Пути решения проблем, возникающих в процессе воспитательной работы с осужденными на примере УФСИН России по Брянской области

 

Из проведенного анализа были выделены проблемы воспитательной работы в исправительных учреждениях. Разберем пути решения данных проблем с целью улучшения и совершенствования деятельности воспитательной работы.

Как уже было отмечено, большую часть времени в процессе которого проходит процесс перевоспитания осужденного с ними проводит начальник отряда. Также можно отметить, что из проведенного анализа следует, что именно начальники отряда выступают основным звеном обеспечения процесса перевоспитания осужденных. Вместе с тем начальники отрядов сталкиваются с большим количеством проблем в процессе обеспечения воспитательного процесса в связи с большим количеством работы.

Следует отметить, что ряд авторов выделяют определенные подходы, направленные на повышение эффективности воспитательной работы[52]:

1. Установление оптимального баланса между психолого-педагогическим и иными направлениями работы в зависимости от вида исправительного учреждения.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников, реализующих свои функции в непосредственном контакте с осужденными.

3. Совершенствование программных и технических средств автоматизации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными (средства профессионального взаимодействия, автоматизированные рабочие места, специальные программы) при одновременной оптимизации документооборота и системы отчетности.

4. Разработка и внедрение единой педагогической концепции исполнения наказания в виде лишения свободы, определяющей базовые принципы и подходы к осуществлению педагогического воздействия на осужденных и формированию в исправительном учреждении реабилитирующей социальной среды.

5. Совершенствование правовых и организационных основ взаимодействия подразделений уголовно-исполнительной системы с государственными и муниципальными органами и учреждениями, общественными объединениями и религиозными организациями.

6. Разработку научных рекомендаций для практических работников по различным аспектам организации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными и личным составом[53] и другие методы.

Все вышеперечисленные методы способны оказать влияние на выполнение начальником отряда своих функций.

Так, стоит отметить, что вышеперечисленные методы направлены на повышение знаний и выполнения воспитательных функций не только начальником отряда, но и представителей других отделов.

Это позволит улучшить качество взаимодействия между сотрудниками различных отделов и служб ИУ, а также по повышению навыков начальников отрядов, что несомненно позволит им уделять более большое время проведению воспитательных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей личности осужденных.

Следующей проблемой, которая требует своего решения и которое была обозначена ранее выступает проблема учета индивидуальных качеств личности осужденных.

Для разбора данной проблемы отмечается необходимость повышения качества существующих программ психолого-педагогической работы с осужденными. Так можно говорить о необходимости повышения уровня научно-методического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС, а также их взаимодействия с органами, производящими следствие и дознание на стадии раскрытия преступлений.

С целью обеспечения данного взаимодействия необходимо создать условия для возможностей реализации процесса выработки совместных методических рекомендаций учета и выявления наиболее опасных категорий осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых с учетом их личностных, индивидуальных особенностей[54].

Такое взаимодействие позволит улучшить качество работы не только сотрудников воспитательного отдела ИУ, но и иных отделов, так или иначе принимающих участие в обеспечение организации воспитательной работы с осужденными[55].

Тем самым можно сделать вывод, что уровень учета индивидуальных особенностей личности осужденных в процессе воспитательного воздействия, позволит улучшить данный процесс и повысить его эффективность. Также стоит отметить, что применение данного метода и грамотное применение приказа МЮ РФ № 72 будет улучшать процесс достижения цели уголовно-исполнительного законодательства, закрепленной в ст. 1 УИК РФ, а именно предупреждение совершения новых преступлений.

Кроме того, из проведенного анализа было установлено, что воспитательная работа имеет огромное значение для процесса исправления осужденного, который выступает одной из целей уголовно-исполнительного законодательства. Так же стоит отметить, что воспитательная работа, в процессе своего функционирования, применяет различные методы, которые позволяют улучшить условия отбывания лишения свободы. Это имеет огромное значение, так как стимулирует осужденных к правопослушному поведению.

В отличие от понятия «исправление», а также, например других средств исправления, примером которого выступает «режим ИУ» понятие воспитательная работа не нашло своего отражения в УИК РФ. Из проведенного анализа можно говорить о значимости данного средства исправления, и, следовательно, необходимости закрепления данного понятия в нормах ИУК РФ.

Из анализа норм УК РФ видно, что осужденные отбывающие наказание в различных ИУ отличается степенью своей общественной опасности, что говорит о том, при определении правовой основы организации воспитательной работы с осужденными данные признаки должны неукоснительно учитываться..

Можно сказать, что нормативно правовая основа воспитательной работы с осужденными базируется на национальном законодательстве в соответствии с нормами Конституции РФ, а также на ряде норм международного законодательства, ратифицированного РФ.

Следующий вопрос- вопрос применения службы пробации на территории РФ.

Исходя из практики применения пробации в зарубежных странах, этот институт в России должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение (в большинстве стран пробация функционирует в составе Министерства юстиции).

Из зарубежных стран большой опыт применения пробации накоплен в США. В этой стране служба пробации существует более 150 лет и является самостоятельным ведомством, исполняющее альтернативные наказания, назначаемые судами и выполняющие четыре основные функции: исправление осужденных, предупреждение совершение ими новых преступлений, ресоциализация лиц, отбывших наказание, а также реинтеграция в общество.

Общие условия пробации регламентированы в § 3563 разд. 18 Свода законов США. Они содержат обязательные условия о том, что в случае назначения пробации за совершение фелонии, мисдиминора или правонарушения лицо не должно совершать преступлений, предусмотренных федеральным или местным правом, в течение всего срока пробации, конкретно определены основания вынесения приговоров о пробации, течение её срока и отмена пробации. В некоторых штатах существуют дополнительные условия: отсутствие судимости в прошлом, назначение наказания не более 10 лет тюремного заключения и возмещение всех судебных издержек. Продолжительность пробации определяется штатами по-разному. В некоторых штатах этот вопрос отдан на усмотрение суда, в других считается, что срок пробации не должен превышать срока тюремного заключения, к которому мог быть приговорён подсудимый, в-третьих, максимальный срок установлен в 5 лет[56].

По оценкам американских исследователей экономические издержки пробации в 5-10 раз ниже, чем при тюремном заключении. Рецидив осужденных к данному виду надзора довольно низкий: от 15 до 20 % вновь совершают преступления[57].

Данный опыт можно было применить на территории РФ, где в настоящее время не существует службы пробации, которая, в свою очередь, показывает большое практическое значение на территории ряда зарубежных стран.

 Однако, постпенитенциарный этап ресоциализации является более ответственным и сложным, чем ресоциализация в местах лишения свободы. Из исправительных учреждений ежегодно освобождаются более 260 тыс. человек, и отсутствие в государстве системной профилактической работы с ними создает, помимо криминогенной угрозы и социальной напряженности, дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет. Рецидивная преступность требует средств на расследование новых преступлений, судебных процессов, этапирование осужденных и их содержание в исправительных учреждениях более длительные сроки.

Таким образом, проведенный анализ позволяет определить приоритетные направления работы по внедрению службы пробации в российскую уголовно-исполнительную практику, а именно:

1. Предлагается внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, введя раздел «Порядок и условия исполнения условного освобождения под надзор», в котором должна быть сформулирована цель и задачи исполнения этого вида наказания, определены порядок организации надзора и компетентный орган, его осуществляющий. Наряду с этим необходимо также законодательно закрепить участие общественных организаций и объединений в процессе ресоциализации осужденных, сформулировав цели этой деятельности, правовой статус и обязанности добровольцев, методы их отбора и меры социальной защиты.

2. Реформировать Уголовно-исполнительные инспекции в Службу пробации, деятельность которой должна регламентироваться ведомственным нормативным актом, в котором необходимо сформулировать ее цели, задачи, функции, компетенцию и полномочия, структуру органов, требования, предъявляемые к сотрудникам, вопросы их правовой и социальной защиты, набора, подготовки и повышения квалификации кадров.

3. Для решения проблем кадрового обеспечения предлагается создать систему переподготовки, обучения и повышения квалификации сотрудников на базе образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Безусловно, все это потребует финансовых затрат государства. Однако, данные ассигнования будут не дополнительным бременем для бюджета государства, а, наоборот, средством оптимизации расходов деятельности УИС[58].

Кроме того, стоит отметить, что помимо вопроса о существовании проблем воспитательной работы с осужденными, сотрудникам, в ходе прохождения производственной и преддипломной практики, предлагалось сформулировать способы устранения данных проблем.

Из проведенного анализа можно выделить следующие способы решения проблем организации воспитательной работы (Приложение № 1; Приложение № 2):

1) уменьшение нагрузки на начальников отряда. Данный способ улучшения воспитательной работы был выделен одиннадцатью сотрудниками. Как уже отмечалось, начальник отряда выступает основным звеном воспитательной работы. Тем самым, можно говорить, что снижение нагрузки данной должности позволит им уделять больше времени процессу воспитательной работы;

2) привлечение осужденных, отбывание наказания в МЛС, на которых дало положительный результат. Согласно мнениям семи из 20 опрошенных сотрудников, общение с бывшими осужденными способно повлиять на мировоззрение осужденных и способствовать их положительному восприятию воспитательного процесса;

3) увеличение заработной платы с целью привлечения новых кадров. 6 из 20 опрошенных начальников отряда отметили, что данный метод способен решить проблему нехватки сотрудников воспитательного отдела;

4) совершенствование законодательства и поиск новых средств воспитательного воздействия. По мнению шести начальников отряда проработка и применение новых средств работы могло бы благополучно сказаться на организации воспитательной работы с осужденными.

Помимо указанных, так же предлагались и иные способы совершенствования воспитательного воздействия, такие как: применение зарубежного опыта; оказание противодействие криминальной субкультуре; проведение совместных мероприятий между отделами, направленных на улучшение уровня взаимодействия; привлечение различных общественных деятелей.

Таким образом мною было установлено, что процесс совершенствования воспитательной работы с осужденными связан с решение проблем, возникающих в УИС на современном этапе.

Кроме того, способы повышения эффективности деятельности сотрудников учреждений УИС стояли вопросом исследований различных ученых, и применение предложенных их вариантов решений способно улучшить деятельность не только воспитательного процесса, но и деятельность исправительного учреждение.

Все вышесказанноеспособно повысить качество работы начальников отряда, а также упростить его работу, в связи применения данного метода ко всем сотрудникам УИС.

Применение данных методик не удаляет функции начальника отряда из законодательства, тем самым позволяет поддерживать его работу на должном уровне, но при этом позволит создать условия, дающие большее количество времени начальнику отряда для проведения ими воспитательной работы с осужденными.

Можно говорить о возможности улучшения психотерапевтического направления в практике. Это возможно через внедрение определенных должностей, а также применения методических рекомендаций о применении такой работы для сотрудников УИС.

Так же должен быть принят комплекс мер по оборудованию комнат воспитательной и социальной работы современными техническими средствами. Для проведения спортивных, культурных и иных мероприятий оснастить спортивные залы, клубы, комнаты отдыха, библиотеки необходимым спортивным инвентарем, мебелью, техникой, музыкальными инструментами, художественной и юридической литературой.

Все это способно оказать огромное положительное влияние на процесс воспитательной работы в исправительных учреждениях, а также позволит улучшить процесс исправления осужденных.

Таким образом, пробация позволяет проводить более гибкую, дифференцированную уголовно-исполнительную политику в отношении различных категорий осужденных. У осужденных есть возможность избежать нравственных, психологических, физических и иных негативных последствий изоляции, сохраняя навыки социального взаимодействия, развивая их под воздействием социальной среды и активной помощи квалифицированного персонала.

Кроме того, стоит отметить, что помимо вопроса о существовании проблем воспитательной работы с осужденными, сотрудникам, в ходе прохождения производственной и преддипломной практики, предлагалось сформулировать способы устранения данных проблем.

Из проведенного анализа можно выделить следующие способы решения проблем организации воспитательной работы:

1) уменьшение нагрузки на начальников отряда;

2) привлечение осужденных, отбывание наказания в МЛС, на которых дало положительный результат;

3) увеличение заработной платы с целью привлечения новых кадров;

4) совершенствование законодательства и поиск новых средств воспитательного воздействия.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поиск и внедрение организационных новшеств в работе с осужденными является важным условием развития уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной практики, повышения эффективности исправительного процесса и ресоциализации осужденных. Планирование и реализация таких нововведений должны осуществляться на основе предварительного научного обоснования и практической апробации.

В рамках выпускной квалификационной работы нами были проведены исследования и можно сделать следующие выводы:

Согласно гл. 15 УИК РФ к средствам воспитательного воздействия относятся меры поощрения и взыскания. Разобраны подробно меры поощрения.

Согласно ст. 113 УИК РФ, мерами поощрения выступают: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до тысячи пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до трех часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Данные меры направлены на стимулирование осужденного к правопослушному поведению, заставляя их стремиться к своему исправлению с целью применения в их отношении таких мер. Некоторые меры поощрения позволяют увеличить установленные условиями отбывания лишения свободы количества разрешенных к трате денежных средств; количества посылок, передач и бандеролей, количества краткосрочных свиданий.

Воспитательная работа имеет огромное значение для процесса исправления осужденного, который выступает одной из целей уголовно-исполнительного законодательства. Так же стоит отметить, что воспитательная работа, в процессе своего функционирования, применяет различные методы, которые позволяют улучшить условия отбывания лишения свободы. Это имеет огромное значение, так как стимулирует осужденных к правопослушному поведению.

Нормы УК РФ устанавливают процесс проведения такой работы, а также пути ее совершенствования. Вместе с тем относительно исправительных колоний строгого режима основным документом, устанавливающим особенности процесса воспитательной работы в них, выступает УИК РФ, который прямо указывает на необходимость применения воспитательной работы.

Из анализа опыта зарубежных можно сделать вывод, что применение службы пробации способствует снижению рецидивной преступности, а также улучшению качества работы с осужденными в процессе воспитательного воздействия, что говорит о перспективах внедрения данной службы на территории РФ.

Применение данных методик способно повысить качество работы начальников отряда, а также упростить его работу, в связи применения данного метода ко всем сотрудникам УИС. Методики не удаляют функции начальника отряда из законодательства, тем самым позволяют поддерживать его работу на должном уровне, но при этом позволяют создать условия, дающие большее количество времени начальнику отряда для проведения ими воспитательной работы с осужденными.

Можно говорить о возможности улучшения психотерапевтического направления в практике. Это возможно через внедрение определенных должностей, а также применения методических рекомендаций о применении такой работы для сотрудников УИС.

Так же должен быть принят комплекс мер по оборудованию комнат воспитательной и социальной работы современными техническими средствами. Для проведения спортивных, культурных и иных мероприятий оснастить спортивные залы, клубы, комнаты отдыха, библиотеки необходимым спортивным инвентарем, мебелью, техникой, музыкальными инструментами, художественной и юридической литературой.

Все это способно оказать огромное положительное влияние на процесс воспитательной работы в исправительных учреждениях, а также позволит улучшить процесс исправления осужденных.

Таким образом, пробация позволяет проводить более гибкую, дифференцированную уголовно-исполнительную политику в отношении различных категорий осужденных. У осужденных есть возможность избежать нравственных, психологических, физических и иных негативных последствий изоляции, сохраняя навыки социального взаимодействия, развивая их под воздействием социальной среды и активной помощи квалифицированного персонала.

Кроме того, стоит отметить, что помимо вопроса о существовании проблем воспитательной работы с осужденными, сотрудникам, в ходе прохождения производственной и преддипломной практики, предлагалось сформулировать способы устранения данных проблем.

В работе представлен подробный анализ понятия воспитательной работы с осужденными. Мы исследовали ряд нормативных документов, мнения ученых, педагогов.

В результате проведенного в рамках выпускной квалификационной работы исследования, полагаем целесообразным внести изменения УИК РФ, а именно:

Часть четвертую статьи 109 УИК РФ изложить в следующей редакции: «4. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы – планомерная деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законодательства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их культурного уровня».

Помимо этого, было сказано о необходимости учета индивидуальных особенностей личности в процессе организации воспитательной работы. Именно поэтому считаем целесообразным:

Часть 5 статьи 109 УИК РФ изложить в следующей редакции:

«5. Индивидуально для каждого осужденного должен разрабатываться собственный воспитательный план с назначением наставника из числа воспитателей отряда».

Таким образом нами были достигнуты все задачи, предусмотренные в рамках изучения темы выпускной квалификационной работы, что говорит о достижении ее цели в полном объеме.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: