Этические аспекты деятельности группового консультанта

Статус группового консультанта требует сензитивности к потребностям членов группы и влиянию на них техник и ценностей консультанта. От него требуется хорошее знание социальных стандартов, политики организации, на базе которой он работает, а также тех законов, которые регламентируют групповое консультирование в целом. Профессии, связанные с поддержанием и восстановлением психического здоровья, подразумевают определенную ответственность специалиста. Оценка и одобрение/неодобрение программ консультирования и социальной работы требуют их проработки с точки зрения этики и соответствующих законов. Все это поможет избежать халатности и злоупотреблений при использовании соответствующих программ.

Почти все профессиональные организации настаивают на том, чтобы их сотрудники осознавали превалирование общественных стандартов и того влияния, которое окажет на их практику следование этим стандартам или отклонение от них. Эти организации имплицитно подразумевают, что профессионал будет избегать эксплуатации терапевтических отношений и не будет обманывать доверие членов группы или вступать в двойственные отношения, если они препятствуют достижению терапевтических целей. Правила, установленные ими, предостерегают от вступления в социальные или личные отношения с клиентами и подчеркивают необходимость поддержания соответствующей дистанции.

 

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОНСУЛЬТАНТОМ И ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ

На основании каких критериев консультант может определить, насколько приемлемыми являются личные или социальные отношения с другими членами группы? Основным фактором, определяющим это, является степень и качество этого влияния на терапевтические отношения. В этическом кодексе ААК (АСА, 1995) сказано:

 

Консультант осознает влияние своего отношения к клиенту и избегает эксплуатации доверия и злоупотребления зависимостью клиента. Консультант прилагает усилия, чтобы избежать установления двойственных отношений с клиентом, которые могут повлиять на его профессиональные суждения или нанести клиенту вред. Когда двойственных отношений нельзя избежать, консультант должен предпринять соответствующие шаги, предупредив клиента, обратившись к консультации и супервизии, а также документации, чтобы убедиться, что он не эксплуатирует клиента и его суждения объективны (А.6.а).

Еще одна возможность для эксплуатации и злоупотребления появляется тогда, когда консультант неверно понимает свою роль или использует свою силу и власть, чтобы удовлетворить собственные потребности в ущерб потребностям клиента. Центральной проблемой становится адекватное использование своей силы. Когда консультант идет навстречу своим потребностям или целям, желая достичь власти или престижа за счет блага своих пациентов, он допускает нарушение профессиональной этики. Например, если консультант использует свою роль для формирования дружеских отношений с конкретным клиентом или для удовлетворения личных или социальных потребностей, он личностно вовлекается в отношения с клиентами, и основной проблемой становится злоупотребление властью. Его роль заключается в том, чтобы помочь членам группы достичь своих целей, а отнюдь не в том, чтобы стать им другом. Конечно, консультант, вступающий в сексуальные отношения с членом группы, которую он ведет, поступает не этично.

Вопрос об интимных отношениях между консультантом и клиентом (нынешним или бывшим) ясно разрешается в этическом кодексе ААК (АСА, 1995):

 

Консультант не должен вступать в сексуальные отношения с клиентом и не должен консультировать человека, с которым он находится в сексуальных отношениях. (А.7.а).

Консультант не должен вступать в сексуальные отношения с бывшим клиентом в течение двух лет после завершения консультативных отношений (А.7.b).

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

Эта проблема касается определения того, насколько внутригрупповая и внегрупповая социализация препятствуют групповому процессу или облегчает его протекание. Эта проблема приобретает этический характер, если члены группы образуют клики и сплетничают между собой о других участниках, собираются вместе вне группы и выносят информацию о том, что происходило на группе, за ее пределы. Если формируется скрытая «повестка дня», она серьезно тормозит прогресс группы в целом. Даже если обсуждаемые кликами темы будут подняты на поверхность и проработаны в группе, маловероятно, что члены такой группы смогут достичь своих личных целей и организовать терапевтическое взаимодействие.

Ялом (Yalom, 1995) пишет, что групповая терапия учит людей тому, как устанавливать близкие или интимные отношения, но не обеспечивает эти отношения. Он также отмечает, что члены группы, встречаясь за ее пределами, несут ответственность за разглашение той информации, которая была получена в ходе терапевтической сессии. Любой тип групповой социализации, препятствующий эффективному функционированию группы, непродуктивен и должен быть устранен. Это особенно важно в ситуациях, когда участники группы обсуждают проблемы, касающиеся группы, но избегают выносить эти проблемы на обсуждение во время сессий. В некоторых случаях внегрупповые контакты и внегрупповая социализация могут принести немало пользы. С точки зрения феминистически ориентированных терапевтов, групповая социализация не рассматривается как нечто опасное, особенно если члены группы тщательно отбирают внегрупповые контакты и способны удерживать контроль над этим процессом. Таким образом, они работают в своих собственных интересах и улучшают работу в группе в целом. Устанавливая внегрупповые контакты, члены группы получают возможность проявить свое искреннее и доброжелательное отношение к другим. Риттенхауз (Rittenhause, 1997) подчеркивает важность тщательного отбора членов группы, что повысит вероятность формирования и развития конструктивных внегрупповых контактов. Если члены группы осознают те ловушки и трудности, которые связаны с социализацией вне группы, и готовы приносить в группу то, что они обсуждают во время внегрупповых встреч, значит, они обучаются тому, как поддерживать свою безопасность и безопасность группы, а также эффективно управлять внегрупповой социализацией.

Одним из наилучших способов предотвращения неконструктивной и непродуктивной социализации является обсуждение этой проблемы во время групповой Сессии. В дополнение к этой теме можно обсудить тот негативный эффект, который оказывает на группу формирование клик, когда информация выносится за пределы группы, а внутри нее почти перестают говорить о реакции здесь-и-сейчас друг на друга. Членам группы следует объяснить, что даже то, о чем они умалчивают на группе, само по себе препятствует ее прогрессу и снижает уровень групповой сплоченности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: