Подготовка
Перед консультацией надо просмотреть вопросы и понять: это я прочитаю здесь, это найду в этом учебнике, это в лекции, это в Интернете. А это я не знаю где брать! С этими вопросами и идти на консультацию.
Обычно расспрашивают старшекурсников: что спрашивает, что нет, любимый вопрос, на чем заваливаются, ловит ли со шпорами, жалеет ли беременных и работающих, спрашивает по лекциям или по учебнику, по какому…
Билеты делятся на все дни. В идеале – последние полдня на повторение. Лучше 1 раз повторить, чем 2 раза перечитать.
Метод «пилы».
Гораздо надежнее использовать метод «3-4-5». Отведенное до экзамена время поделите на 3 части: в первую треть вы учите минимальный объем материала, так сказать, на «троечку», во вторую - читаем дополнительные источники, это уже знания на «4» и в третью - глубокое изучение темы, это твердая «пятерка».
Можно сделать шпору из того, что вы не способны выучить. Т. е. учили-учили и не смогли. там может быть пара дат или 1 определение, пара формул, но не больше!
|
|
Разделение труда – каждый в группе полностью готовит развернутый ответ на 1 вопрос. Потом это все собирают и кидают на флешки. + если все ответственные и вы доверяете одногруппникам. Или это можно купить у своих же отличников.
Полюбите предмет, тему, вопрос.
Метод Цицерона
Удивительно простой и эффективный метод. Суть его состоит в том, что запоминаемые блоки информации надо мысленно расставить в хорошо знакомой комнате в строгом порядке. Считается, что так поступал Цицерон, когда готовился к своим выступлениям – он прогуливался по своему дому и мысленно расставлял в нем ключевые моменты своего выступления.
Последовательность:
- Выберите информационный блок, который вам нужно запомнить, например, какой-то исторический период. Разбейте его на 10 частей и каждой части придумайте образ.
- Войдите в свою комнату и выберите в ней 10 постоянных предметов (например, дверь, гардероб, ноутбук, кресло и т. п.).
- Определите и запомните последовательность предметов – это маршрут, по которому вы будете перемещаться.
- Подойдите к первому месту вашего маршрута и мысленно соедините с ним первый образ из тех, что вам нужно запомнить. Перейдите ко второму предмету в комнате и присоедините к нему второй образ. Следуйте по маршруту, пока не придете к конечной точке.
- Теперь в вашей комнате есть 10 мест, к которым привязаны определенные образы. Когда вам понадобится вспомнить их последовательность, достаточно будет мысленно прогуляться по маршруту комнаты.
Пример
Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых. Войдите в свою комнату. Первый царь – Михаил Федорович, остался в истории как легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Соедините образ царя с первым предметом вашего маршрута в комнате – дверью. Что значит соедините? В образе царя может быть кто-то из ваших знакомых с именем Михаил: представьте, что вы подвешиваете его на ручку двери, дверь открывается и закрывается без его ведома – это влияние окружения. Следующий царь – Алексей Михайлович, при нем крестьяне были прикреплены к своим местам жительства. Вы идете от двери к гардеробу и представляете себе вашего знакомого Алексея в образе царя, который загоняет в гардероб крестьян. Перемещаетесь к третьему предмету в комнате, соединяете с ним очередного царя и так далее.
|
|
Записывайте в одно место самые важные даты, имена, формулы, определения – чтобы удобно было просмотреть в автобусе, в коридоре перед экзаменом.
Прочтите один раз десять фамилий. Плевако, Кони, Аврелий, Левитин, Засурский, Козлов, Белкин, Касперский, Перевалова, Фрейд.
Оторвитесь от текста на пять минут. И попробуйте в том же порядке записать эти фамилии. Сколько фамилий вы вспоминали?
Одна фамилия — это десять процентов.
Вспомнили все десять фамилий — у вас отличная память. (Не забудьте: фамилии нужно записать в том же порядке; если порядок нарушен, то за каждую неточность — минус три процента).
Итак, какой у вас результат? Наверное, у большинства он окажется не более 70%.
А теперь продолжите чтение.
Думаю, вспоминать, как, впрочем, и запоминать, вы не будете механически. За каждой фамилией — конкретное лицо, что‑то с этим человеком связано, и, сознательно или подсознательно, вы обязательно отметите для себя, с чем ассоциируются фамилии.
Плевако — известный юрист России.
Кони — талантливый юрист, автор ряда великолепных речей, которые много раз издавались.
Аврелий — кто‑то вспомнит, что он римский император, а кто‑то нет, хотя и учил в школе историю Рима.
Левитин. Здесь сложнее. Многие москвичи вспомнят: так это же главный режиссер театра «Эрмитаж»!
А как можно запомнить фамилию? Разделите ее: лев и тин. Кто такой лев, знают все. А вот зачем нечто китайское (или английское) — и тин? Да для того, чтобы легче запомнить.
А может быть, так: Лев — витин, а вита — это жизнь. Или: Лев любит Виту, и все его зовут Витин.
Можете использовать мнемотехнику. Как вам легче, так и запоминайте.
Возможно, кому‑то фамилию Левитин легче запомнить как Левитан, то есть вместо и нужно произнести а. А кто такой Левитан, знают все, только одни вспомнят диктора радио, а другие — крупнейшего художника России. Не забудьте только потом поменять буковку а на и.
Засурский. Фамилию запомнить сложно. Она хорошо известна журналистам: Засурский — декан факультета журналистики МГУ, прекрасный переводчик и знаток английского языка, обладатель уникальной памяти; один раз увидит студента — и запоминает его на всю жизнь. Помнит фамилию, имя, как учился, как сдавал вступительные экзамены, где живет, где публикуется. Засурский — фамилия редкая. Откуда произошла? Его дед жил за рекой Сурой. За Сурой — Засурский. Не правда ли, зная об этом, запомнить фамилию легче?
Козлов. Николай Козлов — известный психотерапевт и писатель. Автор десятка книг по психологии. Фамилия на слуху. Человек знаменитый. Запоминается легко.
Белкин. Известнейший психиатр мира. Председатель Общества психоаналитиков России. С чем ассоциируется его фамилия — с белкой или с «Повестями Белкина»? Вспомните Александра Сергеевича Пушкина.
Касперский. Одни тут же вспомнят борьбу с компьютерными вирусами, у других возникнет прямая ассоциация с героем диснеевского мультика — Каспером. Кстати, Евгения Касперского дома так и зовут — Каспером.
|
|
Перевалова. Талантливая журналистка. Печатается во многих газетах и журналах. Перевалова — перевал. Для других проще запомнить фамилию как Пер‑ева‑лов‑а. Кто и куда пер еву, где там был лов и почему а? Странно, а фамилия сразу запоминается.
И, наконец, Фрейд. Знаменитый Фрейд, живший в бедности, вечно вынужденный доказывать всем свое право на исследования. Можно разбить фамилию и сказать ф (эф или фи, как вам удобнее) рейд — и фамилия просто впечатается в вашу память.
Чтобы быстрее запомнить порядок фамилий, попробуйте сочинить рассказ, используя фамилии как главные слова, основные, опорные. Сильно плевался ПЛЕВАКО, восседая на коне и направляясь к коллеге КОНИ, чтобы выяснить, прав или не прав АВРЕЛИЙ, римский император, о котором режиссер ЛЕВИТИН поставил спектакль, пьесу ему написал ЗАСУРСКИЙ, используя советы психолога КОЗЛОВА, а консультантом у него оказался БЕЛКИН, главную роль здорово играет КАСПЕРСКИЙ — но все они боялись, какую рецензию напишет критик ПЕРЕВАЛОВА, разгромившая в знаменитом театре спектакль " ФРЕЙД ".
Согласитесь, что подобный рассказ поможет легче запомнить порядок фамилий. За каждой фамилией — действие. Все фамилии связаны сюжетом. Не просто набор фамилий, а своя драматургия, свое взаимодействие.
Конечно, ваш рассказ будет другим. Он может быть ироничным, серьезным, фантастичным — это как вам удобнее.
В любом случае, сочиняя рассказ, вы не только тренируете память, но и развиваете фантазию, логику, наблюдательность, ассоциативное мышление, находите сцепки одного с другим. Вы учитесь лихо закручивать фразы
Цепочка: экскаватор – ананас – электричка – бегемот – дверь – штора – челюсть – Киркоров – таракан – учебник – тост
Пары: дорога – цыпленок, чашка – трава, книга – чай, стул – глаз, окно – собака, елка – сумка, телефон – колбаса, теория – носок, гроб - экономика
Дорога. Приметы
Утром поешьте хорошо. Возьмите яблоко или шоколадку, маленький пакетик сока. Не воняйте и не курите!
Возьмите таблетку от головы (или от желудка, если актуально). Не экспериментируйте с успокоительным, если не пробовали.
|
|
Если по-настоящему плохо – бегом за справкой.
Оставьте себе огромный запас времени на дорогу, чтобы не волноваться (потом поймете, можно ли опоздать на час. Но могут быть и неожиданности: препод просто собрал зачетки, ВСЕ решили опоздать на час).
Перечислите приметы, которые знаете:
- Не мыться, не стричься.
- Счастливый костюм.
- Пятак
- Халява, приди!
- Ругать сдающего
Лучше не следить за всеми приметами. У вас уже есть 1-2 ваши приметы. Хватит!
Нашла на симоронском форуме интересную песенку, которую нужно спеть, чтобы сдать экзамен
Хорошо сдает зачеты Винни-Пух!
Оттого, что Пятачок его отличный друх!
И не важно, как он учит,
Все равно зачет получит!
А ведь он зачет получит,
(Если, конечно, подкрепиться!) – скороговорка
Да!
Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей – опилки!
Да, да, да!
Но, хотя там и опилки,
Но все преподы-училки
Одобряют мой ответ всегда!
Да!
Завтра буду его петь и притоптывать, как Винни
На экзамене
Стереотип: первыми идут отличники, но им никто не мешает готовиться. Последний – двоечник +утомление. Вывод: идти надо в середине.
Последним можно идти, если иначе вообще никак (тет-а-тет). Вдруг вам удастся соблазнить или разжалобить преподавателя. Хотя скорее всего утомить из серии «Это не он сдал, а я сдался!»
В билете могут быть опечатки! Поэтому надо знать, как выглядят билеты. Уточнить у препода, какие именно билеты должны быть. (Хтонические кони Олимпийских богов).
При подготовке начните с вопроса, который знаете лучше всего, слушайте других отвечающих.
Экспресс-помощь
Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений – они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.
· Потрите руки, глубоко вздохните – это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность – пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.
· Прежде чем начать говорить, скажите про себя «два». В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.
· Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму – они отвлекают не только вас, но и экзаменатора
·
УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ
- Вдохните и затем напрягите мускулы шеи и плеч так сильно, как только сможете. Поднимите плечи к самым ушам и напрягите их изо всех сил. Расслабьтесь, выдохните, опустите плечи и расслабьтесь полностью. Повторяйте упражнение, сколько вам захочется.
- Скорчите самую невообразимую гримасу. Сосредоточьтесь на том, чтобы до предела перекосить рот, растянуть нос, глаза и все лицо. Затемрастяните лицо так широко, как сможете: до предела раскройте рот, глаза, раздуйте ноздри. Расслабьтесь.
Если пересохло во рту – поставьте неподалеку стакан воды.
Никогда не показывайте волнения. Не теребите никакие предметы. Не чешитесь. Не щелкайте авторучкой. Всегда улыбайтесь.
·
План
Начало надо продумать
- излишняя самоуверенность (вообще физика - скучноватый предмет, в этом вопросе я не согласен с…)
- излишняя неуверенность (можно я начну со 2 вопроса?)
Главное, не молчите! Старайтесь говорить ровно, без длинных пауз. Молчание часто расценивается как незнание и порождает массу дополнительных вопросов. Начинайте с того, в чем вы уверены на 100%, первые правильные фразы наверняка «усыпят» бдительность экзаменатора
Знай и люби своего экзаменатора!
Типы речи (помним из школы): повествование, описание, рассуждение.
Виды доказательств:
цифры и факты, статистика
случай из жизни
доказательство от противного
ссылка на авторитет
Аргументов должно быть больше трех
Есть такой психологический феномен:
- 1=1
- 2=2
- 3=много
2 аргумента - это всего два аргумента в поддержку вашей идеи. 3 аргумента психологически воспринимаются как "много" - больше трех! Находим как минимум три аргумента в поддержку своей идеи!
С другой стороны помним про закон 7+-2 (а для толпы 3+-2). Если аргументов больше пяти, то их уже начнут путать и забывать. Поэтому гнаться за количеством тоже не нужно. Для большинства задач хватает 3-5 доводов в подтверждение своей правоты.