Пространственный рисунок, композиция

Гармоничный танец заключает в себе форму, состояние и содержание. Задача сценического танца как одной из танцевальных форм - ввести зрителя в определенное состояние, заставить сопереживать герою, размышлять, чувствовать. Решению этой задачи помогают форма и содержание танца.

Содержание танца - это его драматургия. Согласно закону драматургии танец должен гармонично сочетать в себе 5 частей: экспозиция - введение в действие, знакомство зрителя с действующими лицами, жанром; завязка - собственно начало танцевального повествования, «зацепка», пробуждение зрительского интереса к танцу; развитие - ряд ступеней в танцевальном сюжете; кульминация - вершина действия; развязка - логическое завершение танцевальной мысли.

Второй компонент композиции танца - это музыка - состояние. Она тоже должна строиться по законам драматургии, более того, пластическая и музыкальная мысль должны быть едины, совпадать, т.к. музыка может вызвать в фантазии хореографа череду пластических образов.

Третий компонент - форма - это собственно танцевальная лексика (движения, позы, жесты, мимика, рисунок танца, ракурсы). Она должна быть ясной и логично построенной вслед за содержанием. Высшими достижениями театра танца были не спектакли, где танцевальная речь была понятна без предварительного прочтения либретто. Все движения в танце должны быть подчинены общему замыслу, вытекать одно из другого, составляя пластическую ткань.

Рисунок и текст танца - это пространство и время, они неотделимы друг от друга, от ракурса зависит богатство текста, содержательность.

Рисунком танца называется последовательность перемещений танцовщицы или танцующих по сцене. В зависимости от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца используются различные геометрические фигуры: круги, эллипсы, диагонали, квадраты, треугольники, спирали, - все они используются в танцевальном рисунке, который выражает танцевальную мысль. Каждый последующий рисунок танца должен вытекать из предыдущего, быть им подготовленным. В классическом танце перемещение танцующих рисуется в виде схем. Конечно, более привлекательным для зрителя является танец, в котором танцовщица не стоит на одном месте, а свободно перемещается по сцене. Хотя в исполнении определенных движений на одном месте тоже может быть нечто привлекательное, концентрирующее внимание на одной точке.

Наиболее удачные связки выбираются и определенным образом соединяются. Здесь необходимо помнить, что не стоит слишком перегружать танец сложными элементами, чувство меры хорошо в любой сфере. Подбирать движения можно, отпустив тело в свободный танец. Затем отобрать наиболее гармоничные и яркие связки. Кроме того, необходимо разложить музыкальную тему на композиционные части (куплеты, припевы, периоды, повторяющиеся части). Если выбирается музыкальное произведение с так называемыми припевами, то их можно определенным способом использовать, существенно облегчая себе задачу. Но существует правило, что нельзя повторять одну комбинацию в одном танце более трех раз, в первый раз это интересно, во второй раз зритель разглядел, рассмотрел детали, в третий раз восхитился, а в четвертый у него может возникнуть чувство, что его обманывают, или ему просто станет скучно.

Пространственное строение определяется ракурсами, расположением и перемещением танцующих на планшете сцены. Пространственное строение может поднять или снизить активность танцевального действия, придать ему черты изобразительности (конкретности) или обобщенности (абстрактности). Элементы пространственного строения танца: мизансцена (статическое расположение танцующих на сценической площадке), рисунок (динамическое расположение танцующих), пространственный переход. Пространственное строение сольного и массового танца. Приемы развития рисунка в массовом танце (за счет «изменения темпо-ритма», «пространственного усложнения», «введения дополнительного танцевального текста», «контрастной смены одного построения другим»).

Художественный образ в танце - духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Более того, он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения. Он - синтез слышимого и видимого, сущность танцевального творчества.

В качестве танцевального образа могут выступать:
- отдельные пластико-динамические мотивы (например, «стремление к свободе» в движениях рук Спартака в «Спартаке», игривые «кисти-колокольчики» рук Ширин в «Легенде о любви» - хореография Ю. Н. Григоровича.);
- танцевальные персонажи (герои) - Жизель, Одетта, принц Зигфрид и т. д.;
- части танцевальных текстов (к примеру, образ патрицианского Рима в балете «Спартак»);
- самостоятельные танцевальные номера, создающие, например, образ веселья и радости (курская пляска «Тимоня») или образ нежной красивой природы (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной) и др.

Считается, что танец любой длительности необходимо станцевать не менее 1000 раз, чтобы он смотрелся легко и непринужденно. Зачастую такие танцы выглядят как импровизация, настолько естественным предстает перед взором публики переход из одного движения в другое. Работа над созданием собственного танца - процесс, несомненно, очень, увлекательный и трудоемкий, требующий определенных знаний и умений от танцовщицы, причем не только профессиональных, но и духовных. Если у танцовщицы высокий уровень духовных наработок, она может через танец многому обучить своих зрителей.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: