Святитель Григорий Нисский конкретно об эволюции: природа естественным образом, как бы по степеням, совершает восхождение от низшего к совершенному

 

«Не следует предполагать, будто бы души, как обольщают себя язычники, сначала вращались во вселенной, а затем, обременившись каким-то пороком, оказались не способны двигаться вместе со скоростью полюса и ниспали на землю. Не следует также утверждать, будто бы человек сначала был создан подобным изваянию из глины и будто для этого изваяния была сотворена душа. Ибо в таком случае умная природа окажется менее стоящей, чем создание из глины».

«Не сказал Бог, как о других вещах: «да будет человек». Смотри, какая тебе оказана честь! Происхождение твое - не в повелении, но размышляет Бог, как наилучшим образом привести в бытие достойное чести создание». «К одному только устроению человека Творец Вселенной приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы и вещество приуготовить для его состава, и образ его уподобить первообразной некоей красоте, и предназначить цель, для которой будет он существовать, и создать естество соответственное ему, приличное его деятельности, пригодное для предложенной цели».

Здесь Святитель Григорий говорит о не мгновенном, а о постепенном сотворении человека, о предуготовлении его состава, о предварительном создании естества для него.

 «…Итак, если Писание говорит, что человек создан был последним, после всего одушевленного, это означает не что иное, как то, что Законодатель (Моисей – прим. автора) философствует о душе нашей, следуя по необходимости некой последовательности в порядке и усматривая в завершающем совершенное… Посему природа естественным образом, как бы по степеням (я имею в виду отличительные свойства жизни), совершает восхождение от низшего к совершенному».

Это прямо говорится об эволюции, о последовательности, о степенях жизни (видах), восхождении от низшего к совершенному.

«Писание повествует, что Божество неким путем и последовательным порядком приступило к сотворению человека. Ибо, когда пришла в бытие вселенная, человек, как говорит история, не вдруг явился на земле, но ему предшествовало естество бессловесных, а прежде них появились растения. Но сим, думаю, Писание показывает, что жизненная сила в неком последовании присоединяется к телесному естеству, сначала проникая в бесчувственные твари, после сего поступая в чувствующие, а потом уже восходя до разумного и словесного. Заключительным в повествовании представлено сотворение человека как объявшего собою всякий вид жизни, усматриваемый и в растениях, и в бессловесных. Ибо то, за счет чего он питается и растет, получает он из жизни растительной, потому что подобное сему можно видеть и в растениях: они привлекают себе пищу корнями, извергают же ее из себя в плодах и листьях. А то, что относится к чувством, заимствует человек от неразумных животных. Дар же разумения и слова, рассматриваемый сам в себе, не разделяется с другими существами, а составляет особенность естества человеческого».

Это уже точное дословное описание эволюции. О пути и последовательном порядке творения человека. Вся жизненная сила возрастает от бесчувственных тварей к чувствующим, а затем и к человеку. Как человеку предшествовали растения и бессловесные животные, от первых он заимствовал свойства тела питаться и расти, а от вторых чувствующую природу, он объял собою и в себе предыдущие виды. А разум и слово получает от Бога вдуновением дыхания жизни, Духом Святым.

 

Свт. Амвросий Медиоланский. Доказательство от противного. Сотворение по образу Божию из буквального праха? Стало быть, в Боге имеется прах?

 

По свт. Амвросию Медиоланскому тело не может быть создано буквально из праха земли, иначе соответствие образу Божию тогда показывало бы, что в Боге имеется прах. Но это не так.

«Рассмотрим тщательнее, что значит по образу Божию. Может быть, по образу Божиему пребывает плоть? Стало быть, в Боге имеется прах, ибо плоть есть прах, и значит, Бог телесен, и значит, немощен, ибо плоть подвержена страстям?»

На этом основании, что Бог не из праха, а человек из праха, можно построить теорию о том, что Иисус Христос не человек, а только Бог. Но мы же знаем, что это ересь. Следовательно, поскольку Иисус Христос есть истинный Богочеловек, то человек создан не из буквального праха земли, а гораздо более сложен, и создан по образу Христа. А Христос точно не создан из праха.

 

Свт. Иоанн Дамаскин о творении человека из природы

 

Святой Иоанн Дамаскин к Богу говорит: «Дал ми еси душу Божественным и животворящим вдохновением, от земли ми тело создав» (Погребальные пения). «Таким образом, Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением».

Здесь Святой Иоанн Дамаскин говорит не о земле, как может подумать некий предвзятый взгляд, вырывающий слово из контекста. Но под землей он понимает видимую природу. Иначе просто бы сказал «из земли», безо всяких уточнений. Буквальный взгляд их не требует. Но понимание под словом «земля» всей видимой природы говорит о необходимости небуквального более глубокого понимания.

 

А.П. Лопухин о сродстве человека со всей природой

 

 (1852-1904 гг.), видный богослов, профессор, исследователь Писания. «В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли (Быт 1.24). «И стал человек душею живою» - соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшим материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т. е. как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей. Но вместе с тем человек, эта «живая душа» бесконечно отличается от Бога, Который есть «дух животворящий» (1Кор 15.45) и относится к нему, как бледная копия – к своему несравненному оригиналу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: