P.S. Охрана природы — дело каждого человека

Чем хорош рассказ? Неожиданной концовкой‑выводом. Когда читаешь, эффекта неожиданности

 

 

В качестве иллюстрации до сих пор вспоминаем случай с одного семинара, который проводили в православном монастыре. Начали давать эту тему, и вдруг один батюшка (отец Валентин, низкий вам поклон), встает и говорит, а давайте я попробую первым.

Волею судьбы ему достаются слова "трава", "носки", "микроб".

Батюшка выходит, и начинает свое выступление:

  • "Здравствуйте мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви!"

Мы хватаемся за головы. Ну, при чем тут любовь. Батюшка, наверное, неверно понял, что от него требуется.… Но батюшка уверенно продолжает:

  • "Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце, даже каждая травинка… Да! Да! Даже трава, которую мы топчем своими ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем - заслуживает любви…"

И дальше пламенная речь, про траву…

  • "Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких то мелочей: из-за невымытой посуды, из-за невынесенного мусора, из-за грязных носков, которые лежат посреди комнаты.… Как, скажите мне, какие-то носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые…"

И раскрывается тема предназначения носков…

  • "И точно так же, как мы моем руки, чтобы уничтожить микробов, которые могут разрушить наше тело, мы должны очищать нашу душу от душевных микробов: злости, зависти, обиды, ненависти, т.к. эти душевные микробы способны разрушить любовь, которая живет в наших сердцах…"

И завершение, про борьбу с душевными микробами… Мы плакали от восторга. Такие три, казалось бы несвязанные слова - и в результате яркое впечатляющее выступление.

 

 

Типы ответов

кавалерийская атака – нарастание потока информации – препод прервет

свободный полет – откладываете листок с ответом и демонстрируете уверенное владение темой

доклад –

Закон контраста: если перед вами человек получил двойку, продемонстрируйте другой стиль ответа.

 

Идеальный стиль в Ералаше «Одуванчик полевой! Лекарственный». Т. е. в идеале надо учить, рассказывать, объяснять, а не оправдываться. Темп речи подстраивать под личные особенности (кому-то замедлять, ком-то убыстрять).

 

Создайте ощущение ясности (особенно если вы запутались) уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, логическими мостиками: «Из этого следует».

 

Смело пользуйтесь «принципом зеркала»: всей душой полюбите преподавателя (но не заискивайте), и он непременно ответит взаимностью

 

 

Улыбайтесь! Прежде всего вы себе поднимаете настроение.

 

Для плана вспоминайте все, что помните на эту тему: фильмы Дискавери, книги, случаи из жизни, аналогии из других наук (фольклор и античная литература), нетривиальные примеры (межвидовая борьба отлично иллюстрируется борьбой с сорняками).

 

 Ошибка 1. «Не знаю, не помню, не люблю…»

Никогда не начинайте свой ответ с отрицания. Даже если вам достался не самый удачный билет, нужно постараться вытянуть максимум из того, что есть, а не каяться в том, что «прогуливали Бунина». Заявление «я плохо знаком с творчеством этого писателя», сразу же настроит комиссию на отрицательный лад. Очень часто абитуриенты сами себя «топят», начиная свою речь с негатива.

На экзаменах действуют примерно такие же законы, что и в рекламе: не использовать частицу «НЕ», не указывать на недостатки товара (в данном случае – ваших знаний) и всегда представлять «продукт» в самом выгодном свете. Начинать надо с того, что знаете лучше. Вдруг до слабых мест дело не дойдет?..

Негативно действует на преподавателей и фраза «Я вообще-то не люблю это произведение». Приемную комиссию интересуют не ваши личные предпочтения, а объективное знание предмета. Кроме того, преподаватели уверены, что вы еще «не доросли» до того, чтобы ругать кого-то из маститых критиков или давать свою «независимую» оценку творческому пути Толстого.

Бывают случаи, когда, уже получив положительную отметку, абитуриент вдруг сознается: «Вообще-то я этого Платонова не читал, мне приятель хорошо пересказал текст». Не стоит сомневаться – подобное заявление будет воспринято как издевка, насмешка над приемной комиссией, и незадачливый «правдолюбец» получит прекрасный шанс попробовать свои силы на следующий год. Вывод: если решили строить «хорошую мину при плохой игре», играйте до конца, – запоздалое «раскаяние» в этой ситуации крайне неуместно.

Ошибка 2. Уходите от ответа

Зачастую абитуриент неверно понимает суть вопроса и заменяет конкретную тему ответом на смежный вопрос. Иногда это делается сознательно – постепенно переходит от «трудного» вопроса к хорошо знакомой теме. Опытные преподаватели сразу замечают такую уловку. Ошибкой является и размывание границ вопроса, когда, к примеру, вместо анализа особенностей сюжета и композиции произведения или характера героя абитуриент начинает рассказывать о произведении в целом или (что еще хуже) просто пересказывает сюжет.

С другой стороны, при раскрытии темы можно сознательно сузить вопрос, предварительно оговорив такое построение ответа. Скажем, в вопросе «Нравственные искания героев романа «Война и мир» можно выделить линию князя Андрея Болконского, кратко обозначив (в конспекте и в начале устного ответа) суть исканий других героев произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: