формирование и развитие потребностей к занятиям физкультурой и спортом, заботе о собственном физическом развитии и состоянии здоровья[23].

Патриотическое воспитание направлено на развитие у осужденного чувства любви к Родине, гордости и сопричастности к отечественной истории и культуре.

Эстетическое воспитание воздействует на эмоциональную сферу осужденных, развивает восприятие достижений человеческой культуры.

Половое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к институту брака и семьи, правильного отношения к вопросам пола, а также на профилактику сексуальных извращений.

Комплексный характер направлений воспитательной работы предполагает дифференцированный характер их реализации, зависящий от вида исправительного учреждения, срока наказания и условий содержания. Данная зависимость находит выражение в формах воспитательной работы, которые так же находят свое отражение в УИК РФ.

Законодатель закрепляет следующие формы воспитательной работы[24]: индивидуальную, групповую, массовую.

Индивидуальная форма воспитательной работы ведется с учетом особенностей личности конкретного осужденного на основе плана индивидуальной работы с ним. Данный план разрабатывается начальником отряда в течение пяти дней со дня распределения осужденного в отряд. Указанный план должен соответствовать следующим требованиям: актуальность, достижимость, практическая обоснованность, четкость и сроки реализации. Выполнение плана индивидуальной работы с осужденным обсуждается не реже одного раза в полугодие на совете воспитателей отряда.

Групповые формы воспитательной работы предполагают организацию воспитательных мероприятий с коллективом осужденных. В условиях действующего уголовно-исполнительного законодательства основной группой выступает отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами осужденных, формируемыми по определенным критериям: нарушители установленного порядка отбывания наказания, освобождающиеся или работающие осужденные и т. д. Данная форма используется в основном в исправительных (воспитательных) колониях.

Массовые формы воспитательной работы используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих участия большинства осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Указанная форма, как правило, применяется в исправительных (воспитательных) колониях, в которых возможно проведение данных мероприятий.

Как уже было сказано, одним из ключевых направлений в процессе исправления осужденных является воспитательная работа, то есть профессиональная деятельность педагога, воспитателя.

Ведущая роль в проведении воспитательной работы с осужденными принадлежит начальнику отряда, который проводит основную часть воспитательных мероприятий, планирует и обеспечивает участие в воспитательной работе членов совета воспитателей отряда, других сотрудников учреждения, представителей органов власти, аппаратов уполномоченных по правам человека, общественных объединений, религиозных конфессий. Начальник отряда осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию осужденных, развитию их личности и социальной защите.

В проведении воспитательных мероприятий с осужденными обязаны участвовать начальник учреждения и его заместители, начальники и сотрудники структурных подразделений учреждения, медицинские работники, руководители и преподаватели школ и профессиональных училищ[25].

Для осуществления воспитательной работы в отряде организуется совет воспитателей отряда в составе не менее пяти человек, на заседаниях которого заслушиваются отчеты о проделанной работе, вырабатываются решения по повышению эффективности воспитательных мероприятий, проводятся собеседования с отдельными осужденными, рассматриваются индивидуальные обязательства в правопослушном поведении осужденных, выносятся ходатайства о поощрении, а также предложения по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания. Содержательные аспекты воспитательной работы выражаются в необходимой деятельности по ее планированию, методическому, информационному и ресурсному обеспечению, а также обобщению передового опыта.

Непосредственно переходя к процессу обеспечения воспитательной работы с осужденными стоит отметить то, что согласно ст. 110 УИК РФ следует, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения.

Это говорит о том, что помимо индивидуальных особенностей личности, в процессе организации воспитательной работы учитывается вид исправительного учреждения, что в первую очередь сказывается на таком средстве воспитательной работы, как применение средств поощрения и взыскания.

Согласно п. 5 ст. 74 УИК РФ в колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

Таким образом можно выделить две важные особенности данной категории осужденных:

1. Лица мужского пола.

2. Повторное отбывание наказания в местах лишения свободы[26].

Это говорит о том, что процесс исправления данной категории осужденных должен быть более тщательный, по сравнению и колониями-поселениями и исправительными колониями общего режима в связи с наличием рецидива преступлений.

Так же стоит отметить, что особенности применения воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, на законодательном уровне связано с режимом исправительного учреждения, а также от условий отбывания лишения свободы.

Согласно гл. 15 УИК РФ к средствам воспитательного воздействия относятся меры поощрения и взыскания. Разберем более подробно меры поощрения.

Ст. 122 УИК РФ устанавливает условия отбывания лишения свободы в местах лишения свободы, а также определяет особенности категорий осужденных, отбывающих наказание в тех или иных условиях. Ст. 123 УИК РФ устанавливает условия отбывания наказания в данных ИУ устанавливают сумму ежемесячно расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств денежных средств; количество краткосрочных и длительных свиданий; количество посылок, передачей и бандеролей в соответствии с условиями отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.

Вместе с тем, стоит отметить, что согласно ст. 113 УИК РФ, мерами поощрения выступают: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до тысячи пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до трех часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Данные меры направлены на стимулирование осужденного к правопослушному поведению, заставляя их стремиться к своему исправлению с целью применения в их отношении таких мер. Стоит обратить внимание, что некоторые меры поощрения позволяют увеличить установленные условиями отбывания лишения свободы количества разрешенных к трате денежных средств; количества посылок, передач и бандеролей, количества краткосрочных и длительных свиданий[27].

Таким образом из проведенного анализа было установлено, что воспитательная работа имеет огромное значение для процесса исправления осужденного, который выступает одной из целей уголовно-исполнительного законодательства. Так же стоит отметить, что воспитательная работа, в процессе своего функционирования, применяет различные методы, которые позволяют улучшить условия отбывания лишения свободы. Это имеет огромное значение, так как стимулирует осужденных к правопослушному поведению.

Вместе с тем стоит отметить, что в отличие от понятия «исправление», а также, например других средств исправления, примером которого выступает «режим ИУ» понятие воспитательная работа не нашло своего отражения в УИК РФ. Из проведенного анализа можно говорить о значимости данного средства исправления, и, следовательно, необходимости закрепления данного понятия в нормах ИУК РФ.

Для достижения указанной цели можно говорить о целесообразности применения опыта уголовно-исполнительного законодательства РБ, из анализа которого можно сделать вывод, что «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы – планомерная деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законодательства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их культурного уровня».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: