Оценка психоаналитической модели

ВКЛАД И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОДХОДА

Многое в психоаналитическом подходе я оцениваю как чрезвычайно ценное и важное. Аналитическая модель обеспечивает концептуальную схему, необходимую для понимания индивидуальной истории, и это касается групповых консультантов, поскольку они могут научиться мыслить психоаналитически, даже если они не практикуют психоанализ. Несмотря на то что некоторые психоаналитические техники обладают небольшой ценностью для группового консультанта, многие понятия психоанализа помогают объяснить динамические, процессы, происходящие как в индивиде, так и в группе в целом.

Чтобы полностью понять поведение человека в настоящем, необходимо рассмотреть его прошлое. Многие конфликты, проявляющиеся в группе, берут свое начало в ранних детских переживаниях. Несмотря на то что я не защищаю чрезмерную озабоченность прошлым (копание в нем и поселение на его территории), игнорирование влияния прошлого может привести к поверхностному проведению групповой работы. Понимание этого влияния помогает людям обрести некоторый контроль над своим поведением.

Еще одно психоаналитическое понятие, которое я нахожу чрезвычайно важным, это сопротивление. Даже тогда, когда члены группы приходят в нее по собственному выбору и желанию, я наблюдаю упрямое сопротивление, особенно на ранних стадиях развития группы. Это сопротивление указывает на наличие разнообразных страхов, и, пока участники группы не поработают с ними, оно никуда не уйдет. Обычно я прошу членов группы поделиться с группой информацией о том, как, по их мнению, сопротивление вмешивается в их работу с группой. Сопротивление носит бессознательный характер, и члены группы очень удивляются, когда обнаруживают его. Некоторые члены группы достаточно неплохо осознают, что в них мешает групповому процессу или сопротивляется изменениям посредством интеллектуализации; чрезмерной заботы и доброжелательности или, наоборот, чрезмерной враждебности к другим членам группы, или через убеждение себя в том, что их проблемы не так уж и серьезны. Если член группы может осознать свое сопротивление и связанное с ним поведение, он получает шанс изменить сложившееся положение вещей. Некоторые более тонкие формы защит могут стать заметными и очевидными ему только со временем (например, замещение или проекция).

Психоаналитическое понимание тревоги и защитных механизмов, которые возникают как способ обуздания тревоги, чрезвычайно полезно для практиков, работающих в области групповой терапии и консультирования. Несмотря на то что в некоторых группах консультант может не интерпретировать защитные структуры и специально не работать с ними, важно научить уважать защиты человека и осознавать, как они развивались и как они проявляют себя в групповом взаимодействии. Работа с защитами как средством спасения от тревоги является чрезвычайно полезной схемой, позволяющей интенсифицировать групповую работу. Члены группы имеют возможность поработать с некоторыми защитными стратегиями, и в процессе научения тому, как взаимодействовать с другими людьми, не используя защиты, они могут научиться новым способам выражения себя.

Перенос и контрперенос имеют важнейшее значение для групповой работы. Несмотря на то что не все чувства, возникающие между членами группы и консультантом, являются результатом этого процесса, консультант должен понимать их ценность и роль. Я нахожу психоаналитическое понимание проекции очень полезным для исследования конкретных чувств, возникающих внутри группы. Проекции на консультанта и на других членов группы являются разнообразными ключами к неразрешенным конфликтам внутри человека, которые могут быть полноценно проработаны в рамках группы.

Группа также может быть использована для воссоздания ситуации раннего периода жизни, которая до сих пор влияет на жизнь клиента. В большинстве групп клиенты проявляют чувство влечения, злости, соперничества, избегания, агрессии и другие. Эти чувства могут быть сходны с теми, которые человек переживал по отношению к значимым людям из своего прошлого. Поэтому члены группы с большой вероятностью обнаружат в ком-то из членов группы символических мать, отца, братьев и сестер, любовников и т.п. Подобный перенос внутри группы и интенсивные чувства, которые его сопровождают, являются богатейшим материалом для исследования.

МОДИФИКАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Подход,

который интегрирует психосексуальные стадии, выделенные Фрейдом, и психосоциальные стадии развития Эриксона, является, на мой взгляд, наиболее полезным для понимания ключевых моментов развития личности. Я не думаю, что работа, которая не выходит за рамки переживания инсайта, приведет к изменениям. Важно исследовать социокультурные факторы, которые влияют на жизнь индивида на разных стадиях его развития. Если практик не сформировал у себя представление об основных задачах и кризисах, разрешаемых человеком на каждой стадии развития, он не имеет основы, для того чтобы определить какой-либо паттерн, возникающий в ходе развития, как нормальный или анормальный. Синтез теорий Фрейда и Эриксона предлагает основу для понимания конфликтов, которые члены группы исследуют в ходе работы.

Новые направления, теория объектных отношений и психология самости, также предлагают много ценного для группового терапевта. В их рамках было осуществлено несколько прорывов в работе с пограничной и нарциссической динамикой в рамках групповой терапии, и выяснилось, что группа предлагает некоторые уникальные преимущества (по сравнению с индивидуальной терапией) для лечения пограничных расстройств.

Многие практики, которые работают в рамках классического психоанализа, несколько модифицируют его понятия и техники, чтобы приспособить их к групповой ситуации. Я встречал некоторых терапевтов, которые мыслили в психоаналитических терминах, однако практиковали другой вид терапии. Они применяли в работе такие психоаналитические понятия, как бессознательное, защиты, сопротивление, перенос, и признавали значимость прошлого, однако они использовали техники других подходов. Некоторые аналитически ориентированные терапевты демонстрируют открытость и готовность интегрировать новые методы. Например, Мармор (Маппог, 1997) говорил: «Я стараюсь не укладывать каждого пациента в прокрустово ложе единственного терапевтического метода, скорее я стремлюсь адаптировать свой подход к уникальным потребностям пациента» (р. 32).

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДХОДА

С точки зрения феминизма существуют совершенно очевидные причины для ограничений в употреблении некоторых психоаналитических понятий, особенно таких, как Эдипов комплекс и комплекс Электры, а также предположения о подчиненном положении женщин. В своем обзоре феминистского консультирования и терапии Эннс (Enns, 1993) отмечала, что подход объектных отношений критикуется за тот акцент, который он делает на роли отношений между матерью и ребенком. Эти отношения расценивают как основную причину, определяющую способы и качество межличностного взаимодействия человека в будущем. Этот подход приписывает матери огромную ответственность за нарушения в развитии ребенка, в то время как эта гипотеза совершенно не затрагивает отца. Эннс пишет, что некоторые феминистически ориентированные терапевты указывают на ограниченность психоанализа, связанную с тем, что он включает семейные системы в работу в рамках аналитической модели.

Вдобавок критика феминистками психоаналитического подхода касается того, что он неадекватно оценивает социальные, культурные и политические факторы, результатом воздействия которых становится расстройство или появление проблем. Психоанализ недоступен лицам с низким доходом, особенно когда речь идет о долгосрочном, глубинном анализе, который может вступать в прямой конфликт с социальными, межличностными и средовыми возможностями клиента.

Психоаналитическая терапия гораздо меньше заинтересована в краткосрочном разрешении проблем; она скорее ориентирована на долговременную реконструкцию личности. Бедные люди обычно не имеют времени, ресурсов или склонности, для того чтобы начать и продолжать длительное путешествие в психоаналитическое самоисследование. Вместо этого они с большей вероятностью будут мотивированы потребностью в психологической безопасности и обеспечении для своей семьи. Если они ищут профессиональной помощи, они обычно уже находятся в кризисной ситуации и пытаются найти выход или, по крайней мере, направление, указывающее на то, как решить жизненно важные проблемы по уходу за детьми, их обеспечению и заботе о них.

Самое главное ограничение психоаналитической групповой терапии касается того времени, которое требуется для достижения психоаналитических целей. Альперин (Alperin, 1997) задает вопрос: «Совместима ли психоаналитически ориентированная терапия с современными требованиями к терапии?» (р. 185). Он убедительно доказывает, что современные требования противоречат многим базовым предположениям, лежащим в основе психоаналитической терапии. Например, аналитические терапевты не могут обеспечить конфиденциальность клиента и. удовлетворить требованиям, которые предъявляют к лечению современные организации. Психодинамическая терапия сосредоточена на разрешении конфликта, заложенного в глубинах структуры характера, и ее базовые принципы отличаются от философии эффективного и краткосрочного лечения и несовместимы с ней. Альперин заходит так далеко, что утверждает следующее: поскольку сила и контроль большого бизнеса распространяются на область здоровья и лечения, психодинамическая терапия может оказаться под угрозой исчезновения.

В своей критике долгосрочной психодинамической терапии Струпп (Staipp, 1992) утверждает, что этот подход по-прежнему остается роскошью для большинства людей, принадлежащих нашему обществу. Осознав, что большинство практиков находятся под влиянием духа эклектики, он предсказывает такую перспективу психоаналитической практике <Это [новое] движение отражает решительное отделение от ортодоксальной терапии, и вместе с тем готовность большинства терапевтов адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и приспосабливать свои техники к изменяющимся потребностям пациентов, равно как и к требованиям нашего многоликого общества» (р.25).

Психоаналитики пытаются творчески подходить к современным изменениям, не теряя при этом своей изначальной ориентации на глубинные структуры и внутреннюю жизнь человека (DeAngelis, 1996). Многие психоаналитически ориентированные групповые терапевты поддерживают движение к краткосрочным формам терапии, особенно когда это соответствует потребностям клиента. И все же аналитически ориентированные терапевты проявляют тенденцию к скептической оценке «мгновенных» техник и упрощенных решений сложных психодинамических проблем. Очевидно, что многие психоаналитически ориентированные групповые терапевты сопротивляются попыткам вместить их работу в рамки краткосрочной терапии. С их точки зрения, экономическое давление обеспечивает проведение поверхностной терапии, преимущества и выгоды которой иллюзорны.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАБОТЫ С

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОЙ

ПОПУЛЯЦИЕЙ

Независимо от теоретической ориентации, важно выделить особые критерии, которые демонстрируют, насколько конкретная теория удовлетворяет потребностям клиентов, принадлежащих к меньшинствам. Одним из ключевых критериев является соответствие между понятиями и основными принципами теории и культурными ценностями тех клиентов, которых она обслуживает (Джулия Янг, личная беседа, 14 июня 1993). Основной вопрос, на который следует ответить, таков: «Каким образом групповое консультирование может стать более эффективным, чем традиционные методы излечения или индивидуальное консультирование?» При оценке всех теорий, изложенных в этой книге, будет рассмотрено, насколько хорошо ключевые предположения и понятия каждой теории согласуются с культурными ценностями клиентов, принадлежащих к различным культурам.        

Многие культурные группы придают большое значение семейной истории. Обзор прошлого клиента и того, как это прошлое воздействует на его функционирование в настоящем, является подходящим концептуальным оформлением подобных представлений. Работа с символическими средствами также может быть весьма полезной, особенно для тех клиентов, которые предпочитают не говорить о своих личных проблемах.

Например, весьма полезным может быть использование рисунков семьи, касающихся разных периодов детства клиента. Консультант может сказать: «Отберите картинки, которые обладают для вас конкретным значением. Расскажите, что вы помните о том времени. Какие мысли и чувства приходят к вам, когда вы смотрите на эту картинку?» Если однажды члены группы начнут рассказывать друг другу о своих воспоминаниях, отталкиваясь от картинок, они будут, в большей степени готовы к работе с эмоциональным материалом.

Как мы видим, групповой терапевт должен осознавать, как его культурное происхождение и теоретические предпосылки влияют на те интерпретации, которые он делает в ходе терапии. Несмотря на то что практик может рассматривать сопротивление и «борьбу» клиентов с точки зрения аналитической терапии, наиболее важным для него является приобретение некоторой доли гибкости. Групповой консультант нуждается в четком ощущении того момента, когда он неправильно использует свою силу и энергию, вынуждая группу к конформизму по отношению к доминирующим культурным ценностям ценой потери собственного взгляда на мир и собственной культурной идентичности. Практики, работающие с группой, также нуждаются в ясном осознании потенциальных источников предрассудков. Понятие контрпереноса может быть расширено таким образом, чтобы включить в себя те осознаваемые и неосознаваемые предубеждения, которые могут незаметно пронизывать все виды вмешательств и воздействий группового терапевта (Джулия Янг, личная беседа, 14 июня, 1993).

Несмотря на то что психоаналитический подход имеет несколько серьезных ограничений, касающихся работы с мультикультуральной популяцией клиентов, некоторые аналитики работают с достаточно широким спектром клиентов, от геев и лесбиянок до цветных людей, страдающих серьезными психическими расстройствами. Психоанализ применяется в работе с детско-родительскими отношениями, в краткосрочной терапии и общественной психологии (DeAngelis, 1996).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: