Повторное чтение текста

Конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: Сжатое изложение по тексту А. Чапковского.

Тип урока: урокоткрытия новых знаний (обучающий)

Цели:

Обучающая: формировать умение писать сжатое изложение;

Развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся: память, внимание, умение анализировать предложенный материал;

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков сжатого пересказа текста на нравственную тематику

Метапредметные: уметь слышать, понимать, анализировать текст, выделять главное, сжимать тест, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов,

Этапы урока:

1. Орг. момент и мотивация (3 мин.)

2. Актуализация и Мотивация. (5 мин.)

3. Работа с тестом (30 мин.)

4. Подведение итогов (4 мин.)

5. Домашнее задание (3 мин.)

 

Ход урока

Организационный момент. Мотивация. (3 мин)

Приветствие учителя. Объявление системы стимулирования.

Актуализация. (5 мин)

- Сегодня мы посвятим два урока работе над сжатым изложением. Вспомним, что значит - написать текст сжато? (Ответы учащихся)

- Верно. Что является важным при написании сжатого изложения? (необходимо передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста, но убрать второстепенную информацию, дополнительные сведения).

- Я буду читать три раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз? (Необходимо определить тему и основную мысль текста, услышать микротемы.)

- Какое значение имеет вода в жизни человека? Как люди относятся к этому природному богатству? Почему они так бездумно используют «эликсир жизни», превращая его в «эликсир смерти»? Что ждет человечество в недалеком будущем?

Работа с текстом. (30 мин)

Над этими проблемами размышляет в своем очерке А. Чапковский. Внимательно прослушайте текст, подготовьтесь к ответу: о чем он, какова основная мысль текста.

Выразительное чтение текста учителем

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможна. Подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты! Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги всех времён и народов - всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных сокровищ.

Ты понимаешь, каким богатством владеешь? Тогда научись защищать воду, потому что над ней нависла угроза - загрязнение. 3аводы и фабрики зачастую отравляют сточными водами реки. Меняется цвет реки, на поверхности воды появляются масляные пятна - первые симптомы заболевания. Если не принять срочных мер, река умрёт. А с ней умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле неё. По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.

Современные фантасты в своих рассказах и повестях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. На страницах подобных книг - реки, из которых нельзя пить, бесконечные пустыни без единого цветущего дерева и разрозненные кучки людей, вынужденных всю жизнь не снимать скафандра. Однажды я читал такую книгу, героям которой приходилось жить на дне океана - настолько люди загрязнили воду и воздух планеты. Могут ли сбыться мрачные предсказания? Конечно, да, если ты будешь безразличен к воде! Безусловно, нет, если ты защитишь воду!

(по А. Чапковскому)

 

Текст 14, 8 класс, упражнение 269, Вода.

 

После чтения текст может быть роздан учащимся (или некоторым учащимся).

 

Речеведческий анализ текста

Беседа по содержанию текста.

 

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме защиты воды? (Недостаток чистой пресной воды, загрязнения.)

- О чем этот текст? (Какова тема текста?) (О том, как важно беречь воду).

- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (О ценности воды и необходимости её оберегать.)

- Да, автор текста высказал прямо эту мысль. Развивает ли он ее на каких-то конкретных примерах? (Да, приводит примеры того, как ценна вода по сравнению со всеми сокровищами мира.)

- Можем ли мы, по мнению автора, решить эту проблему? (Да, он так и пишет в конце текста.)

 

Выявление коммуникативного намерения автора

 

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой защиты воды: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).

- Я думаю, вы правы, А. Чапковскому важно привлечь внимание читателя к проблеме защиты запасов пресной воды, к её ценности, задуматься над своим поведением и поведением окружающих людей и, наверное, извлечь из этого урок. В чем, по-вашему, автор видит ценность воды? (Если не принять срочных мер, река умрёт. А с ней умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле неё. По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.)

Определение жанрово – стилистической принадлежности текста

- Поскольку мы определили с вами намерение автора, мы сможем определить стиль текста. К какому стилю относится текст? Докажите. (Публицистический стиль, так как основная функция текста – воздействие на читателя.).

- Какие языковые особенности публицистического стиля вы заметили?

- Обращение к читателю, что придает эмоциональность изложению. Автор использует риторический вопрос, ряды однородных членов предложения.

- Какому типу речи относится текст?

Повторное чтение текста.

Послушайте текст еще раз. Наша задача определить, какие смысловые части (микротемы) в нем можно выделить, сколько их.

Во время чтения можете фиксировать ключевые слова.

Составление плана. Работа над сокращением текста

- Обратимся к композиционным особенностям текста. Из каких частей он состоит? Давайте озаглавим их и составим примерный план. Предлагайте ваши варианты. План записываете в тетради. (По каждой микротеме определяется основная мысль и записывается пункт плана).

1. Вода — это жизнь и настоящее сокровище.

2. Загрязнение воды — настоящая угроза.

3. От наших действий зависит будущее воды.

 

- Можно ли для пересказа сократить или исключить какую-то часть текста. (Да, можно, описание сюжетов книг фантастов). Итак, мы используем прием исключения, удаляем обширное описание. Можно ли другие части сократить? (Нет, это разрушит выражение основной мысли текста).

 

План

  1. Вода — это жизнь и настоящее сокровище.
  2. Загрязнение воды — настоящая угроза.
  3. От наших действий зависит будущее воды.

 

- Хорошо, а можно ли в частях текста сжать информацию, рассказать ее кратко (Да, можно в 1 и 3 частях).

- Какие приемы могут быть использованы для сжатия текста (Исключение, обобщение, замена (упрощение)).

Учитель показывает, как провести сжатие текста при помощи приемов компрессии.

- Приведем пример. Какая информация является основной, что может быть содержательно сокращено в предложении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: