Прочитайте ниже приведённый текст и выполните задания 19 – 21

Экзаменационная работа по русскому языку

студента II курса, группы  _____

ФИО ____________________________________________________________

 

Вариант №___.

Экзаменующий преподаватель______________________________ (_______________)

Ассистент _______________________________ (________________)

Основная часть

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
                                         

Дополнительная часть

22 23 24 25 26 27 28
             

Итог

Баллы Оценка
   

 

 

 

 

Обязательная часть. Вариант №1.

1. (l балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

лгАла, намЕрение, закУпорить, позвОнит_____________________________________________________

2. (l балл). Вставьте пропущенные буквы ы - и после Ц в словах:                                                      спец..алист, сестриц..н(пенал), круглолиц..й, ц..ркуль, ц..ганский

3.  (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
на перрон…  станци..., побывал на концерт... о хорош…м настроен…, и от недел… к недел…,                                                                  

4. (l балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пр..лететь в аэропорт,, пр..бывающий поезд, пр..следовать врага,  пр..ломление лучей, пр..милый ребёнок, пр..крыть форточку, пр..украсить комнату.                 

С приставкой при- С приставкой пре-
   
   
   
   
   

5.  ( l балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним Н, а какие – с двумя. Запишите их в две колонки:

дровя..ной (сарай), голуб..ный,ваго..ый, соломе..ый, станцио..ый, варё..ый, земля..й, лимо..ый

-Н- -НН-
   
   
   
   

 

6. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

двое дверей, три пары сапог, обоих сестёр, килограмм помидор, двое суток

 

______________________________________________________________________________________

7. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.

     новое пальто                   красивый пенальти

    симпатичное пони      новое кафе

_____________________________________________________________________________________

8. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь.

Мой друг учит..ся в колледже.        Я хотел бы хорошо одеват..ся.

Егор торопит..ся на помощь другу.  Учит..ся никогда не поздно.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

9. (1 балл). Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.

    Заво…вать, надоедл…вый;       кле…вший, слыш…мый;

     бор…щийся. стрем…щийся;     сме…щийся, расчист…вший

   ___________________________________________________________________________________

10. (1 балл). Выпишите словосочетания, в которых вместо пропуска должна стоять буква Е.

Свет..шь, пиш..шь;

Возвраща..шься, он паш..т поле

Разведа..шь, подстрел..нный;

быстро убега..шь, нрав..шься

_______________________________________________________________________________________

11. (1балл).Подчеркните предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

- В (не)обыкновенной тишине зарождался рассвет.                                             

– Это сочинение (не)закончено.                                                                                   

   - (Не)ожиданно на нашем пути оказалась (не)широкая, но бурная река.                                                - (Не)сколько человек из всей группы получили особое задание.

 

12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте, где нужно, запятую перед союзом И. Отметьте это предложение знаком «+».

 - Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное и бьётся невероятно быстро.

 - Дорога вилась пыльной лентой и извивалась на всём протяжении.

  - С утра было холодно и накрапывал дождь.

- Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

13. (l балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

- Погода была отличная и к сожалению давно не было дождя.

- Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру.

- Работая над сочинением сначала составьте план.

 _______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

14. (1 балл). В приведенных предложениях найдите грамматическую ошибку (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
      - На собрании обсуждался ряд вопросов.

   - Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы..

  - После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________                                                     

 

15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и три варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».

Приезжая в чужой город,

- мне нравятся его достопримечательности.

- сувениры продаются всюду.

- я сразу иду в краеведческий музей.

16. (l балл). Прочитайте все предложения и определите, в каком из них вместо
  слова БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ нужно употребить слово БЕЗОТВЕТНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нём слово.                    

- Принимая на работу нового сотрудника, надеялись, что он не будет таким же безответственным, как прежний.

- Нельзя заранее предсказать, какие серьёзные последствия может иметь  безответственный поступок.

- Человек я безответственный, смирный, молча переношу все обиды.

- Безответственные заявления политиков ведут к ненужным волнениям в обществе

17. (l балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте  и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте её и отметьте это   предложение знаком «+».

    - Получилось ни то ни сё.

    - И звуки и ночь и мороз тревожили меня.

    - Свет был в каютах либо на палубе.

    - Лунный свет поблёскивал не только на стёклах окон но и на глади реки.

18. (l балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки запятой  перед И в предложении.

       Туман редел () и становилось темнее.

- Сложноподчинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

- Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

                   




Прочитайте ниже приведённый текст и выполните задания 19 – 21.

(1)…(2) Оно то набегает на берег, то отступает от него. (3) Это чередование мы называем приливами и отливами. (4) Порождены они, как известно, притяжением Луны и Солнца. (5) Но влияние Луны на Мировой океан сильнее, чем притяжение Солнца, - из-за её близости к Земле.     (6) На той стороне Земли, что обращена к Луне, вода вздымается, набегая на часть побережья.       (7) На противоположной стороне нашей планеты тоже возникает прилив под действием центробежной силы. (8) … наша Земля  вращается, совершая оборот примерно за 24 часа, то в каждом уголке планеты два раза в сутки наблюдается прилив.

19. (l балл) В приведённом выше тексте отсутствует 1-е предложение. Определите, какое из

приведённых ниже предложений должно быть первым (отметьте его знаком «+»).

- Дважды в месяц – сразу после полнолуния или новолуния – приливы особенно

    сильны.

- В отдельных районах Земли приливы бывают очень высокими.

- Море вечно не знает покоя.

- Особенно мощные приливы и отливы наблюдаются в заливе Фанди на атлантическом побережье Канады.

20. (l балл) Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста, подчеркните его.                              

    - Хотя

    - Поскольку

    - Однако

    - Наоборот

21. (1 балл) Определите, какие слова из приведённых ниже являются грамматической основой во втором предложении текста, отметьте их знаком «+».

          

      - оно набегает

      - оно набегает, отступает

      - набегает на берег

Дополнительная часть.  Вариант №1  

22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

Просв..щение, ед..нение, ре..лизм;
nод.. рить, хв.. стун, ед..нение;

переб..решь, к.. варный, ст..рона;

об..яние, nрик.. снуться, л..скающий.

_

 

 

23. (3 балла) Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите _(знаком «+»), какое из четырех предложенных вариантов является правильным объяснением пунктуации в предложении.


Когда утром Григорий подошёл к Дону против хутора Татарского, сердце его  учащённо забилось() и он заторопился к родному двору.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  - сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом И нужна запятая;

  - сложноподчиненное предложение, перед союзом И заnятая не нужна;
    - сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
    - сложноподчиненное предложение
с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте их и расставьте отсутствующие знаки препинания.

 

  С первыми лучами солнца ярко освещавшими весь особняк Илья уже был                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               на ногах и с отходившим поездом отправлялся на службу. 

25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.

1)(НА)ВСТРЕЧУ с друзьями мы приехали (ВО)ВРЕМЯ летних каникул.

2) Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремлённой ввысь, украшала этот датский городок.

3)Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

4) (В)СКОРЕ тропа привела на довольно крутой пригорок, находящийся (С)ЛЕВА от реки.

26. (3 балла) Дайте определение термину предложение

Предложение-______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими
паронимами.

Искусный - искусственный; _______________________________________________________
абонент - абонемент. ____________________________________________________________






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: