Навыки руководителя группы

 Большой ошибкой будет считать, что любой человек, обладающий определенными личностными качествами и желающий помогать другим, будет эффективным консультантом. Роль успешного консультанта требует освоения ряда особых навыков и реализации соответствующих функций. Как и большинство навыков, навыки руководителя группы могут быть изучены и приобретены на практике.

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Активное слушание подразумевает полное внимание к говорящему и чувствительность к осуществляемой коммуникации как на вербальном, так и на невербальном уровне. Благодаря активному слушанию ваша способность слышать то, что было сказано, усиливается, равно как и качество вашей экспертной оценки. Многие консультанты совершают ошибку, чрезмерно углубляясь в содержание и не обращая достаточного внимания на то, как члены группы выражают себя. Быть умелым консультантом означает умение улавливать тот богатый материал, который члены группы открывают через стиль своей речи, телодвижения, жесты, интонации и иные особенности. (Активное слушание будет подробно разобрано в 10-й главе, поскольку внимание и слушание являются ключевыми понятиями личностно-центрированного подхода к групповой работе.)

ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Перефразирование, по сути, является продолжением слушания. Оно подразумевает повторение того, что сказал человек, но другими словами, благодаря чему смысл сказанного становится ясным как говорящему, так и группе. Эффективное перефразирование обнажает суть сообщения и фокусирует внимание на смысле того, что было сказано, уменьшая неопределенность. Зафиксировав суть сообщения одного из членов группы и возвратив его назад, консультант помогает ему продолжить процесс самоисследования на более высоком уровне.

Перефразирование — это не такой уж простой навык для освоения. Некоторые консультанты, например, ограничивают себя простым повторением того, что было сказано, немного изменяя первоначальный смысл или вообще не проясняя сообщение. Другие злоупотребляют использованием этой техники, в результате чего она превращается в механическое воспроизведение слов другого человека. Ценность точного и краткого перефразирования двойная: оно показывает участникам группы, что их понимают, и в то же время позволяет им более ясно увидеть проблемы, с которыми они пытаются справиться, а также осознать свои собственные мысли и чувства по отношению к этим трудностям.

РАЗЪЯСНЕНИЕ. Разъяснение также является логическим продолжением активного слушания. Оно включает в себя ответ на запутанные и неясные аспекты сообщения посредством» фокусирования внимания на ключевой проблеме и оказании помощи в понимании конфликтных чувств. Часто члены группы говорят, что они переживают амбивалентные чувства или испытывают множество разных чувств по отношению к конкретному событию. Разъяснение может помочь участникам группы разобраться с их чувствами, обратив их внимание на то, что они переживают в действительности. Та же процедура применяется и к мышлению. В ходе разъяснения консультант остается внутри системы отсчета клиента, но в то же время помогает ему увидеть вещи в перспективе, что может привести к переходу клиента на более глубокий уровень самоисследования.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Умение свести воедино важнейшие элементы группового взаимодействия или отдельные части сессии известно как подведение итогов. Эта способность необходима, когда осуществляется переход от одной теме к другой. Выявление и объединение элементов может повысить качество научения и утвердить непрерывность гораздо эффективнее, чем простой переход от проблемы к проблеме.

Подведение итогов особенно важно в конце сессии. Руководитель группы допустит ошибку, если закончит сессию резко и внезапно, почти не пытаясь соединить ее в единое целое. Одной из функций консультанта является помощь членам группы в отражении и придании смысла тому, что случилось на группе. Подведение итогов поощряет участников группы размышлять над тем, чему они научились и что пережили во вр'емя сессии, а также о тех способах, с помощью которых все это можно применить в их обычной жизни. В конце сессии консультант может предложить собственное краткое резюме или попросить членов группы рассказать о том, что произошло, что высветила эта сессия и как она отразилась на общем взаимодействии.

ВОПРОС. Вопрос — это техника, которая зачастую используется консультантами слишком активно. Бомбардировка членов группы одним вопросом за другим не ведет к продуктивному результату и может даже оказать негативное влияние на взаимодействие в группе. Существует несколько проблем, которые появляются в результате неэффективного использования вопроса. Чувства членов группы насилуются, как если бы их доводили до предела. Тот, кто задает вопросы, исследует информацию личного характера, в то время как сам остается в безопасности и сохраняет свою анонимность. Но в то же время недостаточное использование вопросов консультантом формирует обедненную модель для членов группы, которые вскоре начинают имитировать неэффективный стиль консультанта во взаимодействии друг с другом.

Не все вопросы являются неподходящими, но закрытые вопросы, которые требуют простого ответа «да» или «нет», обычно бесплодны. Таким же является вопрос «почему», так как он ведет к интеллектуальному размышлению (которое нередко заменяет чувства, или искажает реальность). Используйте открытые вопросы, вопросы, которые предлагают несколько альтернатив и открывают новые области для самоисследования. Такие вопросы могут обладать реальной ценностью. Например: «Что вы чувствуете прямо сейчас?», «Что происходит с вашим телом в данный момент?» и «Как вы справляетесь со своим страхом в группе?» — это вопросы, которые помогают участнику группы сосредоточиться и более глубоко прочувствовать свои эмоции. Важно то, что ведущий задает вопрос, который ориентирует на исследование заявленной проблемы на более глубоком уровне. (Тема использования вопросов будет более подробно рассмотрена в 15 -й главе как специальная процедура, используемая в терапии реальностью.)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Консультант интерпретирует тогда, когда предлагает участникам группы возможное объяснение их мыслей, чувств или поведения. Предлагая предварительную гипотезу о содержании конкретного поведенческого паттерна, интерпретация помогает человеку увидеть новые перспективы и альтернативы. Интерпретация требует высокого уровня умений. Слишком поспешная интерпретация, сформулированная в догматической форме, или поощрение зависимости членов группы от консультанта в том, что касается выдвижения интерпретаций, является ошибкой. В этом случае крайне важна синхронность. Интерпретация должна предлагаться только тогда, когда человек готов подумать над ней, и она должна быть выражена в форме гипотезы или предварительного предположения, что дает участнику группы возможность критично оценить ее значение. Несмотря на то что интерпретация может быть технически правильной, ее могут отвергнуть, если консультант не чувствителен к готовности или неготовности клиента принять ее. (Я возвращаюсь к теме интерпретации в шестой и седьмой главах.)

КОНФРОНТАЦИЯ. Конфронтация может быть мощным средством изменения членов группы, особенно в том, что касается их способности честно смотреть на себя. Но если она плохо выстроена, она может стать вредной как для конкретного участника группы, так и для группового процесса в целом. Многие начинающие консультанты уклоняются от конфронтации, потому что боятся возможных последствий: блокирования группового взаимодействия, того, что нанесут вред кому-либо, или проявления целенаправленной мести со стороны участников группы. Проблема с конфронтацией заключается в том, что она с легкостью воспринимается как нападение. Вот почему умелый групповой консультант вступает в конфронтацию только тогда, когда проявляет заботу о личности, и делает это таким образом, что дает человеку достаточное количество возможностей проанализировать то, что будет сказано. Умелая конфронтация определяет поведение или несоответствие между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдались в группе. 

Консультанту полезно вносить в конфронтацию свои собственные реакции. Таким образом, обученный консультант не скажет: «Джордж, ты скучен, тебя невозможно слушать». Вместо этого он скажет: «Я понял, что мне трудно сосредоточиться на том, что ты говоришь. Я осознал, что я нетерпелив и хочу тебя прервать. Мне это не нравится. И я хотел бы все-таки сосредоточиться на том, что ты говоришь». (Конфронтацию как специальное умение я буду обсуждать в 11 - й, 14-й и 15-й главах.)

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. Отражение чувств — это умение отвечать на существенные моменты того, о чем говорит клиент. Основная цель — позволить членам группы почувствовать, что они были услышаны и поняты. Несмотря на то, что отражение является отзеркаливанием конкретных чувств, выраженных личностью, оно не является простым процессом возвращения чувств. Отражение зависит от внимания, интереса, понимания и уважения к личности. Когда отражение осуществляется правильно, оно стимулирует дальнейший контакт и вовлеченность. Ощущение понимания и достижение более ясного схватывания чувств очень укрепляют и стимулируют личность в поиске более высокого уровня самоосознания.

ПОДДЕРЖКА. Поддержка означает обеспечение членов группы помощью и подкреплением, особенно когда они раскрывают личностную информацию, исследуют болезненные чувства или идут на риск. Консультант должен обеспечить поддержку посредством психологического присутствия. Психологическое присутствие требует сочетания нескольких навыков: активного слушания того, что говорят, психологического присутствия рядом с клиентом и ответного реагирования, которое помогает клиенту продолжать работу и продвигаться вперед.

Суть этого умения заключается в знании тех моментов, когда поддержка будет помогать и когда она будет непродуктивной. Некоторые групповые консультанты допускают ошибку, оказывая чрезмерную поддержку, проявляя ее вне кризисной или трудной ситуации или преждевременно. Если консультант оказывает своим клиентам полную и непрерывную поддержку, он лишает членов группы потенциальной ценности принятия вызова и преодоления трудностей. Консультанты, которые предлагают поддержку слишком быстро, когда клиент только начинает исследовать болезненный материал, снижают интенсивность переживания и отталкивают, отгораживают членов группы от их чувств.

Поддержка приемлема, когда человек сталкивается с кризисом, когда он осмеливается на освоение новой территории, когда он пытается избавиться от неконструктивного поведения и овладеть новым поведением и когда он пытается применять то, чему он научился на группе, в повседневной жизни. (Я возвращусь к этой теме в 10-й главе.)

ЭМПАТИЯ. Суть этого навыка заключается в способности консультанта быть чувствительным к внутреннему миру участников и все же сохранять свою отделенность. Чтобы проявлять эмпатию, консультант должен заботиться о членах своей группы и уважать их. Его прошлый опыт, особенно если он богат разнообразными переживаниями, поможет ему идентифицировать себя с другими. (Эмпатия более подробно будет обсуждаться в 10-й главе.)

ФАСИЛИТАЦИЯ. Фасилитация направлена на то, чтобы расширить групповой опыт и помочь членам группы обогатить свои цели. Навыки подобного сопровождения включают в себя установление открытой и прямой коммуникации между участниками процесса консультирования и помощь в усилении их ответственности за то, в каком направлении движется вся группа. Фасилитация является жизненно важным инструментом личностно-центрированного подхода и более глубоко будет исследована в 10-й главе. Здесь я просто перечислю некоторые конкретные способы, с помощью которых консультант может сопровождать групповой процесс.

• Концентрация внимания на сопротивлении внутри группы, оказание помощи участникам группы в осознании того, когда они сдерживают общее движение и почему.

• Поощрение членов группы к открытому выражению их чувств и ожиданий.

• Обучение членов группы умению концентрироваться на себе и своих чувствах.

• Обучение членов группы прямому и открытому обращению друг. к другу.

• Работа над развитием атмосферы доверия, которая поощрит членов группы к принятию риска.

• Обеспечение поддержки на этапе опробования новых форм поведения.

• Формирование стиля взаимодействия, который ориентирован на взаимодействие между членами группы, а не на общение между консультантом и членами группы.

• Поощрение прямого выражения конфликта.

• Помощь членам группы в преодолении барьеров, препятствующих установлению прямой коммуникации между членами группы.

• Помощь членам группы в интеграции того, чему они научились в группе, и изыскание путей приложения Этих знаний к повседневной жизни.

• Помощь членам группы в достижении близости за счет принятия заботы о любом незавершенном событии, произошедшем в группе.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ. Инициативность консультанта предохранит группу от блуждания вне конкретного направления. Этот навык подразумевает использование катализаторов, которые помогают сосредоточить внимание членов группы на значимой работе, знание того, как применять разнообразные техники, которые обеспечивают более глубокий уровень самоисследования и установление связи между разнообразными темами, которые были подняты в группе. Помня о том, что адекватное поведение консультанта может сплотить группу и заставить ее продвигаться вперед, необходимо иметь в виду, что слишком жесткое управление может привести к пассивности членов группы.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. Продуктивная постановка групповых целей является ядром группового консультирования. Заметьте, что консультант не ставит цели для своих клиентов, он помогает членам группы отобрать и уточнить их собственные цели. Несмотря на то что постановка целей чрезвычайно важна на начальных стадиях развития группы, в дальнейшем консультант должен поощрять у участников группы новый взгляд на их цели, помогать в их модификации (если в этом возникает необходимость) и определении того, как можно реализовать их наиболее эффективно. Консультант, который не развивает свои навыки, добиваясь того, чтобы члены группы формулировали конкретные цели, часто обнаруживает, что его группа характеризуется бесцельными и непродуктивными сессиями. (Эта тема более подробно рассматривается мной в 13-й и 15-й главах.)

ОЦЕНИВАНИЕ. Оценка — это процесс, который сопровождает группу на всех этапах ее существования. После каждой сессии консультант должен оценить, что произошло в группе: как в целом, так и с конкретными членами. Консультант должен также научить участников группы тому, как оценивать себя и общее продвижение группы.

Например, если к концу занятий все члены группы чувствуют злость, потому что сессия, по их мнению, прошла впустую, они могут попытаться найти причины, которые привели к такому результату, и решить, что они могут сделать, чтобы изменить эту ситуацию. (Эта тема также раскрывается в 13-й и 15-й главах.)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Умелый консультант дает личную и честную обратную связь, основанную на его наблюдениях и реакциях на поведение членов группы, и поощряет членов группы тоже давать друг другу обратную связь. Одно из наиболее серьезных преимуществ, которые содержатся в групповой работе, заключается в том, что участники группы могут высказывать друг другу свое мнение о том, что они наблюдают в группе. Обратная связь обеспечивает реалистичную оценку того, как личность воспринимается другими. Это умение включает в себя также продуктивность обратной связи, когда она отражает настоящее, своевременна и заслуживает серьезного рассмотрения. Наиболее полезна индивидуальная и описательная обратная связь, нежели глобальная по своим масштабам и суждениям.

СОВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Это форма воздействия, которая помогает участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия. Она может принимать различные формы, например, предоставление информации, совет, «домашнее задание», просьба к членам группы поразмыслить над тем, что они могли бы попытаться сделать внутри и вне группы, а также поощрение членов группы к тому, чтобы посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, в иной перспективе. Предоставление информации и обеспечение соответствующих предложений об альтернативных планах действия может способствовать прогрессу членов группы. Эти предложения не должны исходить только от консультанта, члены группы также могут предлагать темы для обсуждения.

Чрезмерное использование убеждения, внушения и советов несет в себе несколько опасностей. Одна из них заключается в том, что члены группы могут прийти к вере, что всегда существует простое и ясное решение сложной проблемы. Другая заключается в том, что члены группы могут возложить на других людей обязанность указывать им то, что они должны будут делать, столкнувшись с будущими проблемами, вместо того чтобы развивать свою автономию. Существует достаточно четкая демаркационная линия между предложением и предписанием, и этот навык состоит в использовании предложения для укрепления стремления к личной независимости.

ЗАЩИТА. Консультант должен уметь предохранять членов группы от излишнего психического или физического риска, который ассоциируется с пребыванием в группе, но не занимать родительскую позицию. Несмотря на то что участие в группе подразумевает некоторый риск, консультант должен предпринять активные действия, если чувствует, что в результате определенной серии взаимодействий в группе кому-либо может быть нанесен вред. Например, его вмешательство требуется, если члены группы чрезмерно (и неправомерно) давят на одного участника или если вся лавина групповых чувств концентрируется на одном человеке.

Этот навык позволяет консультанту предохранять членов группы от возможных опасностей, которые несет в себе участие в группе, и в то же время не запугивать их, внедряя в их сознание излишние страхи по поводу существующего риска. Если консультант чрезмерно оберегает группу, свобода экспериментирования и возможность членов группы учиться у себя незаконно ограничиваются. Если консультант не может обеспечить достаточный уровень защиты, члены группы могут пострадать от негативных аспектов группового опыта.

САМОРАСКРЫТИЕ. Когда консультант раскрывает личную информацию, он обычно сближается с группой. Этот навык подразумевает знание того, что, когда, как и насколько открывать. Если консультант делает это в подходящий момент, то влияние на группу будет скорее всего позитивным. Члены группы могут принять готовность консультанта близко к сердцу и попытаться ответить тем же. Если же консультант высказывает слишком много или слишком рано, эффект такого самораскрытия будет скорее всего неблагоприятным, поскольку члены группы могут быть не готовы спокойно воспринять подобную откровенность. Наиболее продуктивное раскрытие должно касаться того, что происходит в группе. Это умение лежит в основе способности представлять информацию в таком виде, чтобы поощрить членов группы к раскрытию себя.

МОДЕЛИРОВАНИЕ. Члены группы учатся, наблюдая за поведением консультанта. Если консультант ценит честность, уважение, открытость, умение пойти на риск и уверенность, то, демонстрируя их в группе, он может стимулировать проявление тех же качеств у остальных участников. От консультанта, который демонстрирует уважение через внимательное слушание и эмпатию, члены группы могут получить ясный и весомый урок того, как уважение может проявляться в поведении. Короче говоря, одним из лучших способов научить кого-либо эффективным навыкам межличностных отношений является прямой пример. (Моделирование более полно обсуждается в 13-й главе.)

СВЯЗЫВАНИЕ. Одним из способов организации взаимодействия между членами группы является выделение тем, которые рождаются внутри группы, и связывание работы, которую осуществляют члены группы, с этими темами. Групповой консультант, который направляет групповое взаимодействие в эту сторону (то есть развивает норму общения между членами группы, а не между группой и консультантом), достигнет высокого уровня взаимосвязей внутри группы. Он поощряет членов группы прямо обращаться друг к другу, вместо того чтобы смотреть на консультанта и рассказывать ему о тех, кто присутствует. Члены группы раскрывают свои проблемы и, благодаря эффективным взаимосвязям внутри группы, могут работать с ними, общаясь с теми участниками, которые имеют схожие проблемы. Чтобы быть чувствительным к возникновению подобных тем, консультант должен обеспечивать взаимодействие и повышать уровень групповой сплоченности. Соединяя нескольких членов группы, консультант учит их, как принимать ответственность за вовлеченность в работу с другими людьми. Если члены группы научатся тому, как самостоятельно включаться в групповое взаимодействие, они станут менее зависимыми от консультанта и смогут ощутить чувство принадлежности, рождающееся из связи с другими людьми.

БЛОКИРОВАНИЕ. Блокирование касается вмешательства консультанта, которое прекращает непродуктивное поведение в группе. Этот навык требует сензитивности, прямоты и способности прекратить конкретную деятельность, не нападая на личность. Консультант должен обращать внимание на поведение, а не на личность, следует избегать навешивания ярлыков. Например, если член группы вторгается в личный мир другого, задавая очень личный вопрос, консультант должен отметить это поведение как бесполезное, неэффективное, не называя человека чрезмерно любопытным или «следователем». Вот некоторые примеры поведения, которое должно быть блокировано:

Козел отпущения. Если некоторые члены группы ополчились на конкретного человека и выражают свои чувства в неприемлемой форме, консультант может вмешаться и предложить членам группы посмотреть, что происходит с ними в этот момент.

Групповое давление. Групповой консультант должен осознавать тонкие или более грубые попытки некоторых членов группы давить на других для достижения определенных действий с их стороны или осуществления изменений. Одним из способов борьбы может быть предоставление обратной связи, другим — замечание о том, что некоторые члены группы изменяют стандарты, которые были выработаны группой.

Вопрос. Членам группы, которые обычно допрашивают других или задают слишком много личных вопросов, можно предложить формулировать прямые утверждения, вместо того чтобы задавать вопросы.

Среди других разновидностей поведения, за которыми должен следить консультант и блокировать их, если необходимо, можно назвать нахождение оправданий тому, что изменение не состоялось, нарушение конфиденциальности, вторжение в частную жизнь человека, непрерывная раздача советов, рассказывание историй, сплетни, несвоевременное предложение поддержки, неточные или неадекватные интерпретации. Каким бы ни было поведение, блокирование должно осуществляться мягко, но твердо.

ЗАВЕРШЕНИЕ. Консультант должен знать, когда и как завершать работу с конкретным человеком, равно как и с группой. Этот навык касается завершения сессии или окончания групповой работы и подразумевает обеспечение членов группы советом относительно того, как применить то, чему они научились в группе, в реальной жизни; подготовку участников к столкновению с проблемами, которые могут встретиться им вне группы; обеспечение системы самооценки; предложение источников для дальнейшей помощи и формирование готовности к обращению за индивидуальной консультацией, если возникнет такая необходимость.

Если вы — начинающий консультант, не следует испытывать разочарования после изучения этого перечня навыков. Если же вы чувствуете растерянность и воспринимаете все вышеописанное как непреодолимое препятствие, подумайте о том, что овладение этими навыками схоже с обучением вождению. Если вы пытаетесь думать обо всех правилах одновременно, вы будете фрустрированы, и окажется, что вы не способны адекватно действовать. То же касается и развития навыков эффективного группового консультанта. Систематически применяя эти принципы и практикуясь в освоении вышеперечисленных навыков, вы будете постепенно совершенствовать ваш стиль ведения группы. Вы получите уверенность, которая позволит вам использовать эти умения наиболее эффективно. Посещение группы в качестве участника является одним из способов развития этих навыков, и вы можете многому научиться, наблюдая за специалистом, ведущим группу, и поставив себя на его место. Конечно, вы должны практиковать эти навыки непосредственно в ходе ведения группы в присутствиисупервизора. Обратная связь от членов группы, ко-терапевта и супервизора является весьма существенной для совершенствования ваших умений. Наблюдение за собой в действии на видеозаписи может быть отличным источником обратной связи, поскольку позволит вам выделить те области, которые нуждаются в усилении.

Подобно всем другим навыкам, навыки группового консультанта выражены в той или иной степени, они не могут существовать по принципу «все или ничего». Они могут быть развиты минимально или быть почти совершенными и использоваться соответственно. Эти навыки можно развивать и дальше, не ограничиваясь опытом обучения и супервизии. «Учебное руководство по теории и практике группового консультирования» (Corey, 2000) содержит перечень из 22 навыков, описанных в этой книге, и приемы для самооценки по каждому из них. тот перечень полезен для оценки собственных навыков ведения группы и может быть использован для оценки ко-терапевта. Конечно, наш коллега тоже может оценить вас по каждому параметру. Эта методика может стать темой для вашей дискуссии с ко-терапевтом.

Таблица 2-1 представляет собой обзор навыков группового консультанта, обсуждаемых на предшествующих страницах.

 

ОБЗОР НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАНТА

 

НАВЫК ОПИСАНИЕ ЦЕЛИ И ЖЕЛАЕМЫЕ РЕ- ЗУЛЬТАТЫ
Активное слушание Внимание к вербальным и невербальным аспектам коммуникации без осуждения или оценивания. Поощряет доверие, самораскрытие и исследование себя клиентом.
НАВЫК ОПИСАНИЕ ЦЕЛИ И ЖЕЛАЕМЫЕ РЕ- ЗУЛЬТАТЫ
Перефразирование Перефразирование, повторение того, что сказал клиент, с целью прояснения смысла его сообщения. Используется, чтобы определить, правильно ли консультант понял говорящего, обеспечивает поддержку и ясность в общении.
Разъяснение Подразумевает выделение сути сообщения как на уровне чувств, так и на уровне мыслей, это упрощение утверждений клиента посредством акцентирования сути сообщения. Помогает клиенту разделить конфликтующие и смешанные чувства и мысли, подталкивает к полноценному пониманию содержания коммуникации.
Подведение итогов Сведение воедино важнейших элементов взаимодействия, выделившихся в ходе сессии. Помогает избежать фрагментации и придает сессии направление, обеспечивает непрерывность сессии и передачу смыслов.
Вопрос Использование открытых вопросов, которые ведут к исследованию поведения с позиции «что» и «как». Формирует дальнейшую дискуссию, дает информацию, стимулирует размышление, придает ясность и сосредото-

 

   

ченность, обеспечивает дальнейшее самоисследоиание.

J Интерпретация Предложение возможного объяснения конкретных мыслей, чувств или поведения.

Поощряет глубокое самоисследование, предлагает новые перспективы для рассмотрения и понимания чьего-либо пове-

дения.                |

Конфронтация Это призыв к членам группы обратить внимание на несоответствие их слов и действий, или телесных и вербальных сообщений, обращение внимания на конфликтную информацию или сообщение.

Поощряет честное самоисследование, помогает полностью использовать имеющийся потенциал, помогает осознать внутренние противоречия.

НАВЫК ОПИСАНИЕ

ЦЕЛИ И ЖЕЛАЕМЫЕ РЕ-

ЗУЛЬТАТЫ

Отражение   чувств (отэсркаливание) Отражение и понимание содержания чувств.

Позволяет членам группы узнать, что они были услышаны и поняты не только на уровне слов.

Поддержка Обеспечивает поддержку членам группы.

Создает атмосферу, которая стимулирует членов группы к возобновлению желаемого поведения, обеспечивает помощь, когда клиент сталкивается с трудной ситуацией, формирует доверие.

Эмпатия Идентификация с клиентом посредством принятия его системы отсчета.

Вносит доверие в терапевтические отношения, демонстрирует понимание, поощряет более глубокий уровень самоисследования.

Фасилитаиия Формирование открытой и прямой коммуникации внутри группы, помощь членам группы в принятии ответственности за работу группы.

Обеспечивает эффективную коммуникацию среди членов группы, помогает членам группы достичь' своих целей в группе.

Инициативность Обеспечение участия группы и придание нового направления ей.

Предохраняет группу от бесцельного блуждания, усиливает ритм группового процесса.

Постановка целей Планирование целей, которые должны быть достигнуты в групповом процессе, и помощь участникам в определении конкретных целей.

Придает направление групповой активности, помогает членам группы отобрать и уточнить собственные цели.

Оценивание Оценка текущего группового процесса, индивида и групповой динамики в целом. Обеспечивает более высокий уровень самоосознания и понимания того, в каком направлении движется вся группа.  
НАВЫК ОПИСАНИЕ ЦЕЛИ И ЖЕЛАЕМЫЕ РЕ- ЗУЛЬТАТЫ  
Обратная связь Выражение конкретных и искренних реакций, основанных на наблюдении за поведением членов группы. Предлагает внешний взгляд на то, как личность воспринимается другими, увеличивает уровень самоосознания клиентов.  
Предложения Предложение совета и информации,- мыслей и идей по поводу новых форм поведения. Помогает членам группы развивать альтернативные направления мышления и действия.  
Зашита Защита членов группы от излишнего психологического риска в группе. Предупреждает клиентов о возможном риске участия в группе, сводит этот риск к минимуму.  
Самораскрытие Отражение своих реакций на события, которые происходят в группе «здесь и сейчас». Облегчает достижение глубокого уровня группового взаимодействия, формирует доверие, моделирует способы раскрытия перед другими.           
Моделирование Демонстрация желаемого поведения в действии. Предлагает пример желаемого поведения, помогает членам группы, более полно реализовать свой потенциал.  
Связывание Соединение деятельности членов группы с темами, возникшими в группе. Обеспечивает взаимодействие между членами группы, усиливает сплоченность группы. |  
Блокирование Вмешательство для прекращения непродуктивного группового поведения. Защищает членов группы, расширяет область, затрагиваемую групповым процессом.   
Завершение Подготовка группы к завершению сессии или прекращению существования группы. Помогает членам группы ассимилировать, интегрировать и применять то, чему они научились в группе, в своей повседневной жизни.  

Примечание: форма и строение этого перечня основаны на статье Эдвина Дж. Нолана (см.: Edwin J. Nolan. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery. — Journal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3), 132-138

 

 

 Становление эффективного мультикультурального группового консультанта

 Кроме перечня навыков группового консультанта, который мы привели выше, существуют особые знания и навыки, которые требуются для работы с мультикультуральной группой. Работа с клиентами вусловиях культурного разнообразия подразумевает, что вы обладаете навыками и знаниями, необходимыми для эффективной работы с различными трудностями. Если вы открыты ценностям, свойственным культурному разнообразию, вы найдете способы избежать обвинений в провинциализме и столкнетесь с трудностями в той мере, в которой выокажетесь культурно инкапсулированными (Wrenn, 1985). Составьте список нынешнего уровня ваших знаний и навыков, которые определят вашу способность эффективно функционировать в мультикультуральной ситуации, ответив на следующие вопросы:

• Осознаете ли вы, как культурная среда влияет на способ вашего мышления, на ваши чувства и действия?

• Что вы можете сделать, чтобы расширить понимание своей культуры и других культур?

• Способны ли вы оценить ваши базовые предположения, особенно в том, насколько они применимы к культурному разнообразию, этничности, расе, роду, классу, религии и сексуальной ориентации?

• Как эти предположения влияют на вашу манеру функционирования как группового консультанта?

• Можете ли вы быть гибким в применении техник, которые используете в группе, в зависимости от особых запросов членов группы?

• Насколько вы подготовлены к работе и пониманию людей, которые приходят в вашу группу из другой культуры?

• Можно ли сказать, что ваша академическая программа подготавливает вас к достижению необходимого уровня осознания, знаний и навыков, которые вам понадобятся при работе с разнообразными категориями клиентов в различных типах групп?

• Что из вашего жизненного опыта может помочь вам понять членов группы и установить с ними контакт, несмотря на то что их взгляды отличаются от ваших?

• Можете ли вы определить какую-либо область культурного влияния или предубеждений, которые ограничат вашу способность эффективно работать с людьми, которые отличаются от вас? Если таковые есть, какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Эффективная мультикультуральная практика зависит оттого, насколько открытую позицию занимает практик. Вы должны быть готовы модифицировать стратегии, чтобы соответствовать потребностям и ситуациям, в которых оказываются члены группы. Очевидно, что не существует ни одной «правильной» техники, которая была бы принята всеми клиентами, безотносительно к их культурному происхождению и наследию. Важно понять, что, для того чтобы стать эффективным мультикультуральным групповым консультантом, требуется время, обучение и опыт. Мультикультуральная компетентность не может быть сведена только к осознанию культуры, к базовым знаниям или особому набору навыков. Мультикультуральная экспертиза требует, чтобы консультант обладал соответствующей глубиной и шириной в познании всех трех областей (Leong & Kim, 1991).

Ряд авторов (D.W. Sue, Arredondo & McDavis, 1992; Arredondo & colleagues, 1996) развили концептуальную основу для определения компетенции мультикультурального консультанта в трех областях:

1. Осознание собственных убеждений и позиций.

2. Знания.

3. Навыки.

Затем появилась модифицированная и краткая версия мульти-культуральной компетентности, которая также может быть использована групповыми консультантами (Sue & colleagues, 1992, 1998; Arredondo & colleagues, 1996).

УБЕЖДЕНИЯ И ПОЗИЦИЯ КУЛЬТУРНО КОМПЕТЕНТНОГО ГРУППОВОГО

КОНСУЛЬТАНТА. Эффективный групповой консультант осознает и понимает свои ценности, склонности, этноцентрические позиции и представления о человеческом поведении. Он не позволяет своим ценностям и личным проблемам вмешиваться в работу с клиентами, которые в культурном плане отличаются от него. Он осознает те негативные и позитивные реакции на другие расовые и этнические группы, которые могут оказаться вредными для установления необходимых отношений внутри группы. Он пытается понять мир с точки зрения клиента. Вместо того чтобы утверждать, что его культурное наследие является превосходящим, он способен понять и оценить культурное разнообразие. Он приветствует разнообразные ценностные ориентации и различные мнения о человеческом поведении, вместо того чтобы быть культурно инкапсулированным, а значит, обладает основой для исследования внутреннего мира своих клиентов. Он уважает религиозные и духовные убеждения и ценности своего клиента и не смущается различиями в принадлежности к той или иной расе, культуре или различиями в убеждениях между собой и другими.

Он ценит билингвизм и не рассматривает другой язык как препятствие для консультирования.

Эффективный групповой консультант проверяет эффективность своей деятельности посредством консультаций, супервизии и продолжения обучения. Он осознает, что групповое консультирование может не подходить для всех клиентов или всех проблем. Если необходимо, онготов обратиться к клиенту, если обнаружит доказательства того, что групповое консультирование является неподходящей для этого клиента формой лечения, или если ему кажется, что оптимальной для Клиента будет более гомогенная группа.

ЗНАНИЯ КУЛЬТУРНО КОМПЕТЕНТНОГО ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАНТА.

Эффективный практик обладает определенными знаниями. Он знает об особенностях собственной расы и культурного наследия и о том, как они влияют на него личностно и профессионально. Поскольку он понимает динамику притеснений, расизма, дискриминации и стереотипии, он осознает институциональные барьеры, которые не допускают меньшинства к использованию служб психического здоровья, существующих в обществе. Он осознает свои собственные расистские позиции, убеждения и чувства. Он не навязывает свои ценностной ожидания клиенту из другой культуры, он избегает стереотипного восприятия. Он старается понять точку зрения клиента, его видение мира.

Он обладает знаниями об историческом происхождении, традициях и ценностях группы, с которой работает. Он обладает знаниями о семейной структуре меньшинств, их внутренней иерархии, ценностях и убеждениях. Он осведомлен о различиях в коммуникативных стилях и о том, как его стиль может препятствовать или способствовать групповому процессу. Поскольку он понимает ценности, лежащие в основе группового процесса, он знает, насколько эти ценности могут отличаться от культурных и семейных ценностей разнообразных меньшинств. Более того, такой практик осведомлен о характеристиках и ресурсах определенного общества. Он знает, как помочь клиенту использовать врожденную систему поддержки. В тех областях, где его знания недостаточны, он ищет ресурсы и источники для восполнения знаний. Чем глубже и шире он знаком с разными культурными группами, тем с большей вероятностью он сможет стать эффективным групповым консультантом.

       НАВЫКИ И СТРАТЕГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО

ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАНТА. Эффективный групповой консультант приобретает свои навыки в работе с разнообразными группами. Мультикультуральное групповое консультирование расширяется, когда практик использует методы и стратегии и определяет цели, сообразуясь с жизненным опытом и культурными ценностями своих клиентов. Такой специалист модифицирует и адаптирует свое влияние на группу, чтобы учесть существующие культурные различия. Он способен защитить своих клиентов. Он активно вовлекает индивидов, оказавшихся в качестве меньшинства, в групповую работу, в той мере, в которой это необходимо и вообше возможно. Он не ограничивается одним подходом в процессе помощи и осознает, что стратегия помощи должна быть связана с соответствующей культурой. Он не подталкивает своих клиентов к тому, чтобы соответствовать одному консультативному подходу. Он берет на себя ответственность по обучению членов группы способам групповой работы, включая такие материи, как цели, ожидания, правила и альтернативные источники роста. Он способен посылать и получать как вербальные, так и невербальные сообщения точно и в нужное время. Он ищет возможности получить обучающий, консультативный и тренинговый опыт, расширяя свою способность работать с клиентскими группами в условиях культурного разнообразия. Он регулярно консультируется с другими профессионалами по поводу трудностей, определяемых культурным взаимодействием, если чувствует в этом необходимость.

ОСОЗНАЙТЕ СВОИ ГРАНИЦЫ. Как групповой консультант, вы можете приобрести основные навыки и знания, которые позволят вам эффективно функционировать при работе с разнообразными клиентами, и все же мысль о том, что вы можете знать все о культурном происхождении и культурной среде всех членов вашей группы, совершенно нереалистична. Нет ничего хорошего в том, чтобы корить себя за то, что вы не знаете всего, или чувствовать вину за то, что ваши возможности имеют предел, или за узость взглядов. Вы не станете более эффективным, считая, что вы должны быть осведомлены о культурном происхождении всех ваших клиентов, думая, что вы должны обладать всем спектром навыков, или завися от совершенного образа группового консультанта. Вместо этого осознайте и примите те попытки и усилия, которые вы предпринимаете, чтобы стать более эффективным профессионалом. Первый шаг — это принятие разнообразия в качестве ценности и развитие ваших способностей работать с разными категориями клиентов. Развивая модель консультирования в условиях культурного разнообразия, Вонтресс (Vontress, 1996) подчеркивает, что мы нуждаемся в единовременном осознании как сходств, так и различий в человеческом бытии. Он пишет: «Кросскультурное консультирование не предполагает обучения конкретным способам влияния, характерным для конкретной культуры, оно придает консультанту чувствительность и толерантность, формирует философский взгляд, который подходит для всех культур» (р. 164").

Помните, здесь еще много раз будет сказано о том, что члены вашей группы будут учить вас и других членов группы соответствующим аспектам их культуры. Для вас хорошей практикой будет просьба, обращенная к членам группы, в которой вы предлагаете им обеспечить вас и других членов группы информацией, которая необходима для эффективного взаимодействия с ними. Полезно оценить ту степень, в которой клиент принадлежит к своей культуре, в какой степени он идентифицируется с ней. Это особенно важно Для людей, которые имеют опыт проживания в различных культурах. Несмотря на то что они очень часто преданы своей родной культуре, они могут находить некоторые черты и характеристики новой культуры весьма привлекательными и переживать конфликт интеграции двух культур. Суть этой борьбы может быть продуктивно исследована в групповом контексте, если вы и другие члены группы уважаете этот культурный конфликт. Если вы действительно уважаете членов вашей группы, вы будете терпеливо пытаться войти в их мир настолько, насколько это возможно. Нет никакой необходимости в том, чтобы вы имели такой же опыт, что и ваши клиенты, но важно, чтобы вы старались быть открытым к сходным чувствам и трудностям. Если уважение сформировано, все участники выигрывают от культурного разнообразия группы.

По мере того как вы изучаете современные теории и применяете их к практике группового консультирования, задумывайтесь над тем, какова культурная подоплека техник, которые вырастают из этой теории. Поразмыслите, какие техники могут быть более эффективными и подходящими для работы с конкретной категорией клиентов или в конкретном контексте. Еще более важным является размышление о том, как адаптировать техники, которым вы обучились, к культурной принадлежности членов группы. И пожалуй, важнее всего является обзор тех способов, благодаря которым вы вырабатываете личностные характеристики, которые требуются для того, чтобы стать эффективным групповым консультантом.

Если ваша группа состоит из индивидов, принадлежащих к различным этносам и культурам, отличающимся от вашей, вы можете получить большую пользу от прочтения статей, которые касаются возможностей использования этой ситуации. Моя цель заключается в том, чтобы подчеркнуть важность выработки мультикультуральной компетенции. Я рекомендую следующие источники, для того чтобы осознать для себя эту проблему и справиться с ней: Atkinson, Morten & Sue (1998), Pedersen (1994, 1997), D.W. Sue & colleuges (1998).

В «Учебном руководстве по теории и практике группового консультирования» (Corey, 2000) вы найдете перечень навыков, необходимых для эффективного группового консультанта, а также сможете оценить собственную компетентность в области мультикультурального группового консультирования. Этот самоотчет будет ценен для вас, поскольку позволит оценить ваш уровень развития в области мультикультуральной компетенции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: