Права участников группы

Мой опыт научил меня тому, что те, кто приходит в группу, зачастую не осознают свои права (как участника группы) и свои обязанности. Вы, как групповой консультант, должны помочь членам группы узнать о своих правах. В этом разделе приводится подробный перечень прав участников группы.

 

ОСНОВНОЕ ПРАВО: ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

Если в ходе первых встреч вы предоставите участникам основную информацию о группе, то скорее всего они лучше настроятся на сотрудничество и будут вести себя более активно. Консультант тем самым выражает свое доверие и уважение к членам группы, честно излагает доступную информацию, что помогает достичь более высокого уровня доверия в группе. Такие консультанты стремятся к получению информированного согласия участников группы. Далее мы рассмотрим ту информацию, которую члены группы имеют право узнать, прежде чем вступить в группу. Затем я перечислю то, чего клиент вправе ожидать входе групповой работы.

ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ КЛИЕНТУ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В ГРУППУ. 

Здесь приводится та информация, которую будущий участник группы имеет право получить до начала занятий. • Ясное представление о целях группы.

• Описание группы (краткосрочная, долгосрочная), основных процедур и правил поведения.

• Предгрупповое интервью для определения того, подходит ли именно эта группа во главе именно с этим консультантом для полноценного удовлетворения потребностей клиента.

• Возможность получать любую информацию о группе, задавать вопросы, высказывать свое беспокойство в связи с услышанным.

• Обсуждение того, в каких аспектах групповой процесс может быть/не быть конгруэнтен убеждениям и ценностям членов группы.

• Развернутая информация об уровне образования и квалификации группового консультанта.

• Информация, касающаяся стоимости группы, в том числе и стоимости контрольных сессий, проводящихся после окончания группы, а также сведения о длительности группы, о частоте и продолжительности встреч, о групповых целях и техниках, кото- • Информация о психологическом риске участия в группе.

• Осведомленность об обстоятельствах, в которых консультант может нарушить правило конфиденциальности, следуя правовым, этическим или профессиональным требованиям.

• Разъяснение того, какие услуги могут и не могут быть оказаны в группе.

• Помощь в формулировании личных целей участия в группе.

• Ясное понимание того, что группа предполагает разделение ответственности между консультантом и участниками группы.

• Обсуждение прав и обязанностей членов группы.

ПРАВА КЛИЕНТА, РЕАЛИЗУЮЩИЕСЯ В ХОДЕ ГРУППОВЫХ ВСТРЕЧ. Здесь перечислено то, чего клиент имеет право ожидать в ходе групповой работы. • Инструктирование по поводу того, что ожидается от участников группы.

• Свобода оставить группу, если она не соответствует ожиданиям клиента или не дает ему того, чего он хочет или в чем нуждается.

• Предупреждение об исследовании, в которое включена эта группа, а также о видео- и аудиозаписи групповой сессии.

• Право остановить любую запись, если она мешает членам группы эффективно работать.

• Помощь от группового консультанта в переносе того, чему клиенты научились в группе, в повседневную жизнь.

• Возможность рассказать о том, чему клиент научился в группе, и участие в групповом опыте в той степени, которая позволит ему не оставить никаких незавершенных переживаний (касающихся группы или возникших в ней).

• Право на консультацию с групповым консультантом в случае возникновения кризиса, который стал прямым следствием посещения группы, или право обращения к другим источникам помощи, если групповой консультант больше не может ее предоставлять.

• Обеспечение со стороны консультанта максимальной защиты, которая позволит свести к минимуму потенциальный риск, связанный с участием в группе. Уважение права на частную жизнь, сопровождающееся пониманием того, что личность сможет освободиться ровно настолько, насколько она раскроется.

• Свобода от группового давления, направленного на участие в групповых упражнениях, на принятие определенных решений, на раскрытие личного материала или принятие предложений и советов членов группы.

• Соблюдение конфиденциальности со стороны консультанта

• Свобода от принятия ценностей, транслируемых другими членами группы или консультантом.

• Возможность использовать групповые ресурсы для своего роста.

• Право на уважение и сохранение собственного достоинства.

Консультант должен подчеркнуть, что участники группы обладают не только правами, но и обязанностями. Например: регулярное посещение группы, принятие риска, готовность говорить о себе, предоставление другим обратной связи, сохранение конфиденциальности и умение просить о том, чего хочешь. Некоторые из групповых норм могут представлять собой проблему для определенных членов группы, что связано с их культурным происхождением. Важно, чтобы их ожидания были прояснены и остальные члены группы согласились с этими ожиданиями. Значимая часть группового процесса состоит во включении членов группы в процесс определения групповых норм, которые будут контролировать их поведение в ходе групповых сессий.

 

ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ» ГРУППАМИ

Когда участников групп обязывают к посещению группы, получение информированного согласия является чрезвычайно важным. Вы должны приложить массу усилий к тому, чтобы информировать членов группы о природе и целях группы, о процедурах, которые будут использоваться, об их правах и обязанностях, об ограничениях, накладываемых правилом конфиденциальности об ограничениях самой конфиденциальности, и о том, что влияет на эффективность их работыв группе. Их также следует предупредить о том, что степень и качество их участия в группе будут подвергаться внешнему контролю. Когда группа обязательна для посещения, консультант должен уделить особое внимание установлению отношений сотрудничества с членами группы и поощрить их к продолжению обязательных посещений на добровольной основе.

Одной из возможностей работы с подобными клиентами может быть зачисление их на группу на небольшой контрольный период. Таким образом вы даете возможность всем членам группы (и сотрудничающим, и сопротивляющимся) увидеть, как работает группа, что она может дать, а затем (скажем, после трех встреч) вы можете предложить им принять самостоятельное решение о том, хотят ли они остаться в этой группе и продолжать работу. Вы должны быть готовы к тому, что клиент может решить больше не посещать группу. В любом случае этические нормы группового консультанта требуют как можно более полно исследовать трудности клиента, который пришел к нему в группу, вне зависимости оттого, сделал он это добровольно или по принуждению.

 

ПРАВО УЙТИ ИЗ ГРУППЫ

Консультант должен прояснить политику посещений, получить согласие членов группы на то, чтобы оставаться в группе на заранее определенный срок, равный длительности сессии, и право покидать группу, если участники не удовлетворены ею. Если какой-либо участник просто исчезнет из группы, то вам будет чрезвычайно сложно поддерживать высокий уровень доверия и сохранить групповую сплоченность. Уход из группы нужно подробно обсудить на первой сессии, и консультант должен четко выразить свою позицию и свои требования.

На мой взгляд, члены группы несут ответственность перед консультантом и другими членами группы за свой уход в том плане, что они должны объяснить основания своего ухода, чтобы не оставить после себя недосказанности. Существует целый ряд причин, обосновывающих подобное мнение. Одна из них заключается в том, что человек, покидающий группу, должен иметь возможность объяснить, что оттолкнуло его, что вызвало негативные переживания, которые привели к подобному решению. Если он покидает группу сразу, как только ему становится немного дискомфортно, он остается наедине с неразрешенными проблемами и просто убегает из группы. Исчезнувший (без предупреждения и беседы) член группы может серьезно нарушить сплоченность группы и понизить общий уровень доверия, потому что оставшиеся члены группы могут считать, что именно они стали при-., чиной подобного отделения. Весьма полезно сказать членам группы, что, если у них возникают мысли (пусть даже достаточно случайные) об уходе, они должны вынести их на обсуждение в ходе сессии, потому что они могут послужить сигналом о существовании каких-то сбоев в работе группы. Членов группы стоит поощрять к высказыванию мыслей о возможном уходе из группы.

Если группа непродуктивна и даже вредна для конкретного клиента, он может оставить ее. В идеале консультант и члены группы должны совместно работать над тем, чтобы определить, в какой степени групповые переживания продуктивны или непродуктивны. Моя позиция заключается в том, что, если во взаимно оговоренное время члены группы выбирают не участвовать в группе, им нужно позволить уйти, не оказывая давления как со стороны консультанта, так и со стороны других участников.

 

СВОБОДА ОТ ПРИНУЖДЕНИЯ И ЧРЕЗМЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

Члены группы имеют право ожидать уважения со стороны группы и не должны превращаться в объект принуждения или давления со стороны группы. В любом случае некоторая степень группового давления неизбежна, и зачастую оно имеет терапевтическое значение. Члены группы в ходе занятий вступают в конфронтацию с самодеструктивными формами мышления и поведения, и их подталкивают к признанию того, что они делают, и к принятию решения о том, хотят ли они оставит все как есть или измениться. Более того, во время сессии осуществляется давление, направленное на то, чтобы участники группы раскрывали личный материал, шли на определенный риск, делились своими реакциями на события, происходящие здесь-и-сейчас в группе, и были честными с группой. Для группового консультанта важно четко различать деструктивное давление и терапевтическое давление. Люди могут нуждаться в некоторой степени давления, чтобы прорваться через привычные формы сопротивления.

Полезно придерживаться мысли, что целью группы является помощь участникам в нахождении собственных ответов, а не в исполнении того, что предлагает группа или консультант. Члены группы могут стать объектом ненужной тревоги, если поведут себя определенным образом. Члены группы могут подвергаться неоправданному давлению, с целью подтолкнуть их к участию в конкретных групповых упражнениях, направленных на коммуникацию или взаимодействие. Важно, чтобы консультант был чувствителен к ценностям клиента, который соглашается или отказывается участвовать в конкретном групповом упражнении. В случае отказа консультант должен сделать это упражнение приемлемым для участников группы и периодически переоценивать степень этой приемлемости. Для группового консультанта хорошей практикой будет обучение членов группы тому, как сопротивляться неоправданному групповому давлению, и тому, как вежливо и конструктивно отказываться от участия в той деятельности, которая им не нравится.

ПРАВО НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Право на конфиденциальность является одним из ключевых для этики консультирования. Консультант требует, чтобы члены группы сохраняли конфиденциальность, и предупреждает, что она должна сохраняться вне зависимости от того, что раскрывается в группе. Причем это требование должно удерживаться на протяжении всех встреч, начиная с первого интервью и заканчивая контрольной сессией. Конфиденциальность, как одна из ключевых норм поведения группы, должна вводиться в результате тщательного обсуждения, а не в форме директивного указания со стороны консультанта (Lakin, 1985). Если обоснование конфиденциальности ясно каждому члену группы уже в ходе предварительного интервью, а затем оно заново воспроизведено на первой сессии, где собирается вся группа, вероятность того, что члены группы будут ее нарушать, достаточно мала. Конфиденциальность нередко понимается так, что ее сохранение необходимо только во время существования группы, поэтому эта тема должна быть исследована как можно подробнее.

Весьма полезно время от времени напоминать участникам о возможности непреднамеренного нарушения конфиденциальности. Мой опыт показывает, что члены группы чрезвычайно редко целенаправленно сплетничают о других членах группы, но тем не менее люди часто говорят больше, чем должны, и могут, не желая того, раскрыть ту информацию, которая не должна была стать достоянием гласности. Если значение сохранения конфиденциальности подвергается сомнению или этот вопрос беспокоит одного из членов группы, эта тема должна быть вынесена на обсуждение.

Очевидно, что не существует способа, который позволял бы убедиться, что члены группы не нарушили правило конфиденциальности. Как групповой консультант, вы можете обсуждать эту тему, выражать свое отношение к конфиденциальности, подчеркивая ее значение, заключать контракты с членами группы, один из пунктов которых содержит указание на обязательность выполнения этого правила, и даже предлагать санкции для тех, кто его нарушит. Вы должны осознать, что ваше поведение и то, как вы выражаете свое отношение к конфиденциальности, являются средством ее утверждения и поддержания. Если члены группы чувствуют, что вы серьезно относитесь к проблеме сохранения конфиденциальности, то, вероятнее всего, они тоже отнесутся к ней серьезно. В конечном счете сохранение конфиденциальности осуществляется в интересах самих членов группы, и они должны понимать это. Американская ассоциация консультирования (American Counseling Association, АСА) выработала «Кодекс этики и стандартов консультирования» (АСА, 1995), который содержит следующую запись о конфиденциальности в группе:

В ходе групповой работы консультант ясно и четко определяет понятие конфиденциальности и его параметры, объясняет значение конфиденциальности и обсуждает трудности, связанные с сохранением конфиденциальности в условиях групповой работы. Тот факт, что конфиденциальность не может быть гарантирована, должен быть ясно донесен до членов группы (В.2.а).

Если работа группы записывается на аудио- или видеоносители, чпвны группы имеют право знать обо всех материалах, которые будут использованы впоследствии, и о целях использования этих материалов. Они должны дать письменное согласие до того, как начнется запись сессии. Если запись используется для исследовательских целей, предназначается для обсуждения с супервизорами или для работы со студентами, члены группы имеют право отказаться от участия в группе или не дать свое согласие на запись.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Групповой консультант должен донести до членов группы, что из правила сохранения конфиденциальности есть несколько исключений. Он объясняет членам группы, в каких случаях, оговоренных законом, он вправе нарушить конфиденциальность. Консультант может добавить, что гарантирует (кроме ряда случаев) сохранение конфиденциальности со своей стороны, но не может ручаться за остальных членов группы. Важно поощрять членов группы к высказыванию их мыслей, мнений и чувств, касающихся правила конфиденциальности, независимо от того, какую окраску (негативную или позитивную) они имеют. Этический кодекс (АСА, 1995) определяет исключения из этого правила, которые клиент должен осознать, следующим образом:

 

Основное требование к консультанту, состоящее в сохранении конфиденциальности, теряет свою силу, если раскрытие информации требуется для предотвращения некоторой очевидной опасности, грозящей клиенту или другим людям, или когда закон требует, чтобы конфиденциальная информация была раскрыта. Консультант может советоваться с другими профессионалами, если испытывает какие-либо сомнения в правомерности использования этого исключения из общего правила (В. 1.с).

 

Групповые работники часто дают членам группы письменное уведомление о существующих ограничениях конфиденциальности, которое содержит описание тех ситуаций, в которых конфиденциальность может быть нарушена. Такая откровенность вызывает доверие со стороны членов группы, потому что они понимают, чего они могут ожидать, и получают представление о возможном развитии событии.

Конечно, для любого консультанта обязательным является хорошее знание законов, регламентирующих его практику. Консультант имеет законное право сообщать о намерении клиента причинить вред себе или другим людям. Это требование касается выявления фактов, свидетельствующих о насилии над ребѐнком, избиении, инцесте или домогательстве. В крайнем случае, если один из членов вашей группы постоянно подвергается насилию или угрозам (или сам подвергает этому другого человека), вы можете проконсультироваться со своим супервизором или другими коллегами, предупредить возможную жертву и даже поставить в известность соответствующие инстанции. Клиент может проявлять весьма странное поведение, рассказывать о видениях или о «голосах», которые требуют, чтобы он причинил вред себе или другим. В этом случае вы можете предпринять шаги для временной госпитализации этого клиента, что естественным образом повлечет за собой нарушение правила конфиденциальности.

Если вы ведете группу в коррекционном институте или в психиатрической клинике, от вас могут требовать ведения записей о поведении членов группы. Но ваша ответственность перед клиентом требует, чтобы вы тщательно определяли, что именно подлежит записи, и по возможности предоставляли ему сведения о том, что именно вы записали. У вас будет гораздо больше шансов установить доверительные отношения с членами группы, если вы открыто оповестите их о том, к какой информации вы открыли доступ другим специалистам, нежели будете скрывать это и ставить себя в положение нарушителя. Если это раскроется случайно, доверие членов группы будет безвозвратно утеряно.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ. Еще одна деликатная проблема касается сохранения конфиденциальности в ходе группового консультирования детей и подростков. Имеют ли родители право на получение информации, которая содержит сведения, сообщенные вам детьми во время занятий в группе? Ответ на этот вопрос зависит от того, из какой позиции вы исходите — профессиональной, этической или следуете требованиям закона. Прежде чем ребенок начнет заниматься в группе, вы должны получить письменное согласие родителей. В этот документ вы должны включить краткое описание целей группы и упоминание о значении сохранения конфиденциальности в ходе работы, наряду с высказанным вами намерением не преступать это правило. На самом деле, для родителей очень полезной может оказаться новая информация об их ребенке, но это должно производиться без нарушения его права на конфиденциальность. Для этого можно поступать следующим образом: вы можете приглашать родителей и ребенка на совместную встречу, где в присутствии ребенка и с его согласия вы можете обсуждать отдельные моменты консультирования. Таким образом, ребенок убеждается в том, что его право на конфиденциальность строго соблюдается.

Групповой консультант несет ответственность перед группой, состоящей из детей и подростков, за то, чтобы всеми способами увеличивать вероятность сохранения конфиденциальности. Не менее важным является сотрудничество с родителями и опекунами. Рассказывайте ребятам в терминах, доступных пониманию, о природе, целях и ограничениях конфиденциальности. Групповой консультант должен (как и в случае со взрослыми) поощрять детей высказывать свои опасения и сомнения по этому поводу, а также задавать вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: