Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными

 

Правовое регулирование исполнения наказаний является необходимым элементом данного процесса. Соответственно, отдельные его составляющие также подлежат нормативному закреплению.

Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными имеет свои особенности, вызванные педагогизацией процессов, которые подлежат законодательной регламентации. Основы правового регулирования воспитательной работы закреплены в международных стандартах отбывания наказания и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

При разборе вопроса правовых основ в первую очередь необходимо обратиться к основному закону РФ, а именно Конституции.

Так, из анализа Конституции РФ следует, что любое законодательство должно следовать и не противоречить нормам Конституции, которая закрепляет демократизм и гуманность. Это говорит о том, что воспитательная работа должна следовать нормам Конституции РФ и учитывать их.

Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[28]. Это говорит о том, что в процессе проведения воспитательной работы не должны применяться методы, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку несмотря на лишение свободы, человек не лишается данных прав.

Так же стоит отметить, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепил, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ выступают основой ее функционирования, а так же стоит сказать о том, что в случае противоречия нормам Российского законодательства и нормам международного законодательства применяются нормы международного законодательства.

Это говорит о том, что международные нормы, ратифицированные РФ, являются ее основной частью.

Международные стандарты отбывания наказания, являясь составной частью правового обеспечения процесса отбывания наказания любого государства, регламентируют проведение воспитательной работы с осужденными[29].

К наиболее известным в международной практике стандартам можно отнести Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г. (Правила Нельсона Манделы). Оценка данных стандартов позволяет выделить основное содержание воспитательной работы с осужденными. В первую очередь, воспитательная работа не должна сопровождаться телесными наказаниями, жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство обращением[30].

Так же говорится о том, что для повышения эффективности воспитательной работы необходимо создавать условия для систематического общения осужденных с их семьями. Кроме того, стандарты рекомендуют информировать осужденных о новостях из жизни общества и государства, поощрять чтение периодических изданий или особых тюремных изданий, слушать радио и присутствовать на лекциях. Стоит отметить, что в указанном документе отводится существенное место созданию в исправительном учреждении библиотеки с соответствующим фондом художественной и периодической литературы.

Всех осужденных следует призывать к пользованию библиотекой. Участию в воспитательной работе с осужденными различных общественных и религиозных организаций также отводится большая роль. Особое значение в этом вопросе стандарты уделяют подготовке осужденных к освобождению с помощью представителей общественности и служителей культа, принимая во внимание индивидуальные потребности осужденного, его социальное прошлое, историю его преступления, физические и умственные способности и возможности, темперамент, продолжительность срока наказания и возможности после освобождения.

На современном этапе развития международных стандартов отбывания наказания необходимо отметить Европейские пенитенциарные правила 2006 г. Данный документ создавался с учетом международных стандартов ОНН в сфере исполнения наказаний, а также передовой практики исполнения лишения свободы в европейских странах. Правила закрепляют необходимость организации воспитательной работы с осужденными таким образом, чтобы создать условия по их дальнейшей реинтеграции в свободное общество, то есть такая работа должна проводиться с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение и до момента его освобождения[31].

Подчеркивается обязательность составления программы обучения осужденных, подготавливающей их к освобождению. Стоит сказать, что программа обучения должна отличаться от других программ, например, от программы исправительного воздействия, предусматривающей участие в мероприятиях социального, образовательного и спортивного характера.

Важное место в Европейских пенитенциарных правилах отводится персоналу исправительных учреждений, участвующему в воспитательном процессе. В частности, основная роль здесь должна отводиться психологам, психиатрам, социальным работникам, учителям и преподавателям. Отмечается, что необходимо внедрять такие формы управления, которые бы координировали деятельность различных служб в вопросах исправительного воздействия на осужденных и их последующего включения в жизнь общества.

Переходя к вопросу правовых источников воспитательной работы в Российской правовой системе хочется отметить в первую очередь УИК РФ.

УИК РФ закрепляет в своих положения значение воспитательной работы, ее методы, сущность, а так же закрепляет необходимость ее применения в соответствии с видом исправительного учреждения. Так же УИК РФ определяет виды исправительных учреждений, выделяя в отдельно исправительные колонии строгого режима. Все это говорит о том, что при разборе основ воспитательной работы УИК РФ выступает основным НПА[32].

Основным источником оснований, порядка и иных элементов воспитательной работы с осужденными, из анализа УИК РФ, выступает глава 13.

В ее содержании, а именно ч. 4 ст. 109УИК РФ указывается, что воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, а также обстоятельств совершенных ими преступлений.

Дальнейший анализ показывает, что вч. 1 ст. 110 кодекса закрепляются направления воспитательной работы с осужденными: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое и иное воспитание, а в ч. 2 ст. 110 закреплены ее формы: индивидуальная, групповая, массовая.

В ч. 2 ст. 110 УИК РФ устанавливается принцип дифференциации при организации воспитательной работы, заключающийся в учете вида исправительного учреждения, срока наказания, условий отбывания наказания, определяется ее основа, опирающаяся на психолого-педагогические методы работы с осужденными.

В ч. 3 ст. 110 УИК РФ закрепляется обязанность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить необходимые материально-технические условия для организации воспитательной работы.

В частности, материально-техническое обеспечение предполагает утверждение соответствующих норм проектирования и реконструкции исправительных учреждений, учитывающих необходимость проведения с осужденными воспитательных мероприятий. Данные нормы определяют требования к оборудованию зрительных (актовых) залов, классов общеобразовательного обучения, комнат воспитательной работы, читальных залов библиотеки и ее книгохранилища, радиоузла и кабельного телевидения и др.

Определение норм материально-технического обеспечения воспитательной работы в исправительных учреждениях относится к компетенции Правительства Российской Федерации и утверждается его постановлением. В УИК РФ устанавливается обязательный для администрации исправительного учреждения учет участия осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях при определении степени их исправления, а также применении к ним мер поощрения и взыскания. В ходе решения вопросов об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом, предоставлении ежегодного трудового отпуска с правом выезда, других поощрений большое значение имеет участие осужденного в воспитательных мероприятиях, проводимых в отряде, исправительном учреждении[33].

Следующим нормативно- правовым документом хочется отметить Концепцию федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы). Это вызвано тем, что данный НПА направлен на развитие УИС, и, в частности, процесса воспитательной работы[34].

Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2025 г. говорит о дальнейшей гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе.

Так же данная Концепция говорит о повышении эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных. При организации данного процесса речь так же заходит о мероприятиях по получению осужденными общего образования и привлечению их к труду.

Кроме указанных документов, в процессе отбывания наказания применяется ряд подзаконных актов, непосредственно регулирующих организацию отдельных направлений воспитательной работы с осужденными.

Так хочется выделить следующий НПА в системе воспитательной работы с осужденными на территории нашего государства, а именно, Приказ Минюста России от 30.12.2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»[35].

Данный приказ определяет особенности организации воспитательной работы в отряде осужденных.

Организация воспитательных мероприятий проводится в исправительных учреждениях в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и не должна нарушать режим отбывания наказания. Кроме того, опыт организации воспитательной работы с осужденными, передовые методы и формы работы с ними должны соответствующим образом накапливаться и распространяться.

Следующим ведомственным НПА можно назвать Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»[36].

Так, в соответствии с приложением № 6 (примерный распорядок дня осужденных) воспитательные мероприятия должны проводится до 1 часа в день.

Так же в соответствии с примечанием данного приложения следует, что распорядок дня в выходные и праздничные дни учитывает воспитательные мероприятия.

Это говорит о том, в процессе организации внутреннего распорядка, в состав которого входит распорядок дня, учитывается наличие воспитательной работы, что так же создает особенности организации режима. Это говорит о неразрывной связи, существующей между различными средствами исправления осужденных, а именно между условиями отбывания лишения свободы (режимом) и воспитательной работой.

Следующим НПА можно выделить Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», который говорит о том, что в полномочия ФСИН России входит организация проведения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление.

Так же, при разборе вопроса правового регулирования воспитательной работы с осужденными необходимо помнить о том, что при организации такой работы должны учитываться личностные качества осужденных. Так, ряд таких качеств вытекает из анализа УК РФ.

Согласно УИК РФ, а именно ст. 74, в исправительных учреждениях различного вида содержите различный контингент. Он определяется в соответствии с полом, возрастом, наличием рецидива, степени тяжести преступления. Как уже было указано, при организации воспитательного процесса должны учитываться особенности как исправительного учреждения, так и осужденных, отбывающих наказание в нем.

Так, согласно статье 18 УК Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Опасным рецидивом признается[37]:

1. Совершение лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы.

2. Совершение лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.

Статья 15 УК РФ определяет категории преступлений.

Так, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на:

1. Преступления небольшой тяжести.

2. Преступления средней тяжести.

3. Тяжкие преступления.

4. Особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

 Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы[38].

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Ст. 6 УК РФ определяет принцип справедливости. Так она гласит:

«Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного»

Согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» п.1:

«Степень общественной опасности преступления устанавливается судом в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от характера и размера наступивших последствий, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, от вида умысла (прямой или косвенный) либо неосторожности (легкомыслие или небрежность)»[39].

Таким образом из приведенного анализа норм УК РФ видно, что осужденные отбывающие наказание в различных ИУ отличается степенью своей общественной опасности, что говорит о том, при определении правовой основы организации воспитательной работы с осужденными данные признаки должны неукоснительно учитываться..

Можно сказать, что нормативно правовая основа воспитательной работы с осужденными базируется на национальном законодательстве в соответствии с нормами Конституции РФ, а также на ряде норм международного законодательства, ратифицированного РФ.

Данные нормы устанавливают процесс проведения такой работы, а также пути ее совершенствования. Вместе с тем относительно исправительных колоний строгого режима основным документом, устанавливающим особенности процесса воспитательной работы в них, выступает УИК РФ, который прямо указывает на необходимость применения воспитательной работы с учетом вида исправительного учреждения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: