Конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока: Сжатое изложение по тексту А. Чапковского.
Тип урока: урокоткрытия новых знаний (обучающий)
Цели:
Обучающая: формировать умение писать сжатое изложение;
Развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся: память, внимание, умение анализировать предложенный материал;
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков сжатого пересказа текста на нравственную тематику
Метапредметные: уметь слышать, понимать, анализировать текст, выделять главное, сжимать тест, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов,
Этапы урока:
1. Орг. момент и мотивация (3 мин.)
2. Актуализация и Мотивация. (5 мин.)
3. Работа с тестом (30 мин.)
|
|
4. Подведение итогов (4 мин.)
5. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
Организационный момент. Мотивация. (3 мин)
Приветствие учителя. Объявление системы стимулирования.
Актуализация. (5 мин)
- Сегодня мы посвятим два урока работе над сжатым изложением. Вспомним, что значит - написать текст сжато? (Ответы учащихся)
- Верно. Что является важным при написании сжатого изложения? (необходимо передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста, но убрать второстепенную информацию, дополнительные сведения).
- Я буду читать три раза текст.
- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз? (Необходимо определить тему и основную мысль текста, услышать микротемы.)
- Какое значение имеет вода в жизни человека? Как люди относятся к этому природному богатству? Почему они так бездумно используют «эликсир жизни», превращая его в «эликсир смерти»? Что ждет человечество в недалеком будущем?
Работа с текстом. (30 мин)
Над этими проблемами размышляет в своем очерке А. Чапковский. Внимательно прослушайте текст, подготовьтесь к ответу: о чем он, какова основная мысль текста.
Выразительное чтение текста учителем
С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможна. Подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты! Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги всех времён и народов - всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных сокровищ.
|
|
Ты понимаешь, каким богатством владеешь? Тогда научись защищать воду, потому что над ней нависла угроза - загрязнение. 3аводы и фабрики зачастую отравляют сточными водами реки. Меняется цвет реки, на поверхности воды появляются масляные пятна - первые симптомы заболевания. Если не принять срочных мер, река умрёт. А с ней умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле неё. По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.
Современные фантасты в своих рассказах и повестях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. На страницах подобных книг - реки, из которых нельзя пить, бесконечные пустыни без единого цветущего дерева и разрозненные кучки людей, вынужденных всю жизнь не снимать скафандра. Однажды я читал такую книгу, героям которой приходилось жить на дне океана - настолько люди загрязнили воду и воздух планеты. Могут ли сбыться мрачные предсказания? Конечно, да, если ты будешь безразличен к воде! Безусловно, нет, если ты защитишь воду!
(по А. Чапковскому)
Текст 14, 8 класс, упражнение 269, Вода.
После чтения текст может быть роздан учащимся (или некоторым учащимся).
Речеведческий анализ текста
Беседа по содержанию текста.
- Какие чувства вызвал у вас текст?
- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме защиты воды? (Недостаток чистой пресной воды, загрязнения.)
- О чем этот текст? (Какова тема текста?) (О том, как важно беречь воду).
- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (О ценности воды и необходимости её оберегать.)
- Да, автор текста высказал прямо эту мысль. Развивает ли он ее на каких-то конкретных примерах? (Да, приводит примеры того, как ценна вода по сравнению со всеми сокровищами мира.)
- Можем ли мы, по мнению автора, решить эту проблему? (Да, он так и пишет в конце текста.)
Выявление коммуникативного намерения автора
- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой защиты воды: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).
- Я думаю, вы правы, А. Чапковскому важно привлечь внимание читателя к проблеме защиты запасов пресной воды, к её ценности, задуматься над своим поведением и поведением окружающих людей и, наверное, извлечь из этого урок. В чем, по-вашему, автор видит ценность воды? (Если не принять срочных мер, река умрёт. А с ней умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле неё. По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.)
Определение жанрово – стилистической принадлежности текста
- Поскольку мы определили с вами намерение автора, мы сможем определить стиль текста. К какому стилю относится текст? Докажите. (Публицистический стиль, так как основная функция текста – воздействие на читателя.).
- Какие языковые особенности публицистического стиля вы заметили?
- Обращение к читателю, что придает эмоциональность изложению. Автор использует риторический вопрос, ряды однородных членов предложения.
- Какому типу речи относится текст?
Повторное чтение текста.
Послушайте текст еще раз. Наша задача определить, какие смысловые части (микротемы) в нем можно выделить, сколько их.
Во время чтения можете фиксировать ключевые слова.
|
|
Составление плана. Работа над сокращением текста
- Обратимся к композиционным особенностям текста. Из каких частей он состоит? Давайте озаглавим их и составим примерный план. Предлагайте ваши варианты. План записываете в тетради. (По каждой микротеме определяется основная мысль и записывается пункт плана).
1. Вода — это жизнь и настоящее сокровище.
2. Загрязнение воды — настоящая угроза.
3. От наших действий зависит будущее воды.
- Можно ли для пересказа сократить или исключить какую-то часть текста. (Да, можно, описание сюжетов книг фантастов). Итак, мы используем прием исключения, удаляем обширное описание. Можно ли другие части сократить? (Нет, это разрушит выражение основной мысли текста).
План
- Вода — это жизнь и настоящее сокровище.
- Загрязнение воды — настоящая угроза.
- От наших действий зависит будущее воды.
- Хорошо, а можно ли в частях текста сжать информацию, рассказать ее кратко (Да, можно в 1 и 3 частях).
- Какие приемы могут быть использованы для сжатия текста (Исключение, обобщение, замена (упрощение)).
Учитель показывает, как провести сжатие текста при помощи приемов компрессии.
- Приведем пример. Какая информация является основной, что может быть содержательно сокращено в предложении?