Стадии развития и их приложение в групповой работе

Этот раздел описывает модель развития, которая обладает большим значением для групповой работы. Эта модель основана на восьми стадиях человеческого развития, выделенных Эриксоном, и стадиях психосексуального развития, предложенных Фрейдом. Подобная комбинация обеспечивает консультанта концептуальным средством, которое необходимо для понимания тенденций развития, главных задач развития на каждом жизненном этапе, наиважнейших потребностей и условий их удовлетворения или фрустрации, потенциальных выборов на каждой стадии жизни, важнейших моментов и кризисов, а также врожденных дефектов в развитии личности, которые позже могут привести к внутриличностному конфликту.

Эриксон (Erikson, 1963, 1982) отчасти заимствовал и затем разработал идеи Фрейда, сделав акцент на психологических аспектах развития. Несмотря на то что он во многом «интеллектуально» обязан Фрейду, он не принял его взгляды полностью. Теория развития Эриксона основывается на том, что психосексуальный и психологический рост происходят одновременно и что на каждой стадии жизни мы сталкиваемся лицом к лицу с задачей найти равновесие между собой и социальным миром. Психосоциальная теория подчеркивает интеграцию биологического, психического и социального аспектов развития. Эриксон описывает развитие на протяжении всей жизни, и каждая стадия характеризуется особым кризисом, который должен быть разрешен. Согласно Эриксону, каждый кризис представляет собой поворотный момент в жизни человека. Находясь в этой точке, мы можем либо достигнуть успешного разрешения нашего конфликта и продвинуться вперед, либо не суметь разрешить конфликт и регрессировать. Наша жизнь является результатом выборов, которые мы делаем на каждой стадии.

Эта концептуальная основа полезна для всех групповых консультантов, независимо от их теоретической ориентации. Безотносительно того, какая модель лежит в основе групповой практики, в ходе работы нужно ответить на следующие вопросы:

• Какие неразрешенные конфликты несет в себе клиент?

• Каковы отношения между текущими проблемами личного характера и значимыми событиями ранних лет жизни?

• Какие факторы повлияли на становление его характера?

• КАКими были поворотные моменты и кризисы в жизни этого человека?

• КАКой выбор делал человек в критические периоды своей жизни и как он справлялся с этими кризисами?

• В каком направлении этот человек движется сейчас?

 

СТАДИЯ 1. МЛАДЕНЧЕСТВО: ДОВЕРИЕ - НЕДОВЕРИЕ

(от рождения до 12 месяцев)

Фрейд назвал первый год жизни оральной стадией развития, поскольку сосание материнской груди удовлетворяет потребности младенца в еде и удовольствии. Согласно психоаналитической точке зрения, события этого периода чрезвычайно важны для дальнейшего развития. У младенцев, которые не получили достаточного количества пищи и удовольствия, в дальнейшем может развиться жадность и стяжательство к материальным вещам, которые станут заместителями того, чего они хотели, но не получили. Позднее личные проблемы, которые берут свое начало на оральной стадии, выражаются в отсутствий доверительного отношения к миру, тенденции к отвержению и отрицанию любви, в страхе перед любовными и доверительными отношениями и неспособности установить близкие отношения с людьми.

Согласно Эриксону (Erikson, 1963), основной задачей младенца является развитие чувства доверия к себе, другим людям и миру. Младенец нуждается в возможности рассчитывать на других, чувствовать, что он желанен и находится в безопасности. Если родители не отвечают потребностям малыша, у него не развивается доверительное отношение к миру, особенно во всем, что касается межличностных отношений.

Некоторые поведенческие характеристики людей, которые обладают чувством базового доверия, включают в себя способность просить других об эмоциональной поддержке, умение видеть положительные стороны в поведении других, способность давать и принимать, готовность к самораскрытию и в целом оптимистический взгляд на мир (Hamachek, 1988).

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Связь между этими идеями и практикой групповой психотерапии кажется достаточно очевидной. Темой, часто исследуемой в группах, является ощущение того, что человека не любят и о нем не заботятся, и потребность в ком-то, кто даст эту любовь и заботу. Время от времени члены группы вспоминают ранние чувства заброшенности, страха и отвержения, и многие из них фиксированы на том, чтобы найти символического «родителя», который принял бы их. Таким образом, большая часть их энергии направлена на поиск одобрения и принятия. Проблема заключается в том, что, не доверяя себе и другим, они оказываются не способными любить и строить близкие отношения с кем-либо еще.

Групповой консультант может помочь этим клиентам выразить боль, которую они чувствуют, и проработать некоторые барьеры, которые предохраняют их от установления доверительных отношений с другими людьми и полного принятия себя. Эриксон

(Erikson, 1968) заметил, что такие клиенты выражают базовое недоверие, уходя в себя всякий раз, когда находятся в разногласии с собой, другими или внешним миром. Следует отметить, что каждая стадия строится на основании психологического исхода предыдущих стадий. Соответственно, достижение чувства базового доверия является основой для дальнейшего развития личности. Как вы увидите позднее, когда доверие, автономия и инициативность заложены с самого начала, молодой человек готов к тем сложностям, с которыми он столкнется в отрочестве. Твердое ощущение того, кто я есть как человек, развивает позитивную «я»-концепцию (HamachCk, 1988).

Проблемы, связанные с каждой из стадий развития, могут проявиться в аналитической группе, в которой воссоздается родительская семья. Например, на первой стадии члены группы могутлроецировать чувство раздражения на консультанта или других членов труппы. Они могут чувствовать себя правыми в том, что приютили в себе нереалистичные страхи, и не обладать достаточным уровнем доверия. Существенно то, что консультант делает для формирования в группе такой атмосферы, которая помогает членам группы чувствовать себя в безопасности, чтобы они могли исследовать возможные проекции. Если члены группы не развивают необходимый уровень доверия, они могут с легкостью изолироваться в группе.

Аналитический групповой терапевт использует свои знания о стадиях развития для понимания паттернов, в которых члены группы могут «увязнуть». Комментарии, вопросы и интерпретации группового консультанта могут быть использованы для помощи участникам группы в преодолении фиксаций и кризисов, характерных для конкретной стадии развития.

 

СТАДИЯ 2. РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ - СТЫД И СОМНЕНИЕ

12 месяцев до 3 лет)

Следующие два года жизни Фрейд назвал анальной стадией. Основная задача, которую ребенок должен решить на этой стадии, заключается в том, чтобы научиться независимости, принять свою личную силу и научиться тому, как выражать негативные чувства, подобные ревности, злости, агрессии и деструктивности. На этой стадии ребенок начинает свое путешествие к автономии. Он играет все более значительную роль в удовлетворении собственных потребностей и начинает сообщать другим, чего он хочет от них. Это также то время, когда он продолжает сталкиваться с родительскими требованиями: родители ограничивают полное исследование окружающей среды, и приучение к туалету является одним из этих требований. Точка зрения Фрейда заключается в том, что родительские чувства и отношение к ребенку на этой стадии оказывают серьезное влияние на дальнейшее развитие личности

На протяжении анальной стадии ребенок переживает чувство враждебности, гнева и агрессии. Если ему показывают, прямо или косвенно, что он плох уже потому, что эти чувства ему знакомы, ребенок быстро научится скрывать свои эмоции. Он поймет, что родительская любовь условна и что ему будет отказано в любви, если он проявит негативные чувства. Поэтому он будет подавлять злость и раздражение. Таким образом, процесс отрицания чувств приходит в действие, что зачастую ведет к неспособности принять свои чувства и во взрослой жизни.

С точки зрения Эриксона, годы между 1-м и 3-м — это время развития чувства автономии. Дети, которые не решили задачу приобретения некоторой степени самоконтроля и способности справляться с миром, развивают в себе чувство стыда и сомнения по поводу своих сил и своей адекватности. В этом возрасте дети нуждаются в исследовании мира, в экспериментировании и проверке своих пределов и в том, чтобы учиться на своих ошибках. Если родители делают для своих детей слишком много и пытаются сделать их зависимыми, они ограничивают детскую автономию и препятствуют развитию их способности эффективно взаимодействовать с миром.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Поняв динамику этой стадии, групповой консультант может получить доступ к богатейшему и очень полезному материалу. Многие из тех, кто ищет помощи в группе, не научились принимать свою злость и ненависть по отношению к тем, кого они любят. Они нуждаются в том, чтобы войти в контакт с отрицаемой частью себя, которая сдерживает конфликтные чувства. Они нуждаются в повторном проживании некоторого события из своего прошлого, того момента, когда они начали вытеснять эти чувства. В безопасной обстановке группы они могут постепенно освоить способы выражения сдерживаемых чувств и проработать вину, связанную с некоторыми эмоциями. Группа предлагает множество возможностей для катарсиса (выражения скрытых чувств) и переучивания.

 

СТАДИЯ 3. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ИНИЦИАТИВНОСТЬ - ВИНА

(с 3 до б лет)

При прохождении фаллической стадии (по Фрейду) сексуальная активность становится более интенсивной. Дети-дошкольники начинают обращать внимание на свое тело. Они исследуют его и чувствуют удовольствие от стимуляции гениталий. Они также демонстрируют возрастающий интерес к различиям между полами и задают вопросы о деторождении. То, как родители отвечают (вербально или невербально) на возрастание детской сексуальности и сексуальный интерес, очень важно, поскольку формирует то отношение (сексуальное и иное), которое развивают дети впоследствии.

Согласно точке зрения Фрейда, базовый конфликт фаллической стадии сосредоточен вокруг инцестуального желания, которое развивается у ребенка к родителю противоположного пола. Это чувство переживается как крайне угрожающее, поэтому оно вытесняется, но все же остается могущественной силой, определяющей личностное развитие. Наряду с желанием обладать родителем своего пола приходит бессознательное желание вытеснить, заменить родителя того же пола, желание, воплощенное в убийстве отца в мифе об Эдипе.

Поскольку в это же время формируется совесть, существует еще одна серьезная опасность — родительская приверженность ригидным и нереалистичным моральным устоям. Если родитель демонстрирует негативное отношение к возрастающей сексуальной активности ребенка и самоосознанию в этой сфере, то ребенок понимает все так, как будто сексуально окрашенные чувства являются грехом и злом и любой интерес к этой области неприемлем. В результате они чувствуют вину за проявление естественных и спонтанных импульсов. Они боятся задать вопрос и думать на эту тему и склонны вслепую принимать родительские наставления. Сексуальные чувства и интерес к сексу провоцируют тревогу и потому вытесняются. Отрицание своей сексуальности, сложившееся в этом возрасте, переносится во взрослую жизнь и обычно ведет к конфликтам, чувству вины и самоограничению. Другая опасность заключается в том, что родители могут быть чрезмерно вялыми в обучении каким-либо ценностям или же модель, которую они предлагают ребенку, может быть очень бедна. Подобные родители могут учить детей действовать только в своих интересах и игнорировать любое беспокойство и заботу о других. То есть на одной стороне оказываются те индивиды, чья совесть резко карает за малейший проступок, а на другой те, чья совесть молчит, что бы они ни делали. Последние становятся социопатами, основной личностной характеристикой которых является выраженное отсутствие этических или моральных норм и неспособность вести себя в соответствии с основными социальными ценностями. Психоаналитическая теория обеспечивает перспективы для понимания различий между двумя экстремумами развития совести.

Эриксон, напротив, подчеркивал, что основной задачей дошкольного возраста является обретение чувства компетентности и инициативности. Это время для того, чтобы обрести психологическую готовность к осуществлению активности в направлении собственного выбора. Если ребенок может свободно выбирать значимую активность, он развивает позитивный взгляд на мир, характеризующийся способностью к проявлению инициативы и ее реализации. Но если он не получает возможности самостоятельно принимать хоть какие-то решения или его выбор оценивается взрослыми как глупый или нелепый, у него скорее всего разовьется чувство вины за проявление инициативы. Такие дети обычно воздерживаются от активных действий и утверждений и позволяют другим принимать решения вместо себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. В большинстве терапевтических и консультационных групп участники борются с трудностями, связанными с полоролевой идентичностью. Многие индивиды имеют стереотипные представления о том, что значит — быть мужчиной или женщиной, и они подавляют чувства и мысли, не соответствующие этому стереотипу. Группа может стать местом, где индивиды изменят столь жесткие взгляды и станут более целостными.

Поскольку все, что касается сексуальных чувств, отношений, ценностей и поведения, часто охраняется как личное, люди чувствуют себя очень одинокими, когда оказываются наедине со своими мыслями по этому поводу. Группа предлагает шанс выразить чувства или рассказать о событиях и начать формулировать иные взгляды на женские или мужские роли. Возможно, наиболее важной функцией группы является разрешение не только иметь подобные чувства, но и быть честным с собой и открыто выражать их.

 

СТАДИЯ 4. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ТРУДОЛЮБИЕ - НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

(от 6 до 12 лет)

Фрейд назвал этот период латентной стадией. После потока сексуальных импульсов в предшествующие годы этот период относительно статичен. Это период упадка сексуального интереса, который перемещается в новые области: школа, приятели, спорт и целый спектр новых приложений активности ребенка. Около шести лет ребенок становится досягаемым для новых отношений.

Эриксон подчеркивает активный, а не латентный аспект этой стадии и уникальность психологической задачи, с которой ребенок должен столкнуться, если он развивается нормально. Ребенок нуждается в расширении своего понимания физического и социального мира и в продолжении развития соответствующей полоролевой идентификации. Он должен сформировать личные ценности, участвовать в решении социальных задач, научиться принимать людей, которые отличаются от него, и приобрести базовые навыки, необходимые для школы. Согласно Эриксону, центральной задачей этого возраста является достижение усердия, трудолюбия, и неудача влечет за собой формирование чувства неадекватности или неполноценности. Усердие позволяет. ставить цели и достигать их, что весьма значимо для личности. Если ребенок не решает эту задачу, он навряд ли будет чувствовать себя адекватно и во взрослом возрасте, и это может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Вот проблемы, зародившиеся на этой стадии, с которыми могут столкнуться групповые консультанты: негативная «я»-концепция, чувство неадекватности, чувство неполноценности, представленное в социальных отношениях, смешанная полоролевая идентичность, неготовность столкнуться лицом к лицу с изменениями, конфликт ценностей, зависимость и отсутствие инициативы. 

Чтобы увидеть, как знание о проблемах клиента и об этом периоде его жизни может способствовать терапевтическому процессу, давайте обратимся к члену группы, который страдает от чувства неполноценности. Рейчел так сильно боялась неудачи, что ушла из колледжа, поскольку считала, что никогда не закончит его. В группе ей помогли увидеть возможную связь между ее чувством неполноценности и некоторыми событиями, которые произошли, когда она училась в начальной школе. Возможно, она пережила негативный опыт, когда ее учитель (прямо или косвенно) говорил ей о том, что она глупа и не сможет учиться. Прежде чем Рейчел сможет преодолеть ощущение несоответствия требованиям колледжа, она должна вернуться в травматическое воспоминание своего детства, пережить его снова и выразить боль, которую она чувствует. Опираясь на поддержку группы, она может заново пережить эти чувства и увидеть события прошлого в иной перспективе. Она может также осознать, что не должна прерывать свою академическую карьеру из-за того, что случилось в начальной школе.

Однако Рейчел может быть травмирована, а не излечена, если она осознает свое чувство неполноценности, которое ведет ее по жизни, как паттерн, возобновившийся в групповой ситуации. Она начнет бояться того, что потерпит неудачу как член группы. Анализируя ее динамику, можно увидеть, что она, вероятнее всего, будет считать себя неудачницей и будет подталкивать других к тому, чтобы ее оценивали как неудачницу и изгоя. Если другие члены группы начнут выражать свои негативные чувства, связанные с ее участием в работе группы, порочный круг будет очень сложно разорвать. Ялом (Yalom, 1995) приводит неопровержимое доказательство того, что член группы, который не принят как группой (или собой) как ценный и интересный участник, может пострадать от получения группового опыта. Важно, чтобы члены группы научились осознавать паттерны, которые берут свое начало в детстве, и то, что они неизбежно проявятся в группе.

СТАДИЯ 5. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ЮНОСТЬ: ИДЕНТИЧНОСТЬ

-СМЕШАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

12 до 18 лет)

Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослостью. Это время, когда человек продолжает исследовать свои возможности, отвергает связи зависимости, устанавливает новую идентичность. Чаще всего это время конфликтов, особенно между желанием выйти из-под родительского контроля и страхом перед принятием независимых решений и их последствиями. Отрочество характеризуется также новым всплеском чувств Эдипова комплекса.

Согласно теории развития Фрейда, последняя психосексуальная стадия развития называется генитальной стадией, самой продолжительной и выходящей за пределы отрочества; она начинается в период пубертата и длится до старости, когда человек начинает регрессировать на более ранние стадии. Эриксон идет дальше Фрейда и уделяет большое внимание поздним стадиям развития человека, особенно юношеству. Он рассматривает кризис идентичности, ключевой для данного периода жизни, как наиболее важный в жизни человека.

Что Эриксон подразумевал под кризисом идентичности? Он считал, что большинство конфликтов в эти годы связано с развитием идентичности. Подросток борется, чтобы понять, кто он такой, куда он идет и как ему попасть туда, куда он хочет. Поскольку все виды изменений (физических и социальных) приходятся на это время и поскольку общество применяет разнообразные формы давления, многие подростки испытывают трудности при установлении стабильной идентичности. Они ощущают давление со стороны школы, родителей, группы ровесников, представителей другого пола и общества в целом, и это определяет появление конфликтов. Посреди этой суматохи подросток должен решить, какую позицию он займет перед лицом многообразных ожиданий, высказываемых его окружением. Если подросток терпит неудачу, ее результатом становится смешанная идентичность, личность теряет ощущение цели и направления на последующие годы.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. В моих группах большое внимание уделяется исследованию и разрешению конфликта зависимости/независимости, который превалирует в подростковом возрасте. Основная борьба разворачивается вокруг процессов индивидуации и отделения. В терапевтической группе подростки иногда нуждаются в том, чтобы исследовать пропущенный период раннего развития и свою связь со значимым другим. Групповой терапевт может послужить объектом переноса, помогая человеку проработать незавершенный конфликт прошлого через спроецированные чувства.

Временами один или несколько членов группы могут демонстрировать позицию неподчинения (непослушания) по отношению к консультанту. Несмотря на вызов, бросаемый членами группы, подобное поведение часто является сигналом о том, что группа движется, а нападки на ведущего могут быть симптомом протеста и олицетворением борьбы клиентов против родителей или любого другого авторитета. Действия членов группы могут выглядеть как попытка психологически уничтожить консультанта, но на самом деле мы видим, как в групповом контексте возобновляются подростковые проблемы, не проработанные ранее. Важно, чтобы консультант осознавал собственную динамику, особенно если он вступает в конфронтацию с членами группы. Консультант должен различать неподчинение и вызывающее поведение членов группы, имеющие разные источники.

Некоторые члены группы, заново переживают подростковый период в группе и часто проходят через переживания, которые были блокированы. Например, клиент может позволять другим людям принимать решения вместо него. В группе он может осознать, каким образом он позволил себе сдаться, чтобы обрести комфорт, следуя направлению, указанному другими, и не принимая ответственности за свои действия. В процессе проработки он может предпринять активные шаги, которые постепенно помогут ему принять ответственность за свою жизнь.

Неразрешенные проблемы подросткового возраста проявляются во многих проблемах, с которыми человек приходит в группу. Во многих группах, которые я вел, одной из наиболее устойчивых тем была проблема идентичности: «Кто я? Как я выбрал такой путь? За что я держусь в этой жизни? Куда я иду? Как могу прийти туда, куда хочу? Если я попаду туда, что это будет значить для меня?» Пока взрослые не осознают неразрешенные конфликты и проблемы этого периода, они не смогут эффективно справляться с жизненными трудностями на последующих стадиях развития.

 

СТАДИЯ 6. РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: БЛИЗОСТЬ - ИЗОЛЯЦИЯ

(с 18 до 35 лет)

С точки зрения Эриксона, мы входим во взрослую жизнь, после того как разрешим конфликты юности и установим твердую идентичность. На шестой стадии, в период ранней взрослости, наше чувство идентичности проходит проверку при осуществлении выбора между интимностью и изоляцией.

Существенной характеристикой психологически зрелой личности является способность формировать близкие отношения. Чтобы достигнуть действительной близости с другими людьми, мы должны доверять своей идентичности. Близость включает в себя способность делиться с другими и действовать из самой глубины своего существа. Если близость не достигается, это приводит к изоляции. Ранняя взрослость — это также время для выбора и реализации своих интересов, это время для становления и выбора удовлетворяющего стиля жизни. Это время для мечтаний и построения жизненных планов, это время для продуктивной активности.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Во многих взрослых группах значительное время посвящается исследованию жизненных приоритетов членов группы. Участники группы делятся проблемами достижения близости с другими, рассказывают о неосуществившихся мечтах, задают себе вопрос о значимости и смысле своей работы, волнуются по поводу своего будущего и переоценивают паттерны поведения, руководящие их жизнью, чтобы определить, какие изменения им необходимы. Возможно, наибольшей ценностью группы для людей является возможность бросить новый взгляд на свои мечты и жизненные планы и определить ту степень, в которой их жизнь соответствует их ожиданиям.

Обычно ранняя взрослость приносит в группу проблемы, связанные с жизнью с другим человеком, в том числе в контексте образования собственной семьи. Основная битва в этот период приходится на кризис близости, конфликт между потребностью утвердить чувство собственной отделенности и независимости и необходимостью вступления в близкие отношения. Успешное разрешение кризиса близости включает в себя достижение равновесия между заботой о себе и активностью, вызванной заботой о других. Те, кто не смог установить подобное равновесие, либо фокусируются исключительно на потребностях других людей, отрицая свои собственные, либо становятся настолько эгоистичными, что не уделяют времени заботе о других. Конечно, качество способности молодежи к формированию межличностных отношений подвергается огромному влиянию их раннего развития.

То, как члены группы справляются с близкими отношениями внутри группы, воспроизводят паттерны, которые они использовали, для того чтобы приблизиться к человеку или удержать дистанцию с ним в период ранней взрослости. Для многих людей, входящих в группу, формирование близких связей с другими является весьма сложной задачей. Подобные паттерны поведения выражаются в общем дискомфорте и неспособности давать и получать любовь и поддержку, которые выражаются на групповой сессии. Группа — это идеальное место для тех, кто пытается осознать свои затруднения, связанные с установлением близких отношений, и борется со своими страхами. Если члены группы не осознают присущую им тенденцию удерживать дистанцию в общении с другими, они могут попытаться использовать терапевтическую группу как группу, моделирующую их семью, которая запрещала близость.

 

СТАДИЯ 7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ПРОДУКТИВНОСТЬ - ИНЕРТНОСТЬ

(от 35 до 60 лет) Седьмая стадия характеризуется потребностью выйти за пределы себя и своей непосредственной семьи и быть активно вовлеченным в руководство последующим поколением. Зрелые годы могут быть наиболее продуктивным периодом нашей жизни, но они могут также повлечь за собой болезненный опыт столкновения с несоответствием между тем, что человек наметил сделать в период ранней зрелости, и тем, чего он достиг в реальности.

Эриксон видит стимул к развитию в конфликте между продуктивностью и инертностью. Продуктивность — это широкое понятие, которое включает в себя способность быть продуктивным во всем — в любви, работе, в игре. Если человек не достигает чувства личностной компетентности, он становится инертным, останавливается и психологически умирает. Кода мы исследуем средний возраст, мы с большей силой осознаем неизбежность собственной смерти. Осознание собственной смертности является основной чертой кризиса среднего возраста и окрашивает нашу оценку того, что мы сделали в нашей жизни. Впервые мы должны лицом к лицу столкнуться с тем фактом, что мы не достигли всего, чего хотели, что мы не оправдали наши ранние ожидания.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Изменения, которые происходят на этой стадии жизни, и кризисы и конфликты, которые их сопровождают, представляют ценные возможности для групповой работы. Участники по-новому производят оценку, корректировку ивыбор, открывающие им новые возможности и новые смыслы. Например, большинство родителей пытаются корректировать развитие своих детей. Если они были слишком сфокусированы на этих усилиях, то сейчас они нуждаются в том, чтобы обрести новое чувство цели и найти новую область самореализации. Участники группы могут исследовать способы обнаружения продуктивных задач. Знания о развитии взрослых помогают групповому консультанту принять ту безнадежность, которую испытывают многие люди в этом возрасте, и облегчить им преодоление деструктивного взгляда, согласно которому «это все, что есть в жизни». Он использует свои навыки руководства, вдохновляя членов группы и помогая им увидеть свою жизнь по-новому и построить ее по-новому. Очевидно, что трудности, связанные с этой стадией развития, проявляются как в групповом процессе, так и в поведении вне группы.

 

СТАДИЯ 8.

СТАРОСТЬ: ИНТЕГРАЦИЯ - ОТЧАЯНИЕ

(после 60 лет)

Восьмая и последняя стадия сталкивает индивида с важными задачами развития, такими, как примирение со смертью супруга или друзей, поддержание внешних интересов, приспособление к уходу на пенсию и принятие утери физических способностей и чувствительности. Но основной задачей последней стадии является пересмотр прошлого и извлечение выводов.

Согласно Эриксону, успешное разрешение кризиса этой стадии (конфликта между интеграцией и отчаянием) зависит от того, как человек взглянет на свое прошлое. Эго-интеграция достигается теми, кто испытывает лишь небольшое сожаление. Они видят себя, прожившими продуктивную и полную впечатлений жизнь, и чувствуют, что научились принимать свои неудачи, так же как и успехи. Они не находятся в плену того, что могло бы быть, и способны получать удовольствие от того, что есть. Они рассматривают смерть как часть жизненного процесса и могут находить смысл и удовольствие, проживая оставшиеся дни и годы. Если человек не достигает эго-интеграции, он приходит к переживанию отчаяния, безнадежности, вины, негодования и самоотрицания. Люди с таким взглядом на жизнь продолжают размышлять над неоконченными делами, они тоскуют по другому будущему, гГо новому шансу, который, как они знают, невозможен, и не могут принять мысли о смерти, поскольку потратили впустую свою жизнь. Они отчаялись.

ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Группы для пожилых людей приобретают все большую популярность. Для того чтобы эффективно работать с пожилыми людьми в группе, консультант должен принять во внимание ограниченность собственных возможностей в стимуляции изменений, не занимая в то же время фаталистическую позицию, которая способна только усилить чувство безнадежности. То, что выглядит неоспоримым ограничением, может в действительности быть доступным для лечения. Например, депрессия может быть неправильно диагностирована как слабоумие, но депресси-ю можно вылечить. В любом случае тот, кто ведет группу для пожилых людей, должен обладать реалистичными ожиданиями. Несмотря на то что личностные изменения возможны, их вероятность (неважно, насколько незначительными они будут) мала, и столь же маловероятно, что они окажут значимое воздействие на участников (M.S. Corey & G. Corey, 1997).

Трудности, с которыми сталкивается групповой консультант, работая с людьми этого возраста, имеют значение и для тех, кто работает с людьми среднего возраста и даже младше. Часто эти люди переживают страх старения. Они видят, как пролетает их жизнь, и чувствуют возрастающее давление, которое требует от них что-то сделать в своей жизни. Некоторые беспокоятся о том, что останутся совсем одни, когда будут старыми, а некоторые боятся финансовой или физической зависимости от других.

Групповой консультант должен помочь этим людям осознать, что, возможно, единственным способом конструктивного совладания с этими страхами будет наслаждение жизнью, поскольку старение неизбежно. Хорошим началом будет вопрос: «Что бы вы хотели сказать о своей жизни, когда вы состаритесь?» Ответ на этот вопрос (данный себе или группе) подскажет решение, которое они должны принять сейчас, и те шаги, которые стоит предпринять, чтобы достигнуть чувства интеграции в более позднем возрасте.

 

Современные тенденции впсихоаналитической теории групп

Психоаналитическая теория не остается неизменной или статичной, она продолжает развиваться. Идеи Фрейда основаны на психологии оно, и характеризуются конфликтом, связанным с удовлетворением базовых потребностей. Позднее авторы социально-психологической школы отошли от ортодоксальной позиции Фрейда и расширили и развили психоаналитическое движение, признав культурное и социальное влияние наличность. Затем появилась эго-психология, которая сделала акцент на психологическом развитии человека (она была предложена и разработана Эриксоном и другими).

Согласно ДеАнджелис (DeAngelis, 1996), психоанализ постепенно развивался к той точке, в которой он смог принять современные изменения, сохранив первоначальную сосредоточенность на глубинах психики и внутренней жизни. Современные психоаналитические взгляды выходят далеко за пределы традиционной концентрации на помощи клиентам в достижении независимости, аналитическая цель достижения индивидуации была заменена новыми целями, ориентированными на отношения. Психоаналитический подход был приложен как к семейной терапии, так и к групповой терапии. ДеАнджелис сообщает, что некоторые современные психоаналитики, ориентированные на отношения, подчеркивают, что значение отношений в терапии гораздо важнее, чем достижение инсайта. Нейл Альтман (цитируется по DeAngelis, 1996) адаптировал психоаналитическую теорию к городским жителям с низким доходом, приложив психоаналитические понятия к проблеме принадлежности к определенному экономическому классу, расе, а также к проблеме половых различий.

Струпп (Strupp, 1992) пишет, что бессознательный конфликт попрежнему является основой психодинамического мышления. В любом случае сейчас большее внимание уделяется внутренним структурам личности, на формирование которых в значительной мере повлияли значимые фигуры раннего детства. Струпп отмечает, что Эдипов комплекс уже не рассматривается как универсальный феномен. Вместо этого усиленное внимание уделяется нарушениям и фиксациям младенчества и раннего детства, которые появились из-за нарушения отношений между матерью и ребенком.

 

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Эволюция психоаналитической теории и практики не прекращается до сих пор. Новые тенденции в психоаналитическом мышлении ярко проявили себя в 1970-х и 1980-х годах. Новые подходы, возникшие в это время, часто называют психологией самости и теорией объектных отношений. Нельзя назвать какого-то конкретного человека, который создал школу или теорию объектных отношений, к тому же онаи сейчас продолжает развиваться[4]. Многие теоретики сделали свой вклад в развитие этой концепции (St. Clair, 1996).

Объектные отношения — это межличностные отношения, представленные интрапсихически. Термин объект был использован Фрейдом, чтобы указать на то, что удовлетворяет потребность, или на значимую личность или вещь, которые являются объектом или целью наших чувств и желаний. «Объект» использовался как термин, взаимозаменяемый по отношению к термину другой, указывающему на значимую личность, к которой привязывается ребенок, а затем и взрослый. При рождении ребенок не чувствует своей отделенности, Я и Другие слиты воедино. Процесс отделения/индивидуации начинается, когда младенец начинает чувствовать, что удовольствие и дискомфорт касаются объектов, внешних по отношению к нему. На этой стадии младенец привязывается к материнской груди задолго до того, как осознает мать в качестве целостной личности, отдельной от него.

Классический психоанализ придерживается мнения, что младенец воспринимает других людей как объекты для удовлетворения собственных потребностей, а не как личности, имеющие собственную идентичность. В противоположность этой точке зрения сегодня психоаналитически ориентированные мыслители утверждают, что младенец уже вовлечен в межличностный мир (Stern, 1985). Малер (Mahler, 1968) убежден, что человек проходит от стадии психологического слияния с матерью и постепенно прогрессирует в направлении отделения. Незавершенный кризис и остаточные эффекты ранней стадии слияния, равно как и процесс индивидуации, имеют определяющее влияние на поздние отношения. Объектные отношения в более поздние периоды жизни являются попыткой ребенка восстановить связь с матерью (St. Clair, 1996). Фактически все психоаналитически ориентированные ученые верят, что существует континуум в развитии отношений с собой и с другими людьми, начинающийся с младенчества и продолжающийся вплоть до периода зрелых отношений с другими. Таким образом, объектные отношения — это межличностные отношения, которые формируют текущее взаимодействие человека с другими людьми (St. Clair, 1996). 

Современные теоретические тенденции в психоанализе центрированы вокруг предсказуемой последовательности развития, в которой ранний опыт «я» перемещается в расширяющееся осознание других. Однажды представленные паттерны Я/Другие будут влиять на более поздние межличностные отношения. Это влияние осуществляется через процесс поиска такого типа переживаний, который наиболее близок к паттернам, проявленным в ранних переживаниях. Новые теории обеспечивают инсайт о том, как внутренний мир человека может становиться причиной жизненных трудностей в реальном мире людей и отношений (St. Clair, 1996).

Психологическое развитие можно рассматривать как эволюцию способов различения себя с другими. В групповой работе участники могут испытать, как они привносят старые паттерны поведения во взаимодействие в настоящем. Например, член Группы, который кажется тесно взаимодействующим с другими на одной встрече, будет дистанцирован и отдален на другой, все будут удивляться, куда делся тот уровень взаимодействия, который уже был достигнут. Этот паттерн может быть повторением того, что Малер (Mahler, 1968) назвал «амбивалентной тенденцией» младенца, который двигается вперед и назад, желая быть поддержанным матерью и в то же время оставаться свободным, чтобы продолжить свои исследования окружающего мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: