В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Емля была б без них мертва...
(27) Поэзия Пушкина мудра. (28)Ни одно слово в ней не лишено смысла. (29) Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? (З0)Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому, что она одно из слагаемых культуры. (31) Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная природа такая родная, приласканная. (32)Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. (ЗЗ)Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. (34)Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. (35)Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определённом месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. (Зб)Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. (37)Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.
|
|
(38)Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи — как результат семейной памяти, культура народа — народной памяти. (39)Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. (40)И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всегочеловечества совершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа. (41)Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (42)Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам; для его нравственной самодисциплины и социальности.
(43)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. (44)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. (45)Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.
(По Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед.
Билет № 13