Ранние стадии развития группы

 

Э та и следующая главы являются своеобразной картой, на которой указаны основные стадии развития группы. Эта карта основана на моем собственном опыте, а также на опыте и работах других специалистов и описывает основные трудности, которые характеризуют развитие группы.

Надо сразу пояснить, что стадии, описанные в этих главах, в реальной группе не имеют столь Четких границ и не развиваются строго поступательно. Они достаточно существенно перекрывают друг друга. Содержание группового процесса варьируется от группы к группе, и в ходе работы акцентируются различные аспекты процесса, что зависит от теоретической ориентации консультанта, от целей группы, от типа клиентов, которые составляют группу. Учитывая эти различия, мы все же можем выделить некоторые паттерны, общие для эволюции любой консультативной группы.

Ясное понимание стадий развития группы, особенно осознание факторов, которые сопровождают групповой процесс или препятствуют ему, позволит вам развить свою способность помочь членам вашей группы достичь своих целей. Зная о потенциальных проблемах и кризисах каждой стадии, вы поймете, когда и какие воздействия нужно осуществлять. Когда вы выстроите в своем сознании первичную картину эволюции группы, вы осознаете те задачи развития, которые должны быть успешно разрешены, чтобы обеспечить движение группы вперед. Вы сможете предвидеть проблемы и решать их на терапевтическом уровне. Наконец, знание последовательности стадий развития поможет вам сформировать перспективу, которая необходима для адекватного управления групповым процессом и избежания ненужной тревоги и страхов.

Эта глава начинается с оценки участия консультанта в формировании группы: в подготовке проекта группы, объявлении о наборе группы, знакомстве с потенциальными кандидатами и их подготовке. Первая стадия развития группы (согласно моему делению на шесть стадий) — это стадия формирования группы. Вторая стадия, которую можно назвать ориентационной фазой, — это время для исследования в ходе начальных сессий. Третья, переходная стадия характеризуется работой с конфликтами, защитами и сопротивлением. В пятой главе я продолжаю изложение с четвертой стадии, которая называется рабочей стадией. Эта фаза отмечена активными действиями — работой со значимыми личностными трудностями и переводом инсайта в действие как в группе, так и за ее пределами. Пятая стадия, стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточена на применении того, чему клиенты научились в группе, к повседневной жизни. Я заканчиваю свое описание шестой стадией, которая посвящена постгрупповым мероприятиям и оценке результатов работы группы. Описание этих стадий главным образом основано на моих наблюдениях над эволюцией групп.

 

Стадия 1: предгрупповые трудности — формирование группы

Если вы хотите, чтобы ваша группа была успешной, вы должны посвятить определенное время ее планированию. С моей точки зрения, планирование должно начинаться с письменного определения целей группы, типа клиентов, с которыми вы собираетесь работать; ясного обоснования группы; с определения способа объявления о наборе членов группы, частоты и времени встреч, структуры и формата группы, а также методов подготовки членов группы; того, будет ли группа открытой или закрытой; будут ли участники добровольцами или обязаны посещать группу; какие процедуры постгрупповой встречи и оценки вы будете использовать.

На стадии формирования группы нельзя переоценить важность подготовки консультанта к началу работы, поскольку она сильно влияет на общие результаты работы группы. Таким образом, мудрый консультант посвятит некоторое время размышлению о том, группу какого типа он хочет провести, а также о собственной психологической подготовке к ведению группы. Если ваши ожидания неясны (прежде всего вам), если цели и структура группы представляются вам весьма размыто, то члены группы скорее всего не смогут достичь своих целей.

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ О СОЗДАНИИ ГРУППЫ И НАБОРЕ УЧАСТНИКОВ

То, как была сделана заявка о наборе в группу, влияет иа способ ее восприятия будущими членами группы и определяет, какие люди заинтересуются ею. Вы обязательно должны дать в своем анонсе ясное представление о том, каковы основания и цели этой группы.

Хотя распечатанные объявления обладают определенной ценностью, поскольку достигают людей, которые в этом заинтересованы, они имеют и некоторые ограничения. Независимо от того, как точно и ясно вы составили свое объявление, люди (по крайней мере, некоторые из них) поймут его неправильно. Поскольку такой риск существует, я предпочитаю вступать в прямой контакт с потенциальными кандидатами в группу. Например, если вы планируете проведение группы в школе, нанесите личный визит в несколько классов, представьтесь и расскажите о группе. Вы можете также устроить краткую демонстрацию, если это необходимо.

 

ОТБОР ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

Этический стандарт ААК (АСА, 1995), касающийся отбора членов группы, звучит следующим образом:

       Консультант отбирает будущих участников группового консультирования/терапии. В той мере, насколько это возможно, он отбирает тех претендентов, чьи потребности и цели совпадают или совместимы с целями группы, кто не будет препятствовать развитию группового процесса и чье благополучие не будет нарушено групповым опытом (А,9.а).

Режим работы консультанта может затруднить или сделать невозможным индивидуальную беседу, в ходе которой осуществляется набор, однако существует несколько других способов достичь этого. Например, консультант может попросить членов группы заполнить письменный опросник, а затем организовать групповое интервью со всеми претендентами. Если предварительное исследование и отбор провести невозможно, то для этих целей придется использовать первую сессию. Идея предгрупповой встречи вполне соотносится с теми учреждениями, где не практикуют индивидуальное интервью с каждым участником.

После набора потенциальных членов группы консультант должен определить, кто будет исключен (если в этом есть необходимость). Тщательное знакомство с будущими участниками значительно снижает риск вовлечения в группу людей, которые будут ей неадекватны. На «отборочной» встрече консультант может посвятить некоторое время исследованию любых страхов или беспокойств, связанных со вступлением в группу.

Консультант может помочь членам группы оценить свою готовность к работе в группе и обсудить потенциальные изменения, которые могут произойти. Члены группы должны знать, что, для того чтобы покинуть тот путь, на котором они стоят, и достичь некоторых изменений, им придется заплатить определенную цену. Если они приходят в создание группы, не осознавая потенциального влияния личностных изменений на окружающих людей и на их жизнь, их мотивация к продолжению занятий может значительно упасть, если они встретятся с сопротивлением своей семьи. Усилия консультанта, направленные на отбор и ориентацию членов группы, могут в результате вылиться в группу, которая будут готова к активной работе.

Задайте себе следующие вопросы, связанные с выбором будущих членов группы: «Как я принимаю решение о том, кто сможет получить максимальную пользу от группы, которую я планирую создать? На кого скорее всего группа окажет негативное влияние или кто станет оказывать негативное влияние на других членов группы?»

Знакомство с кандидатами и отбор членов группы — это двусторонний процесс. Потенциальные члены группы имеют возможность посетить частное интервью и задать вопросы, чтобы определить, подходит ли им эта группа. Групповой консультант должен поощрять потенциальных членов группы к тому, чтобы они включались в дискуссию о соответствии группового процесса их целям и потребностям.

Конечно, всегда существует возможность того, что консультант имеет некоторое предубеждение против включения в группу определенной категории людей, которые могут повлиять на его деятельность. Некоторые советы помогут консультанту сделать этот выбор наиболее мудро. Я обнаружил, что зачастую очень трудно определить, какие кандидаты получат реальную пользу от группы. В ходе частного интервью люди обычно не имеют определенного представления о том, что они надеются получить от группы. Они могут бояться, быть напряженными и защищаться и воспринимать личное интервью как нечто сродни собеседованию при приему на работу, особенно если они испытывают тревогу по поводу своего приглашения в группу. На своем опыте я убедился, что люди нередко специально стараются говоритьнеопределенно и пытаться угадать, что именно я хочу от них услышать, словно они действительно проходят собеседование о приеме на работу.

Основным критерием отбора членов группы является то, станут ли они сделать свой вклад в группу или будут непродуктивными для нее. Некоторые люди могут достаточно интенсивно вытягивать из группы всю энергию, так что на продуктивную работу ее почти не остается. Присутствие конкретных людей может затруднить достижение групповой сплоченности. Это особенно характерно для индивидов, которые хотят полностью сосредоточить все внимание на себя и быть доминантой группы, или для враждебных и агрессивных клиентов и людей, которые чрезмерно центрированы на своей личности и надеются найти в членах группы благодарную аудиторию.

Из большинства групп также исключают тех людей, которые находятся в состоянии крайнего кризиса, социопатов, крайне подозрительных людей, людей с полным отсутствием силы «я» и тex, кто склонен демонстрировать весьма причудливое поведение. Трудно категорично сказать, что конкретный человек должен быть исключен из всех групп, но каждый вид группы определяет приемлемые для себя границы, которым должны соответствовать будущие участники группы.

Таким образом, алкоголиков не следует включать в группу личностного роста, но они подойдут для гомогенной группы индивидов, которые страдают от аналогичных видов зависимости (от алкоголя, еды, наркотиков, курения).

Предварительная отборочная сессия направлена не только на то, чтобы консультант смог оценить будущих кандидатов и определить, чего они хотят от группы, но и помогает членам группы познакомиться с консультантом и закрепить свою уверенность. Та манера, в которой проводится предварительное собеседование, очень сильно влияет на установление атмосферы доверия в группе. Вот почему в ходе интервью я подчеркиваю важность двустороннего обмена, ожидая, что члены группы смогут свободно задавать вопросы, которые помогут им определить, хотят ли они вступить в эту группу именно сейчас. Некоторые вопросы, над которыми я обязательно задумываюсь во время предварительного собеседования, таковы: «Хочет ли этот человек делать все то, что необходимо, чтобы стать продуктивным участником группы? Кем было принято решение о посещении группы (принял ли этот человек решение самостоятельно)? Готов ли этот человек выполнять групповые задачи? Четко ли этот кандидат представляет свои цели и то, как группа может помочь ему достичь их? Открыт ли этот человек и готов ли он делиться личным содержанием? Насколько этот человек сможет сойтись с другими членами группы, чтобы можно было начать совместную работу?»

Отбор членов группы для того, чтобы установить оптимальное равновесие, — это задача, которая часто кажется невыполнимой. Ялом (Yalom, 1995) предполагает, что сплоченность должна быть основным критерием при отборе участников. Таким образом, наиболее важной задачей является отбор людей, которые с наибольшей вероятностью окажутся совместимыми с другими участниками, даже если группа вследствие этого станет гетерогенной.

В контексте групповой психотерапии Ялом пишет, что, пока не выработаны критерии отбора, которые следует применять, клиент может оказаться обескураженным группой и не получить желаемой помощи. Он утверждает, что легче определить, кого надо исключить из группы, чем определить то, кого следует включить в нее. Проводя клинические исследования, он составил следующий список людей, которые скорее всего будут плохими кандидатами для гетерогенных групп, амбулаторных групп и интенсивных терапевтических групп. Это люди с повреждениями мозга, параноидальные клиенты, ипохондрики, те, кто страдает зависимостью от наркотиков или алкоголя, а также социолаты. В том, что касается критериев включения в группу, Ялом считает, что наибольшей ценностью обладает уровень мотивации клиента. С этой точки зрения группа полезна для людей, которые имеют проблемы межличностного характера, например, одиночество, неспособность устанавливать или поддерживать близкие контакты, неспособность любить, страх перед проявлением собственной уверен-ности и твердости и зависимость. Клиенты, которые страдают от недостатка смысла в жизни, от диффузной тревоги, которые находятся в поиске идентичности, боятся успеха или компульсивны, тоже могут получить пользу от группового опыта.

Дело в том, что отбор должен проводиться в контексте того типа группы, которую предпочитает сам практик. То, будет ли клиент включен в группу или исключен из нее, должно определяться целями группы.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППЫ

ОТКРЫТАЯ ИЛИ ЗАКРЫТАЯ ГРУППА. Сейчас многие группы стремятся к тому, чтобы стать краткосрочными, ориентированными на решение, и характеризуются изменением членского состава. Будет группа открытой или закрытой, может быть отчасти определено популяцией клиентов и учреждением, в котором проводится группа. Но основная трудность, которую следует обсудить и разрешить до начала групповых встреч и первой сессии, это открытый или закрытый характер группы. Есть видимое преимущество использования обоих типов групп. В закрытой группе на всем протяжении ее существования не вводятся новые участники. Эта практика предполагает стабильность состава группы, что способствует более быстрому установлению сплоченности. Проблема, связанная с закрытыми группами, заключается в том, что, если слишком много членов группы выбывают, это катастрофически скажется на группе в целом.

Воткрытых группах новые участники занимают место тех, кто ушел, и это может влить в группу свежую струю. Недостатком открытых групп является то, что новые члены группы могут испытывать трудности в том, чтобы стать частью группы, потому что они не знают о том, что в ней происходило до их появления. Другим недостатком является то, что изменение состава членов группы может произвести неблагоприятный эффект на сплоченность группы. Следовательно, если основа группы утверждена, консультант должен посвятить свое время и внимание подготовке новых членов группы и помочь им интегрироваться в группу.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ГРУППЕ. Должна ли

группа быть составлена только из тех участников, которые пришли в нее по собственному выбору, или группа функционирует даже тогда, когда она включает в себя тех участников, для которых ее посещение обязательно? Очевидно, что существует ряд преимуществ, связанных с работой с теми клиентами, которые сами решили принять участие в групповом процессе. Ялом (Yalom, 1995) утверждает, что для того, чтобы человек получил пользу от группового опыта, он должен быть мотивирован на участие в группе. Участие в группе только по причине того, что его «прислали сюда», значительно снижает шансы на успех. Ялом убежден, что люди, не готовые вступать в группу, не должны приниматься в нее. И все же он думает, что многие негативные представления о группе, которые сформировались у тех, кого направляют в группы, могут быть изменены адекватной подготовкой к участию в группе.

В соответствии с представлениями Ялома, я обнаружил, что многие участники, обязанные посещать группу или пришедшие в нее по принуждению, могут понять, что группа поможет им осуществить некоторые изменения в себе, которых они хотели бы достичь. Во многих центрах и институтах от практиков требуют ведения групп с клиентами, обязанными посещать группу. Следовательно, консультанту важно понять, как работать с такой структурой группы, нежели упираться в том, что он может эффективно работать только с замотивированной группой. Если консультант сможет показать участникам, пришедшим в группу по принуждению, интересные и полезные аспекты группы, вероятность продуктивной работы значительно возрастет. Ключом к эффективной подготовке группы является подготовка и мотивация членов группы, а также убежденность консультанта в том, что групповой процесс сможет предложить участникам что-то полезное.

ГОМОГЕННАЯ ИЛИ ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА. Групповой консультант должен решить, какой — гомогенной или гетерогенной — будет его группа и по какому критерию будет определяться ее гомогенность. Под гомогенной группой я понимаю такой состав участников, которые одинаковы по какому-то признаку, например по возрасту. Тогда это будет группа для детей, для подростков или для пожилых людей. Примером другой гомогенной группы может служить группа,, члены которой объединены общей проблемой. Краткосрочные группы обычно являются гомогенными. Гомогенные группы сосредоточены на стимуляции групповой сплоченности и характеризуются сходной областью проблем у участников группы, что позволяет им делиться опытом и учиться друг у друга.

Группа с гомогенным составом участников обычно более функциональна, чем группы, композиция которых включает в себя разнообразных участников. Рассмотрим, например, группу для молодых афроамериканцев. BoHtpecc (Vontress, 1995) рекомендует, чтобы подобные группы набирались по половому признаку, потому что мужчины афроамериканцы обычно не способны на открытое обсуждение своих трудностей в присутствии женщин. Он утверждает, что группа может оказаться полезным воздействием, которое поможет молодым мужчинам поговорить о том, как на них влияет расизм, и показать, как можно преуспевать, несмотря на него.

Хотя гомогенная группа может больше соответствовать потребностям конкретной группы или краткосрочной группы, гетерогенная группа может предоставить ряд преимуществ для многих групп личностного роста, неважно, краткосрочных или долгосрочных. Гетерогенная группа представляет собой микрокосм социальной структуры, которая существует в повседневном мире, и предлагает ее участникам возможность поэкспериментировать с новым поведением, развить социальные навыки и получить обратную связь из разнообразных источников. Если симуляция повседневной жизни желательна для реализации целей участников группы, то в группе должны быть представлены разные возраста, расы, культуры, этносы и разнообразные проблемы.

МЕСТО ДЛЯ ВСТРЕЧ. Другой вопрос, который должен беспокоить консультанта до начала занятий, это место для встреч группы. Его изолированность от излишних шумов или случайных посетителей, некоторая привлекательность и возможность взаимодействия лицом к лицу весьма существенны. Слишком бедное помещение может задать негативный тон, который отрицательно повлияет на сплоченность группы, а для того, чтобы организовать проработку глубинных проблем, место должно быть безопасным и казаться защищенным от случайных вторжений со стороны.

РАЗМЕР ГРУППЫ. Желаемый размер группы зависит от таких факторов, как возраст клиентов, тип группы, опыт группового консультанта и тип проблем, которые будут исследоваться. Другой элемент, который необходимо принять во внимание, это количество ведущих — один или больше. Для группы, состоящей из взрослых, восемь человек плюс один консультант — это весьма походящий размер. Группы, состоящие из детей, могут быть совсем маленькими и включать в себя три-четыре человека. В целом в группе должно быть достаточно много людей, для того чтобы организовать взаимодействие, которое не будет тормозиться чрезмерным количеством участников, и достаточно мало, чтобы у каждого из них был шанс принять участие в групповой работе, но не ценой потери чувства «группы».

ЧАСТОТА И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВСТРЕЧ. Как часто должна встречаться группа? Как долго должны длиться встречи? Ответ на эти вопросы также зависит от типа группы и в некоторой степени от опытности консультанта. Раз в неделю — это обычный режим работы консультативных групп. С детьми и подростками лучше встречаться чаще, но делать встречи более короткими. Для взрослых, которые функционируют относительно хорошо, двухчасовые встречи каждую неделю вполне достаточны, поскольку позволяют проводить интенсивную работу. Амбулаторные группы встречаются на 90-минутных сессиях, в то время как для стационарных групп сессии могут быть значительно короче. В настоящее время у нас нет данных систематических исследований, которые ответили бы на вопрос о том, какая длительность сессии оптимальна для конкретных типов клиентов или для конкретных групповых подходов (Klein, Brabender & Fallon, 1994).

КРАТКОСРОЧНАЯ ИЛИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ГРУППА. Важно четко определить дату завершения работы группы, чтобы члены группы ясно представляли, сколько времени у них в распоряжении. Продолжительность существования группы варьируется от группы к группе и зависит от типа группы, от клиентов и требований центра, на базе которого вы работаете. Многие общественные службы поддерживают политику ведения краткосрочных групп. Для краткосрочной групповой терапии длительность лечения является определяющей характеристикой. Группы, ограниченные по времени, имеют особый фокус внимания, и все осуществляемые воздействия должны быть максимально эффективны. Длительность краткосрочных групп варьируется от нескольких недель до 15 недель, с общим количеством сессий около 20 (Rosenberg & Wright, 1997).

Некоторые закрытые группы имеют долгосрочные цели, которые требуют долговременного участия членов группы. Это характерно, например, для психодинамических групп, целью которых является реструктурирование характера. В частной практике группы могут быть либо краткосрочными, либо долгосрочными. Некоторые из этих групп длятся от 12 до 20 недель, другие от 30 до 50 недель, а есть и те, которые функционируют годами. Многие колледжи и средние школы ограничивают длительность групп одним семестром (около 15 недель). Группы должны быть достаточно длительными, для того чтобы сформировалась сплоченность и была проведена продуктивная работа, и все же не настолько долгими, чтобы она размылась.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: