Использование предгрупповой встречи или начальной сессии

После того как состав группы утвержден, следующий вопрос, встающий перед вами, таков: в чем заключается ответственность консультанта за подготовку членов группы к тому, чтобы получить максимальную пользу от группового опыта? Я склонен предполагать, что систематическая подготовка весьма существенна и что она должна начинаться с частного собеседования и продолжаться на нескольких первых сессиях. Подготовка состоит в совместном с членами группы исследовании их ожиданий, страхов, целей и недопонимания основ группового процесса, информировании о психологическом риске, связанном с участием в группе, и способах его минимизации. Нужно обсудить ценность и ограничения группы, дать общее руководство о том, как получить от группы максимальную пользу, и разъяснить необходимость соблюдения правила конфиденциальности. Эта подготовка может быть проведена во время общей предварительной встречи с будущими участниками группы.

Вдобавок к частному собеседованию с каждым человеком до начала сессии я использую начальную сессию как возможность ближе познакомиться с группой и изучить ее. Начальная сессия — это хорошее время для того, чтобы поговорить о целях группы, помочь членам группы узнать о том, как будет использоваться групповое время для исследования проблем, которые можно рассматривать в группе, для обсуждения основных правил и политики группы и для начала процесса знакомства. Поскольку я предпочитаю, чтобы члены группы как можно раньше решили, готовы ли они к вступлению в группу и к активному участию в ее работе, я поощряю участников группы к тому, чтобы рассматривать первую сессию как возможность принять подобное решение.

Структурирование группы, включая определение норм и процедур, должно быть осуществлено до начала группы. Хотя структурирование начинается на частном собеседовании, необходимо продолжать этот процесс во время первых встреч. Структурирование — это длительный процесс, который может стать жизненно важной частью ранней фазы существования вашей группы.

Подготовка особенно важна для клиентов, принадлежащих к другому этносу или к меньшинствам. Многие из них придерживаются ценностей, которые могут затруднить их участие в группе. Например, свободное участие и обмен взглядами в терапевтической группе могут вступить в конфликт с восточными ценностями смирения и скромности. Более того, многие азиаты не разделяют такие западные ценности, как независимость, индивидуализм, прямая коммуникация, выразительность чувств, уверенность в себе и твердость (Lee, Juan & Ноm, 1984; Leong, 1992). Эти клиенты могут почувствовать угрозу в групповых переживаниях, особенно если от них ожидают слишком быстрого самораскрытия на личностном уровне. Тщательная подготовка поможет снизить уровень сопротивления и торможения у этих клиентов и значительно увеличить возможный эффект группы (Но, 1984). Для представителей других этнических групп подготовка менее важна. Важно, чтобы члены группы были осведомлены о целях группы и о том, какую личную ценность для них может представлять групповой опыт. Групповые работники должны осознавать, что сопротивление или нежелание участвовать могут быть в большей степени результатом культурного воздействия, нежели общей позиции.

Боумэн и ДеЛюсия (Bowman & DeLucia, 1993) утверждают, что особое внимание должно уделяться подготовительным методам, которые снижают тревогу клиента, проявляют его ожидания и объясняют ему сущность группового процесса. Их исследования показали, что эта подготовка может оказать позитивное влияние на убеждения, ожидания и позицию клиента в отношении терапии. Они также сделали вывод о том, что она помогает членам группы приобрести навыки, которые необходимы для успешного группового опыта. Наконец, подготовка может дать начинающему групповому консультанту большее понимание группового процесса и усилить его уверенность в себе как консультанте. Адекватная подготовка важна для краткосрочных групп.

Данные исследований показывают, что хороший процесс подготовки может свести на нет холостые обороты в группе (Budman, Simeon, Reilly & Demby, 1994).

Еще одним защитником систематической подготовки является Ялом (Yalom, 1995). Его подготовка включает в себя объяснение теории групповой работы, исследование возможного недопонимания и ожиданий, предсказание возможных проблем и блоков, препятствующих работе, обсуждение того, как участники группы могут наилучшим образом помочь себе, разговор о доверии и самораскрытии и исследование риска, связанного с экспериментированием над новым поведением. Ялом также обсуждает такие темы, как цели групповой терапии, конфиденциальность и внегрупповая социализация.

Хотя я верю в ценность систематической и полноценной подготовки членов группы, я также вижу опасность чрезмерной увлеченности подготовкой. Например, я обычно прошу членов группы рассказать о любых страхах, которые связаны с вступлением в группу. Я также исследую несколько сходных рисков, связанных с участием в группе. Если консультант в этот момент станет слишком конкретным и подробным, члены группы начнут рассказывать о страхах или беспокойствах, которых у них никогда не было, но они появятся, согласно принципу самоисполняющегося пророчества. Вдобавок слишком сильная структура, предлагаемая консультантом, может задушить любую инициативу со стороны членов группы. Риск погрузиться в чрезмерную подготовку должен быть уравновешен тем, что сопровождает недостаточную подготовку. Бесцельное блуждание группы и бессмысленные конфликты на поздних стадиях могут быть результатом неправильной подготовки и несформированных базовых навыков и представлений о групповом процессе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: