Прочитайте текст и выполните задания 19-23

1) Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. (2) Егерь рассказывал: (3) Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка, волновалась. (8) Птица издавалатревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (11) И тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его перышки. (12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала тревожно кружиться. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь будет отныне Лотос, а лебедушка – Лилия». (20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать, – крыло было перебито. (25) Пришла осень. (26) Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним. (30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края, а нам и здесь неплохо». (33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

(По К.Хромову)

Балл) Определите стиль и тип текста

Балл) Из предложений 1–24 найдите деепричастия; укажите номера предложений, в которых они есть.

Балл) Среди предложений 30-35 найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено существительным. Напишите номер этого предложения.

Балл) Среди предложений 25–35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Балл) Среди предложений 20-24 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

Дополнительная часть.

Прочитайте текст и выполните задания 24-25.

Последняя льдина

Ле… на реке тронулся. Б…льшая грязная льдина п…плыла вни… (по) течению. Речка вышла и… б…рего… и льдину пон…сло (в)луга. Ра… около льдины вынырнул ч…рныйзв…рек и зале… (на)нее. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холм…к. Крот соск…чил на него и живо з…рылся (в)землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застр…ла. Тут на ней как на островк… с…брались зв…рьки. Это были л…сныемыш… мал…нький зайчишка др…жащие (от)страха и хол…да. Зверьки жались дру… к другу. Б…да у них была общ…я.

(По В. Бианки)

Баллов) Спишите. Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания.

25. (6 баллов) Определите стиль речи текста, определите тип текста.Приведите примеры олицетворений, сравнений.

Вариант - 24

Обязательная часть

Задание: 1-8, 12-14. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву или цифру

Балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) бойцы; 2) касса; 3) ягуар; 4) коллегия

Балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении.

1) работа кипит 2) вода кипит 3) молоко кипит 4) кипит от негодования

Балл). Определите, лишнее слово в ряду синонимов.

1) тщетно; 2) тщательно; 3) безрезультатно; 4) напрасно

Балл) Укажите ряд, в котором данные пары слов являются синонимами.

1) трусливый — несмелый

2) длинный — короткий

3) громадный — маленький

4) громадный — крошечный

Балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ.

1) Мишка ОДЕЛ братишку потеплее, и они побежали к реке.

2) На выпускной вечер Ольга ОДЕЛА длинное серебристое платье.

3) Я ОДЕНУ тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.

4) На праздник взрослые ОДЕЛИ малышей в карнавальные костюмы.

Балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь»?

1) мелочный 2) тщательный 3) щепетильный 4) придирчивый

Балл) В каком предложении вместо слова ДЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?

1) После непродолжительного раздумья бригадир выдвинул ДЕЛЬНОЕ предложение.

2) Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.

3) Нельзя было не согласиться с доводами Петра, его советы всем показались ДЕЛЬНЫМИ.

4) Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.

8. (1балл) Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

Балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Кова(н, нн)ый, балова(н, нн)ый, взволнова(н, нн)ый, воспита(н, нн)ый, выдержа(н, нн)ый, выкова(н, нн)ый, глазурова(н, нн)ый, песча(н, нн)ый, тума(н, нн)ый, пуга(н, нн)ый.

Балл). Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Пр.ехать, пр.манить, пр.зентация, пр.красный, пр.шить, пр.думать, пр.града, пр.учить, пр.открыть, пр.образование.

11. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах.

Мимо строящихся дач…, ударить наотмаш…, выходить замуж…, солнечный луч…, очень береч…, большая прос…ба.

Балл). Определите, чем осложнено предложение.

Зашумел встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо.

1) однородными членами и обособленными определениями

2) однородными членами

3) уточняющими членами и обособленными обстоятельствами

4) однородными сказуемыми и обособленными обстоятельствами

Балл) Укажите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква И.

1) поместье обедн...ло

2) я обессил...л от тяжкого труда

3) солдат обескров...л от раны

4) ослаб...л организм

14. (1балл) Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

Всматриваясь в картину, видишь, сколько тончайших оттенков светотени нашел художник, чтобы не только передать рельефность, но поистине вдохнуть жизнь в свое творение (Л. Воронихина).

1) Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство.

2) Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные члены предложения.

3) Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные придаточные.

4) Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное определение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: