Ошибка 3. Плохо знаете текст

Тот факт, что литература не относится к точным наукам, не освобождает от необходимости ее учить. Многие абитуриенты не могут привести точные цитаты, проиллюстрировать свои высказывания. Вместе с тем знание текста в литературе сравнимо со знанием дат в истории; без отсылок к тексту и цитат ответ будет выглядеть бездоказательно и голословно. Абитуриент, умеющий грамотно и к месту процитировать того или иного автора, производит на приемную комиссию самое благоприятное впечатление, – такой подход говорит о вдумчивом и внимательном отношении к материалу. Более того, удачно выбранный и с чувством продекламированный поэтический отрывок (даже не совсем в тему) может сгладить шероховатости основного «повествования». Готовясь к экзамену, необходимо выучить хотя бы по несколько строк из каждого «программного» автора.

Помимо слабого знания отрывков текста наизусть, встречается и незнание текста произведения в целом. Подчас абитуриенты не в состоянии ответить на вопрос «Чем закончился роман «Война и мир»?». Выясняется, что сведения об эпопеи ограничиваются балом Наташи Ростовой, небом Аустерлица и зеленеющим дубом.

Ошибка 4. Уходите в себя

Каждый абитуриент на экзамене волнуется. Некоторые от переживаний вовсе забывают, что говорить, другие начинают «тараторить». И то, и другое ошибка. Внимательный абитуриент всегда заметит мимику, жесты преподавателя – здесь он кивнул, словно соглашаясь, а здесь – нахмурил брови, покачал головой… «Отрицательная» мимика может означать, что абитуриент выбрал неверный путь аргументации, неправильно понял тему и т.п. (впрочем, у преподавателя может просто болеть зуб). В любом случае, наблюдая за реакцией преподавателей, можно сориентироваться на месте, скорректировать свой ответ, попытавшись «поймать» верную ниточку рассказа.

Во время экзамена преподаватели стараются соблюдать нейтралитет и не проявлять эмоции. Попытайтесь внимательно отнестись к наводящим вопросам и «намекам». Вопрос «Вы уверены в правильности цитаты?» можно считать прямым указанием на ошибку или, по крайней мере, неточность – постарайтесь исправиться. Однажды абитуриент «процитировал» начало поэмы «Двенадцать»: «Ночь. Улица. Фонарь. Собака…», а после того, как удивленный преподаватель попытался его поправить, начал громко доказывать свою «правоту»: «Это Блок! Я это точно знаю!»..

Ошибка 5. Спорите

Бывают случаи, когда преподаватель прерывает абитуриента, начиная поправлять или дополнять его ответ. Внимание! Не вступайте в спор! Комментарии профессора – прекрасная помощь для успешной сдачи материала, и принимать ее надо с уважением и благодарностью. Если преподаватель высказал свою точку зрения, вам остается только перефразировать ее своими словами. Плюрализм мнений – вещь, конечно, хорошая, однако на экзамене в первую очередь требуется продемонстрировать знания, а не оригинальность мышления. Если все же решаетесь высказать свою точку зрения, делать это надо корректно и аргументированно, чтобы не обидеть преподавателя и не прослыть неумным выскочкой. Ваше мнение прозвучит убедительно, если оно будет подкреплено ссылками и цитатами. Высказывание «Я так думаю, потому что я так думаю…», вряд ли добавит вам веса в глазах преподавателей.

Ошибка 6. Путаетесь в терминах

Устный ответ по литературе предполагает знание терминологии в рамках школьной программы. Абитуриент должен понимать, что такое гипербола, метафора, композиция, уметь отличать ямб от хорея. Однако чрезмерное усердие в употреблении литературоведческих терминов может произвести негативное впечатление: термин, который приводится неверно или не к месту, будет выглядеть смешно и только испортит ответ. Если не уверены в значении термина, то лучше промолчать. Так, один абитуриент сказал: «Стихотворение Лермонтова «Парус» глубоко аллергично». Когда экзаменатор попросил повторить определение, молодой человек без запинки отчеканил: «Аллергично. Нам так в школе объясняли».

Ошибка 7. Не следите за речью

Слабое владение русским литературным языком – беда подавляющего большинства нынешних абитуриентов. Многим сложно выразить свою мысль, избегая сленговых оборотов и слов-паразитов. Основная цель экзамена по литературе – в первую очередь, выявить знание и понимание самого предмета. Однако, особенно если поступают будущие филологи, правильная устная речь играет далеко не последнюю роль в создании общего впечатления от абитуриента. Зачастую преподаватели просто не могут понять, что хочет сказать отвечающий, и на экзамене можно услышать фразу: «Молодой человек, слово «прикольный» имеет в языке много оттенков значения… Что именно вы хотите сказать?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: