Блж. Августин об отличии человеческого языка от Божественной мысли

 

«И все это сказано для нашего разумения. Ибо на каком языке назвал Бог свет днем, а тьму - ночью? На еврейском, греческом, латинском или каком-нибудь еще? И так обо всем, чему Он дал название, можно спросить: на каком языке оно было дано? Но дело в том, что в Боге разум чист и не связан со звучанием различных языков. Сказанное же о Нем, что Он назвал, означает, что Он сделал вещи возможными для называния, ибо так различил и упорядочил Бог все сущее, что для последнего стало возможным и различаться, и принимать имена.»

То есть не надо привязываться к буквальным словам, говорит блж. Августин. Бог выше языков. Языки – это всего лишь приспособление для человеков. И не следует наше примитивное слововыражение, словоприспособление, приписывать Самому Богу. Да, так выразил человек то, что показал ему Бог, так записал, так перевел Писание, и т.д. - словом «день». Но это вовсе не обязательно означает, что Бог сказал «24 часа».

Ап. Павел о нашем понимании говорит в 1Кор, 13:9;12 «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; Мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».

Мы должны понимать, говорит блж. Августин, что это человеческое словопонимание и приспособление Божественной мысли. А в Самом «Боге разум чист и не связан со звучанием различных языков».

 

2.3.5. Иудейская точка зрения о длительности Дней Творения

 

Чем рассуждать о том, что же сказали иудеи, может лучше послушать их самих?

Энциклопедия иудаизма https://toldot.ru/sotvorenieMira.html со множеством ссылок на труды наиболее уважаемых раввинов.

«Рабби Эли Мунк, в своей исчерпывающей работе по этимологии первой главы Книги Бытия, детально рассматривает вопрос библейской хронологии, тщательно сравнивая различные точки зрения традиционных еврейских комментаторов (1). Свой анализ библейской хронологии он заключает следующими словами: «Нет единого традиционного определения слова “День” в Семи Днях Книги Бытия». Имея в виду это расхождение во взглядах, Мунк в своей книге всегда пишет слово «день» курсивом, дабы никто не принял его за отрезок времени в двадцать четыре часа. В книге Challenge (2) сборнике высказываний традиционных комментаторов Библии, также отсутствует единое толкование библейской хронологии.

В настоящей книге мы исходим из предпосылки, что шесть дней творения означают не отрезок времени в 144 часа, а шесть отдельных фаз в развитии Вселенной — от сотворения мира до появления человека. Такой же позиции придерживаются многие комментаторы Библии, начиная со времен древних талмудистов и до наших дней.»

1. Rabbi E. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974).

2. A. Carmell and С. Domb, Challenge (Jerusalem: Feldheim, 1978), стр. 124-140.

 

Подтверждение об идентичности действия Спасителя со слепорожденным в Ин.9 и с действием в Книге Бытия о сотворении Человека

 

В Ин. 9.3-5 имеется это подтверждение. Не случайно в этом самом месте перед исцелением слепорожденного Спаситель говорит о том, что «это для того, чтобы на нем явились дела Божии» и «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день». И объясняет, что день и свет – это Он Сам: «Доколе Я в мире, Я свет миру».

Блж. Феофилакт «Устрояет глаза из брения, употребляя тот же способ творчества, каким сотворил и Адама. Ибо без действия души глаз никогда бы не увидел, хотя бы и был устроен».

 

 

Такой пример творения из земли и из уже существовавшего тела, преображением своею благодатью уже существовавшей несовершенной природы, явил нам Сам Спаситель, личным примером

 

А теперь изучим, каким образом Спаситель произвел животворящее действие из праха земного. И только ли из земли одной?

Спаситель не сделал готовые очи из земли просто так, сами по себе, чтобы потом вставить готовые органы слепому. И разве только из земли? Но с помощью брения из земли, своего плюновения, и тела слепого, своею благодатью, чудом, преобразил уже существовавшее незрячее тело, преобразил его природу. Почему природу, а не банальное увечье? Потому, что Спасителем был выбран именно слепорожденный, слепой от своего рождения. У него была такая природа, несовершенная. И Спаситель сотворил чудо преображения несовершенной, уже существовавшей природы, в природу совершенного человека. Это было сделано быстро, но не мгновенно. Прошло некоторое время, пока слепой ходил к купальне Силоам (по-еврейски – Шилоах, «посланный») и вернулся обратно. Вероятно, в течение этого времени происходило совместное действие благодати Спасителя и послушной Ему природы, плоти слепого. Из материала земного – это понятно, мы все состоим из тех же элементов, возраст некоторых из них составляет миллионы лет, переходя из земли в тварь, в человека, и обратно, по кругу.

Как сказано в Быт 3.19 «Ты земля еси и в землю отыдеши».

Аналогичные примеры преображения плоти показал Спаситель и при других исцелениях. Он не создавал ничего нового, никаких новых органов, не приставлял сухорукому новую руку, или рабу первосвященников новое ухо взамен отрубленного, и т.п., и даже не прибегал к помощи земли, но преображал уже живущих, и даже умерших. Преображал их существующие тела Своею благодатью.

И, что особенно важно, физические исцеления сопровождались и духовным выздоровлением, возрождением истинной веры в человеке, желанием следовать за Христом. То есть это не только материальное преображение тела, но и души, и духа.

Как же после всего этого можно утверждать, что Бог создавал человека только из пыли?

 

2.4. Синтез.  Святоотеческая эволюция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: