Экзаменационная работа по русскому языку
студента II курса, группы _____
ФИО ____________________________________________________________
Вариант №___.
Экзаменующий преподаватель______________________________ (_______________)
Ассистент _______________________________ (________________)
Основная часть
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Дополнительная часть
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Итог
Баллы | Оценка |
Обязательная часть. Вариант №1.
1. (l балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
лгАла, намЕрение, закУпорить, позвОнит_____________________________________________________
2. (l балл). Вставьте пропущенные буквы ы - и после Ц в словах: спец..алист, сестриц..н(пенал), круглолиц..й, ц..ркуль, ц..ганский
3. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
на перрон… станци..., побывал на концерт... о хорош…м настроен…, и от недел… к недел…,
|
|
4. (l балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
Пр..лететь в аэропорт,, пр..бывающий поезд, пр..следовать врага, пр..ломление лучей, пр..милый ребёнок, пр..крыть форточку, пр..украсить комнату.
С приставкой при- | С приставкой пре- |
5. ( l балл) Определите, какие прилагательные пишутся с одним Н, а какие – с двумя. Запишите их в две колонки:
дровя..ной (сарай), голуб..ный,ваго..ый, соломе..ый, станцио..ый, варё..ый, земля..й, лимо..ый
-Н- | -НН- |
6. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.
двое дверей, три пары сапог, обоих сестёр, килограмм помидор, двое суток
______________________________________________________________________________________
7. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
новое пальто красивый пенальти
симпатичное пони новое кафе
_____________________________________________________________________________________
8. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь.
Мой друг учит..ся в колледже. Я хотел бы хорошо одеват..ся.
Егор торопит..ся на помощь другу. Учит..ся никогда не поздно.
____________________________________________________________________________________
|
|
_____________________________________________________________________________________
9. (1 балл). Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.
Заво…вать, надоедл…вый; кле…вший, слыш…мый;
бор…щийся. стрем…щийся; сме…щийся, расчист…вший
___________________________________________________________________________________
10. (1 балл). Выпишите словосочетания, в которых вместо пропуска должна стоять буква Е.
Свет..шь, пиш..шь;
Возвраща..шься, он паш..т поле
Разведа..шь, подстрел..нный;
быстро убега..шь, нрав..шься
_______________________________________________________________________________________
11. (1балл).Подчеркните предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
- В (не)обыкновенной тишине зарождался рассвет.
– Это сочинение (не)закончено.
- (Не)ожиданно на нашем пути оказалась (не)широкая, но бурная река. - (Не)сколько человек из всей группы получили особое задание.
12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте, где нужно, запятую перед союзом И. Отметьте это предложение знаком «+».
- Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное и бьётся невероятно быстро.
- Дорога вилась пыльной лентой и извивалась на всём протяжении.
- С утра было холодно и накрапывал дождь.
- Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.
13. (l балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
- Погода была отличная и к сожалению давно не было дождя.
- Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру.
- Работая над сочинением сначала составьте план.
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
14. (1 балл). В приведенных предложениях найдите грамматическую ошибку (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.
- На собрании обсуждался ряд вопросов.
- Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы..
- После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и три варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».
Приезжая в чужой город,
- мне нравятся его достопримечательности.
- сувениры продаются всюду.
- я сразу иду в краеведческий музей.
16. (l балл). Прочитайте все предложения и определите, в каком из них вместо
слова БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ нужно употребить слово БЕЗОТВЕТНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нём слово.
- Принимая на работу нового сотрудника, надеялись, что он не будет таким же безответственным, как прежний.
- Нельзя заранее предсказать, какие серьёзные последствия может иметь безответственный поступок.
- Человек я безответственный, смирный, молча переношу все обиды.
- Безответственные заявления политиков ведут к ненужным волнениям в обществе
17. (l балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте её и отметьте это предложение знаком «+».
- Получилось ни то ни сё.
- И звуки и ночь и мороз тревожили меня.
- Свет был в каютах либо на палубе.
- Лунный свет поблёскивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
18. (l балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки запятой перед И в предложении.
Туман редел () и становилось темнее.
|
|
- Сложноподчинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
- Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.
Прочитайте ниже приведённый текст и выполните задания 19 – 21.
(1)…(2) Оно то набегает на берег, то отступает от него. (3) Это чередование мы называем приливами и отливами. (4) Порождены они, как известно, притяжением Луны и Солнца. (5) Но влияние Луны на Мировой океан сильнее, чем притяжение Солнца, - из-за её близости к Земле. (6) На той стороне Земли, что обращена к Луне, вода вздымается, набегая на часть побережья. (7) На противоположной стороне нашей планеты тоже возникает прилив под действием центробежной силы. (8) … наша Земля вращается, совершая оборот примерно за 24 часа, то в каждом уголке планеты два раза в сутки наблюдается прилив.
19. (l балл) В приведённом выше тексте отсутствует 1-е предложение. Определите, какое из
приведённых ниже предложений должно быть первым (отметьте его знаком «+»).
- Дважды в месяц – сразу после полнолуния или новолуния – приливы особенно
сильны.
- В отдельных районах Земли приливы бывают очень высокими.
- Море вечно не знает покоя.
- Особенно мощные приливы и отливы наблюдаются в заливе Фанди на атлантическом побережье Канады.
20. (l балл) Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста, подчеркните его.
- Хотя
- Поскольку
- Однако
- Наоборот
21. (1 балл) Определите, какие слова из приведённых ниже являются грамматической основой во втором предложении текста, отметьте их знаком «+».
- оно набегает
- оно набегает, отступает
- набегает на берег
Дополнительная часть. Вариант №1
22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
Просв..щение, ед..нение, ре..лизм;
nод.. рить, хв.. стун, ед..нение;
|
|
переб..решь, к.. варный, ст..рона;
об..яние, nрик.. снуться, л..скающий.
_
23. (3 балла) Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите _(знаком «+»), какое из четырех предложенных вариантов является правильным объяснением пунктуации в предложении.
Когда утром Григорий подошёл к Дону против хутора Татарского, сердце его учащённо забилось() и он заторопился к родному двору.
- сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом И нужна запятая;
- сложноподчиненное предложение, перед союзом И заnятая не нужна;
- сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
- сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте их и расставьте отсутствующие знаки препинания.
С первыми лучами солнца ярко освещавшими весь особняк Илья уже был на ногах и с отходившим поездом отправлялся на службу.
25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами - те, которые пишутся раздельно.
1)(НА)ВСТРЕЧУ с друзьями мы приехали (ВО)ВРЕМЯ летних каникул.
2) Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремлённой ввысь, украшала этот датский городок.
3)Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
4) (В)СКОРЕ тропа привела на довольно крутой пригорок, находящийся (С)ЛЕВА от реки.
26. (3 балла) Дайте определение термину предложение
Предложение-______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими
паронимами.
Искусный - искусственный; _______________________________________________________
абонент - абонемент. ____________________________________________________________