Мои руководящие принципы ДЛЯ ориентации и подготовки членов группы

Я начинаю программу подготовки во время знакомства с каждым потенциальным членом группы и посвящаю большую часть первой групповой встречи (которую я называю предгрупповой встречей) ориентации членов группы относительно группового процесса, причем процесс ориентации продолжается в течение всей первой стадии развития группы.

Я начинаю с обсуждения с участниками группы важности их собственной подготовки к групповой работе. Я подчеркиваю, что та польза, которую они могут получить от групповой работы, в большой степени зависит от их участия в ней. На предгрупповой встрече и во время начальной групповой сессии я вижу свою задачу в том, как помочь членам группы в оценке и принятии решения о своем согласии работать в группе. Мы сосредоточиваемся на том, чего они хотят получить от участия в группе, и я помогаю им в определении ясных, конкретных и значимых личных целей. После того как они определились со своими целями, которыми они будут руководствоваться при работе в группе, их просят составить соответствующий контракт. (Для более подробного рассмотрения способов определения личных целей клиентов и формулирования контракта смотрите обсуждение транзактного анализа, поведенческой терапии, рационально-эмотивной поведенческой терапии и терапии реальностью в главах с 12-й по 15-ю.)

На предгрупповой встрече я предлагаю участникам группы поговорить об их ожиданиях, о причинах, по которым они пришли в группу, о своих страхах и надеждах, связанных с участием в ней. Я также рассказываю им о некоторых моментах, которые позволят получить максимальную пользу от группы и стимулировать изменения, к которым они стремятся. Я разговариваю с ними об адекватном самораскрытии. Они должны понять, что сами ответственны за выбор тех трудностей, которые пожелают исследовать во время сессии. Я также сообщаю, что чрезвычайно важно, чтобы они делились устойчивыми реакциями, которые появляются в результате взаимодействия здесь-и-сейчас. Моя цель — научить их тому, что группа будет функционировать, только если они готовы выражать то, что они думают и чувствуют по поводу своего присутствия в группе. Именно их реакции обеспечивают направление движения группы, которое обычно определяется на первых сессиях. Я также поощряю их задавать любые вопросы или высказывать любые впечатления, волнение или беспокойство по поводу группового процесса.

Я прошу членов группы поделиться несколькими мыслями о тех проблемах, которые они хотели бы исследовать. Хотя, когда они приходят в группу, они уже представляют примерный перечень проблем, над которыми хотят поработать, я поощряю их оставаться гибкими и быть готовыми к работе с другими трудностями и проблемами, которые могут спонтанно возникнуть во время взаимодействия в группе. Поскольку я всегда считал, что чтение, рефлексия и ведение записей центрируют членов группы на себе (в позитивном смысле), я предлагаю им почитать некоторые книги. Я прошу их вести журнал, в котором они могут спонтанно или систематически записывать те реакции, которые возникают у них в связи с событиями, происходящими в группе, а также между сессиями. Я поощряю их излагать в группе суть того, что они записывают в журнале. Таким образом, мы обеспечиваем работу членов группы между сессиями.

Риордан и Уайт (Riordan & White, 1996) объясняют ценность подобных журналов, которые играют роль терапевтического дополнения к групповой работе. Они определили, что в ходе первой стадии развития группы участники с неохотой делятся своими мыслями и чувствами. Консультант может поощрять членов группы к тому, чтобы записывать свои наблюдения и реакции. Постепенно члены группы смогут рассказывать о своих затруднениях и чувствах в группе. Используя журналы в своей работе, Риордан и Уайт обнаружили, что большая часть членов группы демонстрирует желаемые реакции. Большая часть группы достигает катарсиса, проясняет и подводит итоги своим переживаниям. Журналы часто помогают членам группы просеять свои мысли и чувства, отобрав те, которые следует выразить на группе, что развивает большее ощущение безопасности.

В своих группах я продолжаю подчеркивать ценность записей, ведущихся между сессиями, потому что, как и в случае Риордана и Уайта, члены моих групп единогласно заявляют о ценности записей, которые они ведут в период существования группы. Эти журналы не только позволяют им сосредоточиться на своих трудностях, но и обеспечивают их основой для определения способов, используя которые они могут измениться. Журнал также обеспечивает механизм самооценки своей включенности в работу группы.

Члены группы снова и снова слышат о важности использования группы для отработки новых форм поведения. Я продолжаю напоминать им, что группа предназначена для того, чтобы помочь им освоить новые способы мышления, чувствования и поведения. Таким образом, я продолжаю приглашать их к тому, чтобы опробовать новые стили поведения в ходе сессий, если они хотят достичь конкретных изменений в своей жизни. Я предлагаю членам группы записывать в журнал свои и чужие реакции на поведение, с которым они экспериментируют в ходе групповых сессий, и то, как это поведение приживается в их повседневной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: