Проблемы проведения воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы на примере УФСИН России по Брянской области

 

Воспитательная работа, направленная на исправление осужденных это своего рода искусство, которое не терпит формализма шаблонности, стандартов. Оно требует постоянного развития, выработки новых форм и методов, которые будут отвечать современным требованиям[40].

Одной из проблем хотелось бы отметить большую загруженность должностными обязанностями начальников отряда.

Это вызвано прежде всего тем, что несмотря на то, что воспитательная работа является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения, основную массу работы в данном направлении выполняют именно начальники отрядов. Как правило, в исправительном учреждении может быть до 10 и более отрядов, в зависимости от лимита наполнения учреждения, а в отряде содержаться 50-100 осужденных)[41].

Действующие нормативные правовые акты требуют от начальников отряда выполнения очень большого круга обязанностей: от согласования управленческих решений с другими отделами и службами до решения многочисленных социальных, бытовых и иных вопросов осужденных[42].

В связи с этим возникает вопрос о затратах начальником отряда своего рабочего времени на проведение воспитательных мероприятий и целесообразности внесения предложений в действующий приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», который регламентирует основные права и обязанности начальника отряда[43].

Так, при прохождении производственной практики было проведено анкетирование относительно вопроса распределения рабочего времени десяти начальников отрядов ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области в течение одной рабочей недели (Приложение № 1). Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что существуют реальные существенные затраты рабочего времени. В среднем начальники тратят в этот отрезок времени на различные мероприятия около 10 часов в неделю. Остальное время, согласно мнению 40 % опрошенных сотрудников, в основном уходит на заполнение документации, внесение данных в ПТК АКУС– 20 %.

Остальное время (40 %) начальники отрядов затрачивают на дежурство в составе дежурной смены, исполнение обязанностей ответственного, присутствие в магазине, школе, ПУ, обход зданий, сооружений и прилегающей территории, закрепленной за отрядом, проверку наличия осужденных, контроль за приемом осужденными пищи, присутствие при проведении обысковых мероприятий и т. п. большую часть своего рабочего времени.

Одна часть данных мероприятий является обязанностью начальника отряда, другая – фактом принадлежности начальника отряда к начальствующему составу исправительного учреждения. Кроме того, начальники отрядов вынуждены работать со значительным количеством осужденных. Согласно нормативной базе, численность осужденных в отряде установлена в пределах 50–100 чел. Однако 30 % опрошенных начальников отрядов работают с осужденными, количество которых в отряде от 100 до 120 человек, 30 % – от 70 до 100, 20 % – более 120, 10 % – от 50 до 70, 10 % – менее 50 чел.

При этом на момент заполнения анкеты примерно 60 % работали с одним отрядом осужденных, 30 % работали с двумя отрядами осужденных и 10 % с тремя отрядами осужденных. Только 2из них, наряду с выполнением своих функций в отряде, занимались организацией воспитательной работы в других отрядах в связи с вакантной должностью начальника отряда, остальные замещали должность начальника отряда по причине отпуска или болезни коллеги.

Кроме того, из проведенного анкетирования можно отметить, что 80 % опрошенных сотрудников говорят о существовании проблем в организации воспитательной работы с осужденными, к которым относятся:

1) большая загруженность начальников отряда, которая закреплена в нормах законодательства (5 сотрудников выделили данную проблему);

2) нехватка сотрудников (2 сотрудника выделили данную проблему);

3) проблемы законодательства и устарелость методов проведения воспитательной работы (3 сотрудника выделили данную проблему);

4) отсутствие взаимодействия между отделами (4 сотрудника выделили данную проблему);

5) нежелание самих осужденных идти на взаимодействие (4 сотрудника выделили данную проблему).

Далее, в ходе прохождения преддипломной практики был проведен аналогичный опрос 10 начальников отрядов ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области (Приложение № 2).

Таким образом из проведённого анализа можно сделать вывод, что в среднем начальники тратят в этот отрезок времени на различные мероприятия около 12 часов в неделю. Остальное время, согласно мнению 60 % опрошенных сотрудников, в основном уходит на заполнение документации, прием осужденных и решение их личных вопросов – 10 %.

Остальное время (30 %) начальники отрядов затрачивают на дежурство в составе дежурной смены, исполнение обязанностей ответственного, присутствие в магазине, школе, ПУ, обход зданий, сооружений и прилегающей территории, закрепленной за отрядом, проверку наличия осужденных, контроль за приемом осужденными пищи, присутствие при проведении обысковых мероприятий и т. п. большую часть своего рабочего времени.

В дальнейшем ходе исследования было установлено, что 30 % опрошенных начальников отрядов работают с осужденными, количество которых в отряде от 100 до 120 человек, 30 % – от 70 до 100, 20 % – более 120, 10 % – от 50 до 70, 10 % – менее 50 чел.

При этом на момент заполнения анкеты примерно50 % работали с одним отрядом осужденных, 30 % работали с двумя отрядами осужденных и 20 % с тремя отрядами осужденных. Только 3 из них, наряду с выполнением своих функций в отряде, занимались организацией воспитательной работы в других отрядах в связи с вакантной должностью начальника отряда, остальные замещали должность начальника отряда по причине отпуска или болезни коллеги.

Кроме того, из проведенного анкетирования можно отметить, что все опрошенные сотрудники говорят о существовании проблем в организации воспитательной работы с осужденными, к которым относятся:

1) большая загруженность начальников отряда, которая закреплена в нормах законодательства (5 сотрудников выделили данную проблему);

2) нехватка сотрудников (6 сотрудников выделили данную проблему);

3) отсутствие применения методов работы ряда зарубежных стран (1 сотрудник выделил данную проблему);

4) нежелание самих осужденных идти на взаимодействие (3 сотрудника выделили данную проблему);

5) наличие криминальной субкультуры в ИУ (3 сотрудника выделили данную проблему).

Из проведенного анализа, а также обобщения результатов анкетирования, можно выделить наиболее значимые, по мнению сотрудников, проблемы организации воспитательной работы с осужденными:

1) большая загруженность начальников отряда, которая закреплена в нормах законодательства. В ходе прохождения двух практик было опрошено 20 начальников отрядов, из них 10 отмечали актуальность данной проблемы.

2) проблемы законодательства и устарелость методов проведения воспитательной работы. 9 из 20 опрошенных сотрудников выделили данную проблему;

3) нежелание самих осужденных поддаваться методам воспитательного воздействия. Данную проблему выделили 7 из 20 опрошенных начальников отряда;

4) нехватка сотрудников воспитательного отдела. Актуальность данного вопроса отметили 6 из 20 сотрудников.

Помимо этого, отмечались и другие проблемы, такие как: отсутствие взаимодействия между отделами; наличие криминальной субкультуры отсутствие применения методов работы ряда зарубежных стран.

Следующей проблемой хотелось бы отметить отсутствие службы пробации не только в исправительных учреждениях УФСИН России по Брянской области, но и в УИС РФ в целом.

Так стоит отметить, что важность создания института пробации на территории РФ вытекает из недавно действующей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В разделе 8 «Развитие социальных институтов и социальная политика» данной Концепции предусмотрено создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей, в частности, социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы[44].

Вместе с тем стоит отметить, что на данный период данная Концепция утратила свою юридическую силу и ряд ее предложений, в том числе создание службы пробации, не нашли своего практического применения. Так же можно говорить о том, что о необходимости создания службы пробации говорится и в нормативных документах, что подчеркивает актуальность данной темы.

Далее хочется сказать о том, что в действующем «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» полностью утрачена цель введения и создания службы пробации. Также стоит обратить внимание, что не смотря на наличие упоминания понятия «Пробация» в нормативно-правовых документах его определение отсутствует[45].

С целью поиска определения понятия «пробация» необходимо обратиться к исследованиям правоведов, связанных с условиями отбывания лишения свободы. Так из анализа данных работ можно сделать вывод о том, что пробация (от лат. probation) представляет собой изучение поведения осужденного при определенных условиях с помещением его на определенный срок под индивидуальный надзор специального должностного лица (помощника, уполномоченного по пробации)[46].

Последний осуществляет контроль за поведением поднадзорного, выполнением им определенных обязанностей и условий пробации и обеспечивает проведение исправительного курса, также в его обязанности входит правовая и социальная работу с поднадзорным и его семьей, взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями. Он должен способствовать установлению прочных связей между осужденным и его социальным окружением; обеспечить его интеграцию в общество.

Как правило, пробация предполагает соблюдение следующих условий: несовершение новых преступлений и выполнение обязанностей, специально определенных судом в приговоре, таких, например, как пройти соответствующий курс лечения, продолжить профессиональное обучение, воздерживаться от посещения запрещенных судом мест (увеселительных заведений, казино и пр.), не владеть огнестрельным и (или) другим оружием, возместить причиненный ущерб, сообщать суду о любом изменении места жительства и работы, являться в суд по вызову агента по пробации и т.д[47].

Таким образом, из анализа теоретических знаний можно сделать вывод о необходимости осуществления дальнейших попыток внедрения службы пробации на территории РФ, в том числе и в учреждениях УФСИН России по Брянской области.

Особую роль имеет вопрос отсутствия нормативного регулирования процесса содействия в ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы. Подписание нашим государством Венских соглашений налагает обязательство привести отечественное законодательство в соответствие с международными актами, касающимися сферы борьбы с преступностью. В настоящее время оказание помощи освобождаемым регламентировано только главой 22 УИК РФ. Вопрос о том, кто должен осуществлять социальную постпенитенциарную помощь остается дискуссионным. В России не существует аналога зарубежных служб пробации. Имеющаяся система уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) ФСИН России исполняет наказания, не связанные с лишением свободы и осуществляет контроль за условно осужденными, Служба пробации преследует иные цели, направленные, в первую очередь, на профилактику повторных преступлений и социальную реабилитацию лиц, попавших в сферу ее деятельности[48].

Создание совершенно новой профессиональной службы, сотрудники которой должны обладать особым статусом, профессиональной подготовкой и квалификацией, потребует значительного изменения законодательства, решения кадровых и иных организационных проблем, а также реорганизации всей уголовно - исполнительной системы. Оптимальным решением, на мой взгляд, является введение механизма пробации не путем создания «с нуля», а трансформируя существующие уголовно-исполнительные инспекции. Такой подход значительно уменьшит риски создания негативных правовых коллизий нового и уже действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Следующей проблемой хочется отметить проблемы учета индивидуальных особенностей личности осужденных, которую также можно отнести к индивидуальной профилактике в процессе которой познаются индивидуальные особенности осужденного[49].

 Так, индивидуальная профилактика проводимая с осужденными, подразумевает под собой работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.

При анализе данного понятия можно столкнуться с такой категорией, как профилактический учет. Данное понятие вытекает из положений норм, закрепленных в приказе Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»[50].

Так, в данном приказе в п.24. говорится о том, что определенные категории подозреваемых, обвиняемых и осужденных берутся на профилактический учет. Это оказывает огромное практическое влияние на деятельность ИУ, позволяя заранее выбрать и определить категории осужденных проведение воспитательной работы с которыми требует особого, индивидуального, характера.

Стоит отметить, что в процессе установления и учета личности, ее индивидуальных особенностей, можно и необходимо применять не только практические исследования в сфере уголовно-исполнительного законодательства, но и так же в сфере уголовного. Это доказано тем, что личность осужденного напрямую зависит от индивидуальных особенностей его характера, проявлявшихся еще на стадии совершения преступления.

Так, А. П. Севрюков, характеризуя индивидуальные особенности личности насильственного преступника, утверждает, что выяснение особенности поведения осужденных в период отбывания наказания в местах лишения свободы и познание сущности преступного поведения в целом предполагает изучение самого субъекта преступления, его характерных черт и отличительных особенностей[51].

Таким образом в ходе работы было предложено на рассмотрение три основные проблемы:

1. Большая загруженность начальников отряда, которая закреплена в нормах законодательства.

2. Отсутствие службы пробации в УИС РФ.

3. Проблемы учета индивидуальных особенностей личности осужденных.

Из анализа видно, что начальник отряда оказывает большое влияние на процесс исправления осужденных, организуя основную часть процесса воспитательной работы с осужденными. Вместе с тем стоит отметить, что воспитательная работа требует индивидуального подхода к личности осужденного, учитывая их характеристику.

Вместе с тем из анализа опроса начальников отряда видно, что большая часть времени уделяется иным обязанностям, что негативно сказывается на процессе воспитательной работы с осужденными и, непосредственно, оказывает влияние на процесс исправления осужденных.

Так же хочется отметить то, что из анализа опыта зарубежных стран видно, что применение службы пробации способствует снижению рецидивной преступности, а также улучшению качества работы с осужденными в процессе воспитательного воздействия, что говорит о перспективах внедрения данной службы на территории РФ.

Кроме того, из анализа анкетирования сотрудников можно выделить наиболее значимые, по мнению сотрудников, проблемы организации воспитательной работы с осужденными:

1) большая загруженность начальников отряда, которая закреплена в нормах законодательства. В ходе прохождения двух практик было опрошено 20 начальников отрядов, из них 10 отмечали актуальность данной проблемы;

2) проблемы законодательства и устарелость методов проведения воспитательной работы. 9 из 20 опрошенных сотрудников выделили данную проблему;

3) нежелание самих осужденных поддаваться методам воспитательного воздействия. Данную проблему выделили 7 из 20 опрошенных начальников отряда;

4) нехватка сотрудников воспитательного отдела. Актуальность данного вопроса отметили 6 из 20 сотрудников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: