Группы с двумя ведущими

И для вас, и для группы будет очень полезно, если вы будете вести ее не один, а с партнером, ко-терапевтом. Достаточно часто ведение группы — это процесс, осуществляемый одним человеком. Но ценность встречи с ко-терапевтом для планирования и проведения группы не должна недооцениваться. Стиль совместного ведения группы имеет ряд преимуществ и несколько недостатков. Вот некоторые из сильных сторон:

• Члены группы могут выиграть от удвоенного жизненного опыта и инсайта консультантов, поскольку они могут иметь разные взгляды на текущую ситуацию.

• Два консультанта могут дополнять друг друга, группа может выиграть от объединенной силы команды консультантов.

• Если одним из ведущих является женщина, а другим — мужчина, они могут воссоздать естественную динамику отношений с родителями, в которую вовлечены члены группы, и тогда открываются разнообразные возможности для ролевой игры.

• Ко-терапевты могут служить для участников группы моделью того, как на уважительной основе строить отношения друг с другом и с группой.

• Ко-терапевты могут обеспечить друг другу ценную обратную связь. Они могут обсуждать, что случилось на сессии и как улучшить свои навыки.

• Каждый консультант может расти как специалист, благодаря наблюдению за поведением другого, работе с ним и возможности учиться у него.

• Ко-терапевты обеспечивают большее количество возможностей для установления связей между членами группы. В то время как один ведущий работает с конкретным участником, другой может «сканировать» группу, определяя, насколько члены группы вовлечены в работу.

• Участники группы имеют возможность получать обратную связь от двух консультантов, а не от одного. Различие в реакциях может внести в группу свежесть и динамику и предоставить возможность для рефлексии и развития дискуссии.

Наибольшее количество проблем при использовании модели ко-терапии возникает тогда, когда оба консультанта терпят неудачу в формировании и поддержании эффективных взаимоотношений друг с другом. Центральным фактором, определяющим качество взаимоотношений, является уважение. Консультанты, вероятнее всего, будут иметь некоторые различия в стиле ведения группы, и они могут не соглашаться друг с другом или с некоторыми интерпретациями. Но они уважают друг друга, они будут открытыми и прямыми, и будут доверять друг другу, работать на основе сотрудничества, а не конкуренции и чувствовать себя в достаточной безопасности, для того чтобы не стремиться к самоутверждению себя за счет другого. Если доверие отсутствует или проявляется в недостаточной степени, члены группы ощущают отсутствие гармонии, и группа получит в целом негативный опыт и негативное впечатление.

Выбор ко-терапевта, таким образом, является весьма важным моментом. Борьба за власть между ко-терапевтами может разделить группу. Если консультанты не работают как гармоничная команда, вся группа следует их примеру и становится фрагментированной. Даже если консультанты в ходе сессии демонстрируют весьма тонкие трения, они подают плохой пример межличностных отношений. Эти трения могут привести к невыраженной враждебности между членами группы, которая обычно прорабатывается при эффективной групповой работе. Если между консультантами существует конфликт, его лучше открыто обсудить на группе. Но в идеале оба консультанта должны обсуждать любые возникающие между ними разногласия при частной встрече. Для группы отнюдь не полезны утверждения консультантов о том, что все прекрасно, когда в действительности все наоборот.

Несмотря на то что для ко-терапевтов принадлежность к одному и тому же теоретическому подходу не является обязательной, у них начнутся проблемы, если они будут придерживаться крайних, не согласующихся взглядов на цели групповой работы или по поводу их собственной роли и функций в групповом процессе. Например, рассмотрим ситуацию, в которой один консультант постоянно вмешивается в ход сессии, раздавая советы и предлагая решение для каждой проблемы, которая возникает у членов группы, в то время как другой не заинтересован в быстром решении проблем и предпочитает, чтобы члены группы стремились найти решение самостоятельно. Вероятнее всего, они будут постоянно работать на достижение разных целей, и их клиенты будут получать противоречивые сообщения относительно целей группы.

Важно, чтобы ко-терапевты регулярно встречались для обсуждения того, что происходит в их работе, — например, что они чувствуют По поводу совместной работы, как они видят группу и как они оценивают вклад друг друга. В идеале ко-терапевты должны проводить некоторое время вместе до начала и после окончания сессии, чтобы спланировать будущую сессию, поделиться своими мыслями и разрешить любые трудности, которые возникли между ними. В главах 4 и 5 я пишу о специфических проблемах, которые ко-терапевты должны обсуждать друг с другом на каждой стадии развития группы.

Я предпочитаю модель ко-терапии как для ведения группы, так и для обучающих групп и супервизии. Ко-терапия обеспечивает безопасность, особенно когда практик ведет группу впервые. Для начинающих групповых консультантов типично переживание сомнений и тревоги. Сталкиваясь с группой впервые, при поддержке коллеги, которого вы уважаете и которому вы доверяете, вы понимаете, что процесс, казавшийся тягостной задачей, превращается в удивительный обучающий опыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: