Запросы Ашшурбанапала по политическим делам к оракулу бога Шамаша

Knudtzon, Assyrische Gebete an den Sotmengott, №№ 23 + 75, 150.

 

1. — [Ашшурбанапал, сын Ашшурахиддины, царь Ассирии, собирает]ся задумать, собирается замыслить, собирается послать [ШаН]абу-шу, «начальника [глав»,1) вместе с людьми, лошадь]ми и воинскими силами, сколько ему понадобится, [для захвата города......... и на область] страны Иллипи,2) и он должен будет пойти. [ Если, когда он задумает и пошлет,] тот устроит л[агерь против этого города], и в области [ страны Иллипи] будет постоянно устраивать [лаге]ри, то люд [и вместе с лошадьми и воинскими силами, которые находятся с] ним вместе, — будут ли захвачены, будут ли [раз]биты (?), [будут ли взяты] в руки войска иллипийцев, [в руки войска................ в руки войска] мид[ян],3) в руки войска ким[мерийцев, в руки какого бы то ни было врага], останутся ли невредимы, [или из рук их спасутся], выйдут, — будь то... [........... Ша-Набу-шу, «начальник г]лав», с воинскими силами, которые с ни[м вместе, б]лагополучно в[озвратятся], вступят [в пределы Ас]сирии — твоя великая божественность знает.

2. — [Н]абушаррусур, «начальник глав», вместе с людьми, лошадьми и воинскими силами Ашшурбанапала, царя Ассирии, которые с [ним вместе, собирается пойти для возвращения кре]постей [Ас]сирии, которые забр[али] маннеи; [если он пойд]ет, то будь то добрым словом, дружеским] договором, [будь то свершением боя, битвы и сражения], будь то каким-либо делом хитрости людей каким бы то ни было, вернет ли он, эти крепости — твоя великая божественность знает.4)

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 240.

 

1) Наивысший воинский чин после туртана; последняя должность при Ашшурбанапале, повидимому, не замещалась.

2) То же, что Эллипи, см. № 49, прим. 17.

3) Mat[âja].

4) Этот запрос относится к походу на Страну Маннеев, см. тексты №№ 72 и 73.

Из подписей к рельефам Ашшурбанапала.

1) Надпись над изображением Ашшурбанапала на колеснице, принимающего послов (из серии рельефов, изображающих эпизоды войны против Теуммана, царя Элама, 655? г. до н. э.).

НА, стр. 147.

Я — Ашшурбанапал, царь Ассирии, который в надежде на Ашшура и Иштар, моих владык, покорил своих врагов и удовлетворил свое сердце. Русá, царь Урарту,1) услыхал о силе Ашшура, моего владыки, и страх перед моей царственностью охватил его, и послов (?)2) своих он послал в Арбелу для вопрошения о моем благополучии.3) Я поставил им в пример (?)4) Набудамика и Умбадару,5) послов (?) Элама, прибывших с письмом, содержавшим дерзкое послание.

 

2) Из перечня надписей к рельефам на табличке, составленной для руководства камнереза. СТ, XXXV, табл. 31, стк. 9 сл.

Я — Ашшурбанапал, царь Ассирии. Урсá, царь Урарту,6) отправил послов вопросить о моем благополучии. Я поставил им в пример (?) Набудамика и Умбадару, послов Элама, [принесших пис]ьмо, содержавшее дерзкое послание. [Пе]ред ними Маннукиаххе, помощнику7) Дунану,8) и Нинуртаусалли, коменданту его города,9) я вырвал язык, кожу их содрал.10)

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 240-241.

 

1) mRu-sa-a šar mâtUr-ar-ṭa — Руса II, сын Аргишти.

2) AmêlMAHmeš. Ср. № 50, 15, прим. 2.

3) Эта фраза — с незначительными разночтениями — приведена и в одном из вариантов «Цилиндра В» после описания второго арабского похода (около 639 г. до н. э.).

4) Буквально «поставил перед ними».

5) Послы Теуммана, царя Элама, задержанные Ашшурбанапалом в Ассирии в момент начала войны с Теумманом. Когда в Ассирию была доставлена отрубленная голова Теуммана, Набудамик покончил жизнь самоубийством.

6) mUr-sa-a šar mâtUr-ar-ṭa. Тот же Руса II.

7) Amêlšanîi буквально «второму», «заместителю».

8) См. № 77, прим. 1.

9) Amêlša eli âli-šu, буквально «тот, кто над его городом».

10) Сцена казни Маннукиаххе и Нинуртаусалли в присутствии урартских послов изображена в числе рельефов Ашшурбанапала во дворце Синаххериба в Ниневии, изображающих эпизоды эламской войны 655 (?) г. до н. э. (Paterson, The Palace of Sinacherib, табл. 64-65), но надписи при этом изображении нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: