Татьяна Черниговская и Макарий Египетский о мышлении человека

 

Современные научные исследования, о которых говорит профессор Татьяна Черниговская, позволили увидеть воочию борьбу между помыслами за внимание мозга, и эту деятельность по выбору, как изменение активности нейронов и нейронных связей в коре головного мозга, на экране специального мозгового электроэнцефалографа.

Но что Татьяна Черниговская, если ещё преп. Макарий Великий (Египетский) в 4 веке уже говорил практически теми же словами о борьбе помыслов между собой за внимание нашего ума, о выборе и отвержении: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/trudy-po-patrologii-tom-1-svjatye-ottsy-2-4-vv/3

«Итак, источник и сущность греха скрываются в душе, в чувствах и мыслях. В позднейшей аскетической литературе подробно и тонко разработана психология греха, его зарождение в форме простой мимолетной мысли, его развитие по мере того, как отвлеченная мысль все более и более будит соответствующее чувство, его завершение в акте решимости воли. Такого подробного и точно сформулированного психологического анализа греховных движений в сочинениях прп. Макария мы не найдем. Однако в общем учение о нравственном соотношении психических сил намечено и в «Духовных беседах» нашего подвижника. Пользуясь как комментарием аскетическими сочинениями более поздней эпохи, в которых начатки идей и нравственного опыта, отразившихся в «Духовных беседах», развиты подробней и систематизированы, воззрения прп. Макария касательно этих предметов можно представить в таком виде. Поводом ко греху всегда служит мысль. Внутренняя нравственная жизнь сводится в последнем своем основании к борьбе представлений, которую прп. Макарий изображает в наглядных картинах, напоминающих борьбу идей психологии Гербарта. В сознании ежеминутно проносится множество помыслов: одни из них добрые, другие подсказаны демонами или тем греховным началом, которое проникает все существо падшего человечества 660. Мысли эти находятся во взаимной борьбе между собой, и их столкновение напоминает состязание колесниц на ипподроме: колесницы перегоняют друг друга и опередившая задерживает других, мешает им нестись вперед и одержать победу (661). Так в душе проносятся греховные помышления, и если им удается остановить на себе внимание ума, то вот уже грех врывается в душу, ниспровергает добрые помыслы и овладевает полем состязания (662). Такую власть представление получает не само по себе, а лишь поскольку оно возбуждает соответствующее чувство, поскольку человек начинает услаждаться им и испытывает слабую степень того удовольствия, с которым связано самое совершение греха. Так, когда диавол внушил Адаму мысль нарушить заповедь Божию, прародитель сначала воспринял ее только «внешним слухом», но потом она проникла в сердце его и таким образом овладела всем его существом (663). Всякий грех совершается ради удовольствия, которое он сулит. Но вместе с представлением дано и соответствующее чувство. Поэтому можно ощущать удовольствие, совершая грех только в воображении, и это чувство, по существу своему, не отличается от того наслаждения, которое дает действительное совершение того же греха. Отсюда, если с греховной мыслью соединяется приятное возбуждение чувства, то грех внутренне уже совершен. «Есть нечистый огонь, – говорит Макарий, – который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и тысячам злых дел. И те, которые раздражаются и соуслаждаются, внутренне, в сердце, совершают блуд» (664). «Если видимо соблюдаешь ты тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом и не принесет тебе пользы девственное тело твое» (665). То же относится, прибавляет Макарий, к сребролюбию, тщеславию, гордости, ревности, раздражительности (666). Но корни греха скрываются глубже сознательных мыслей и чувств – в темной, бессознательной области души, из которой, иногда так неожиданно, врываются в сферу ясного сознания безумные мысли и преступные вожделения. «Змей таится под самым умом, в глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна» (667).

660 Idem. Homilia 43, 6, PG 34, 776.

661Ibidem.

662 Idem. Homilia 10, 9 и 43, 9, PG 34, 460, 777.

663 Idem. Homilia 11, 5, PG 34,5 48. Cp. Homilia 27, 2, PG 34, 693.

664 Macarius Aegyptius. Homilia 15, 48, PG 34, 608–609. Рус. пер. C. 176.

665 Idem. Homilia 26, 13, PG 34, 681–684. Рус. пер. C. 257.

666 Idem. Homilia 15. 48. PG 34, 608–609.

667 Idem. Homilia 17,15, PG 34, 633. Рус. пер. C. 202.

 

Книга Иова и астрономия. Загадка Хима и Кессиль

 

Как научна вера – еще 40 веков назад (по другим данным 25, 30 или 35) в книге Иова написаны точные астрономические сведения:

«Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?» (Книга Иов 38:31)

(«Можешь ли ты связать узел Плеяд и разрешить узы Ориона?»)

Загадочные слова! Учёные бились над их разгадкой много веков. И только в 60-х годах 20-ого века, благодаря строительству современных сверхмощных телескопов и развитию науки, был найден ответ.

Как мог Иов обладать такими астрономическими знаниями 4000 лет назад? Сделать такие выводы невооруженным глазом невозможно.

 «На началах строгой гармонии покоится устройство созвездий «Хима» – «Плиад» и «Кесиль» – «Ориона». Первое состоит из 64 главных звезд, из которых видимы простым глазом лишь шесть. Близкие друг к другу, они составляют одну группу и кажутся соединенными самыми тесными связями. Орион – созвездие из 78 звезд, образующих обширный параллелограмм, расположенный наполовину в одном полушарии, наполовину в другом. Как соединить звезды Плиад, так и разъединить две части параллелограмма Ориона выше сил человека». https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_21/38

Будущее Ориона. Современные исследования со спутников. Видео от 9 июня 2017 г.

 

Новое видео, основанное на измерениях спутников Gaia и Hipparcos ESA, а также дополнительной информации из наземных наблюдений, показывает, как будет развиваться Созвездие Ориона в течение следующих 450 000 лет. Опубликовано: 9 июн. 2017 г. https://www.youtube.com/watch?v=MK6v9G06Ks8

На нем видно, что на фоне быстро меняющейся карты звездного неба в течение 400 тыс. лет Орион действительно практически неподвижен.

 

История вопроса

 

«Халдейское слово «Хима» означает ось, или поворотный пункт, соответствует слову «Плеяды» греческого происхождения, служащее названием созвездия, именуемого «семизвездием». Корень греческого слова «плеяды» означает «плыть» и появление этого созвездия на небе считалось за приятное предзнаменование для морского путешествия. Между тем, совсем недавно были сделаны замечательные открытия, которые имеют отношение к основному значению слова «Хима».

Ещё в 1748 астроном Брадлей, а несколько позднее М. Медлер, открыли путём весьма сложных вычислений, что Алкиона, самая яркая звезда в созвездии Плеяд, действительно является центром всей нашей солнечной системы, так сказать, осью или поворотным пунктом, вокруг которого Солнце и планеты вращаются. При этом, принимая во внимание, что Солнце отстоит от Алкионы на три тысячи биллионов миль, можно составить себе некоторое представление об удивительном «узле Хима», или «влиянии Плеяд», от которого зависит движение Солнца и планет вокруг себя со скоростью 150 миллионов миль в год по орбите такой величины, что один полный оборот требует многих тысячелетий. Как не исполниться благоговения и трепета при созерцании такого величественного проявления силы Божьей, указание на которое даётся в разбираемом тексте Библии, самой древней из всех сохранившихся книг на земле (Иова), тем более что эти указания научно подтверждено путём позднейших астрономических открытий. Если же в одном стихе Библии может быть сокрыта такая великая тайна об истинном знании, то кто будет спорить, что эта святая Книга в целом не представляет собою Божественного откровения, скрывающего в себе всю тайну бытия? Пророк Амос вдохновенно указывает на этот Центр всех миров: «Кто сотворил семизвездие (плеяды) и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро? Господь – имя Ему!» (Ам. 5:8).» Г. И. Ясиницкий (1899-1994), «Апологетика Библии», издательство «Посох», 1937 год.

«Давно известно, что Плеяды — это связанная группа физически близких звёзд, а не разноудалённые от Земли звёзды, которые рядом лишь видны на небесной сфере. Священник Джон Мичелл в 1767 году вычислил вероятность случайного совмещения такого количества ярких звёзд на таком маленьком участке неба как равную 1:500000, и высказал предположение, что Плеяды, как и другие звёздные скопления, должны быть физически связаны. Это подтвердилось, когда были проведены первые измерения относительной скорости звёзд: оказалось, что их собственные движения очень близки, что указывает на их гравитационную связанность.

Плеяды со временем перестанут быть гравитационно связанной структурой, так как скорость звёзд в них больше скорости убегания для этого скопления.

В 1847 году Иоганн Медлер, основываясь на наблюдениях, предположил, «что группа Плеяд есть центральная группа всех неподвижных звёзд, в пределах Млечного пути; и что Альциона в этой группе всего вероятнее составляет центральное солнце»; по его расчётам один оборот вокруг Альционы Солнце делает за 18,2 млн лет [7].»

7. Центральное солнце // Современник. — СПб., 1847. — Т. I, № 2. — С. 117—121.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_(%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D0%B5)

В библейской Книге Иова (Иов. 38:31) упоминается неподвижность Ориона (Кесиля) на небосводе и «разбегание» Плеяд (Хима): «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?». В расположении звёзд созвездия легко угадывается фигура человека. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_(%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B8%D0%B5)

Созвездие Ориона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: