Материалы и выразительные средства акварельной живописи

Художественные открытия в искусстве основываются на поиске нового в действительности и в средствах ее выражения.

Для исполнения живописных произведений служат такие материалы как акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски.

     Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).

Поверхность красочного слоя произведения живописи, т.е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются смешением красок на палитре, инструменте художника [7, с. 102].  

     Процесс создания живописной композиции может распадаться на несколько стадий. Но существует и живопись более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненных а-ля прима), благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.

Техники и материалы живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.

Основные материалы живописи:

-· живопись гуашью (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства – классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);

-· акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые – к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»);

-· живопись пастелью (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);

-· работа тушью (и в данном случае, как и в двух предыдущих – нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь – ахроматическая гамма);

· живопись акрилом;

∙ живопись маслом;

· смешанная техника [30].

Более подробно следует остановиться на акварельных красках как основном материале, используемом при выполнении работы.

Акваре́ль (фр. Aquarelle – водянистая; итал. acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма акварелью «по-сырому» бумагу можно смачивать снизу, или класть на мокрую фланель [10, с. 72].

Живописные техники и приёмы работы акварелью. Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных красками на определенной основе (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.). В узком значении термин живопись противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых обычно применяется термин «графика».

Техника «гризайль» предполагает создание живописно-графического изображения с применением краски одного цвета (например, чёрной). В акварели краска, разведенная водой, должна найти воплощение в получении различных оттенков от чёрного до серых оттенков цвета разной светлоты. Необходимо помнить, что в акварели именно белая бумага играет роль самого светлого тона в работе.

Техника «пуантилизма» (в переводе с французского – «точка, касание»). Название техники письма неоимпрессионистов, заключающаяся в наложении краски чистых цветов раздельными мазками точечной или прямоугольной (дивизионизм) формы. С помощью этой техники можно создавать композиции с эффектом пространственно-оптического смешения цвета: (мелкие мазки при отходе от картинной плоскости на определённое расстояние в результате суммарного смешения сливаются в различные цветовые пятна).

Техника «по сырому». Выполняется как хроматическим, так и ахроматическим цветом по влажной бумаге. Возможен более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, создавая желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

Техника «лессировка». Заключается в нанесении одного за другим прозрачного красочного слоя поверх полностью высохшего цветного пятна на картинной плоскости (в один приём, без растворения нижнего красочного слоя). Лессировку выполняют с расчётом «на утемнение», погашение активного цвета, обогащения цветовой гаммы, постоянно уточняя методом сравнительного анализа цветовой колорит композиции (ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

Приём «а-ля прима» заключается в том, что этюд акварельными красками выполняется в один приём, без переписывания его отдельных участков. Приём требует некоторого живописного опыта.

В акварели проработка цветовых пятен осуществляется по сырой бумаге, на поверхности которой предварительно прорисовываются основные изображаемые объекты (посредством вливания цвета в цвет). В технике акварели «по сухому», одним касанием кисти, наносят уверенные по форме и насыщенные по цвету мазки краски, не размывающие нижний слой, усиливая цветовую глубину и сохраняя чистый, свежий колорит этюда [19, с. 2].

Акварельные краски выпускаются нескольких видов – твердые в плитках; полумягкие в фарфоровых или пластмассовых чашечках; мягкие в тюбиках. Для освоения этой живописной техники пригодны последние два вида красок.

Все акварельные краски изготавливаются из цветных порошкообразных пигментов и связующих веществ. Красочный пигмент бывает растительного, животного, искусственного (химического) происхождения или вырабатывается из различных видов глины. Последние, так называемые земляные краски, наиболее прочны, светостойки. Краски, приготовленные химическим путем, менее стойки к воздействию света, они быстро выгорают, разрушаются. Светостойкость красок обозначается на этикетках тюбиков звездочками. Чем больше звездочек, тем устойчивее краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легкорастворимые водой прозрачные растительные клеи – гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом – бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик – фенол [20, с. 12].

По своей структуре красочные пигменты бывают мелкозернистые и крупнозернистые. Мелкозернистые пигменты растворяются лучше, крупнозернистые – хуже. Хорошо растворимые краски более прозрачны, равномерно ложатся и впитываются в бумагу. Если работа ведется длительное время, в первую очередь прокладываются прозрачные мелкозернистые краски, а корпусные, кроющие – на заключительной стадии.

В живописи акварелью яркие, насыщенные, светлые и прозрачные цветовые оттенки всегда можно приглушить наложением красок. Добиться же яркости, прозрачности, сочности цвета после того, как белизна бумаги забита грязными, глухими смесями, практически невозможно (ПРИЛОЖЕНИЕ С).

Бумага. Лучшим основанием для акварели служат различные сорта ватманской бумаги. Из отечественных сортов хороша бумага ватман с фабричной маркой (водяным знаком) Гознак. Она имеет хорошо выраженную фактурность. Меньше, чем другие, подвержена пожелтению, достаточно эластична и долговечна. На такую бумагу краска ложится ровно, сохраняет чистоту и яркость звучания цвета.

Фактурность большинства сортов бумаги выражена с одной стороны листа больше, чем с другой. Поверхность листа с более ярко выраженной фактурой, зернистостью называется рабочей, лицевой. «Сочный» мазок краски, положенный на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. Когда используется так называемая сухая кладка мазка, на кисть набирается незначительное количество красочной смеси и мазок ложится на неувлажненную поверхность бумаги, краска задерживается в основном на выпуклости бугорков, оставляя во впадинах белые пятна. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков, позволяет как бы «дышать» цвету [20, с. 47].

Бумагу лучше хранить, положив лист на лист, в закрытых папках или в кассетницах типа большого этюдника. Перед началом работы поверхность бумаги следует увлажнить водой при помощи губки. Лист накладывается на планшет, движением ладоней от центра планшета выравнивается и сгибается по краям планшета под прямым углом. Затем загнутые края с внутренней стороны корытца равномерно смазываются клеем ПВА. Бумагу накладывают на планшет и приклеивают к его торцевым сторонам.

Чтобы бумага имела ровную поверхность и не коробилась во время работы, можно пользоваться также стиратором. Он состоит из планшета и охватывающей рамки. Увлажненная бумага накладывается на планшет и закрепляется охватывающей рамкой.

Палитра. Палитра для живописи акварелью обязательно должна иметь чистый белый тон. Подбирая на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги. В качестве палитры можно использовать белые облицовочные керамические плитки, покрытые белой эмалью, пластмассовые палитры, имеющиеся в некоторых наборах акварельных красок. Поверхность её должна быть гладкой, твердой, чтобы краска не впитывалась в нее.

Если используется акварель из тюбиков, краски на палитре надо располагать в определенной последовательности. Порядок на палитре и привычка к нему облегчают работу акварелиста – вырабатывается необходимая быстрота владения кистью, красками.

Кисти. Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, хорька, белки. Они обладают относительной мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги, не мнутся при работе. Хорошей кистью для акварели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, собираются вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком.

Большие кисти необходимы при выполнении большеформатных работ, оперативных заливок больших плоскостей. Средние кисти хороши для небольших этюдов, работ ученого характера, когда живописный процесс ведется длительно, методом постепенного многослойного наложения красочного слоя. Мелкие кисти чаще всего применяются в живописи при проработке деталей, заполнении небольших плоскостей. Безусловно, имея опыт работы акварелью, все это можно выполнить и большой кистью.

После окончания работы кисти надо обязательно промыть с мылом теплой или проточной водой, слегка встряхнуть и завернуть в бумажную обертку, а затем уложить в коробку. Просохшая кисть имеет форму конуса, без расходящихся в стороны волосков. Нельзя после работы оставлять кисть в банке с водой концом вниз [20, с. 53], (ПРИЛОЖЕНИЕ Т).  

В портретной работе новизна как всеобщий закон искусства в первую очередь связана с неповторимостью внешнего облика и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению именно этой модели. Новизна имеет отношение и к композиционным решениям, и к выбору технических средств изображения. В композиционном построении портрета сталкиваются с ситуацией незначительной предметной наполненности постановки, предполагающей композиционное решение за счет использования скупых, лаконичных, но строго выверенных средств [8, с. 41].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: