Список использованных источников

1. Алпатов, М. В. Очерки по истории портрета [Текст]. – М.-Л., 2017. –

2. 125 с.

3. Андроникова, М. И. Об искусстве портрета [Текст]. – М., 1975. –

4. 214 с.

5. Бенуа, А. История русской живописи в XIX в. [Текст]. – СПб,2012. - 235 c.

6. Беда, Г.В. Живопись [Текст]: учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1986. – 245 с.

7. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учебник для начального профессионального образования. – М.: Академия, 2007. – 203 с.

8. Васильева - Шляпина, Г. Л. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи [Текст]: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект [и др.], 2007. – 526 с.

9. Визер, В. В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном

10. искусстве / В. В. Визер. - Спб.: Питер, 2006. - 191 с.

11. Визер, В. В. Живописная грамота. Основы портрета [Текст]. – Спб.: Питер, 2007. – 187 с.

12. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст]. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 328 с.

13. Гильмутдинова, О.А., Хамидуллин, А.Г. Живопись на пленере /Методическое пособие для студентов художественных училищ, учащихся художественных школ [Текст]. – Казань: Отечество, 2011. – 265 c.

14. Кисилев А. Пейзажи импрессионистов [Текст]. – М.: Белый город, 2014. – 240 с.

15. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью [Текст]: учебное пособие для студентов пединститутов. – М., 1987. – 237 с.

16. Лазарев, В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII в. [Текст].  – М.-Л., 1937. – 178 с.

17. Машковцев, Н. Г. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в. [Текст]. – М., 1963. – 254 с.

18. Машковцев, Н. Г., Соколова, Н. И. Очерки по истории русского портрета конца XIX – начала XX вв. [Текст]. – М., 1964. – 327 с.

19. Могилевцев,  В.А. Основы живописи [Текст]: учебное пособие. –СПБ.: 4арт, 2012.

20. Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов [Текст].  Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». Гриф УМО МО РФ. – М.: Владос, 2010. – 158 с.

21. Суздалев, П. О жанрах живописи [Текст] // Творчество. – 1964. – № 2, 3. – С. 20-24.

22. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проек [и др.], 2010. – 128 с.

23. Штаничева, Н. С., Денисенко, В. И. Живопись [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект [и др.], 2009. – 304 с.

Интернет-ресурсы

1. Акварель. Пастель. Европейская и русская графика (XVI – начала XX вв.) [Электронный ресурс]/ координатор проекта А. Литвина. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2006. – (Электронная библиотека. Т.70). – URL:http://www.knigka.su/other_books/encyc/155715-Akvarel_Pastel_evropeiyskaya_i_russkaya_grafika_XVI_nachala_XX_vv_Direktmedia.html

2. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс].- URL: http://www.artprojekt.ru/ (Дата обращения: 15.04.2020)

3. Живопись и рисование [Электронный ресурс]: Электронная библиотека. –URL: http://rubooks.ws/risovanie/

4. История русской живописи Александра Бенуа [Электронный ресурс]: Русская школа живописи XIX веке. URL: http://www.benua-rusart.ru/main.html.

5. Основные направления изобразительного искусства XX века [Электронный ресурс] – URL: http://20centuryart.ru/

6. Русская живопись [Электронный ресурс]: Энциклопедия русской живописи. –URL: http://www.artsait.ru/index.htm

7. Русская портретная живопись 1930 — 1990 годов [Электронный ресурс]: Ленинградская школа живописи: история, художники, творческое наследие. – URL: http://www.leningradschool.com/port_r.html#54 обращения: 20.04.2020)

8. Технология живописи [Электронный ресурс]: сайт о живописи. –

9. URL: http://paintingart.ru/articles.html

10. Цвет: Изобразительное искусство, уроки живописи и рисунка [Электронный ресурс]: сайт для художников. – URL: http://www.linteum.ru/category27.html

11. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=884652#text

12. https://www.livemaster.ru/topic/1243337-pishem-portret-v-tehnike-akvarelnoj-zhivopisi

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Станковые портреты

           

Монументальные портреты

Парадный портрет                                                                           Интимный портрет

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Погрудный портрет                            В полный рост             В профиль

Портрет анфас                              Гемма                                                     Камея

  

Портретная миниатюра

ПРИЛОЖЕНИЕ В

                    

Ван Гог автопортрет                                                                   Рубенс автопортрет

 

Маковский автопортрет

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

         

Древнегреческий портрет                                 Древнеримский портрет    

            

Древнеегипетские фаюмские портреты в технике энкаустики

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Давид Гирландайо

Пьеро делла Франческа

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Леонардо да Винчи                                                                            Тициан

Джорджоне                                                                          Тинторетто

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 

 

Эль Греко                                                                                Якопо Понтормо

Нидерландские художники

      Ян ван Эйк                                                              Рогир Ван дер Вейден

 

Французские художники

      

Ж. Фуке                                                                        Ф.Клуэ

Немецкие художники

Л.Кранах                                                                                      А. Дюрер

 

ПРИЛОЖЕНИЕ И

  

Рембрандт ван Рейн                                                                  Франс Хальс

 

 

 

Диего Веласкес                                                    Питер Пауль Рубенс

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Жан Оноре Фрагонар                                                          Жан Батист Шарден

 

Жан Луи Давид                                                   Франсиско Гойя

 

 

Эдуард Мане                                                                                        Эдгар Дега

 

 

Пабло Пикассо                                                                                  Анри Матисс

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

 

   

И.Н.Никитин                                                                                 Д. Левицкий

 

 

В.Л Боровиковский                                                                 Ф.С. Рокотов

ПРИЛОЖЕНИЕ М

О.А. Кипренский                                                                            В.А.Тропинин

 

 

Карл Брюллов

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

В. Перов                                                                                         И. Крамской

 

И.Репин                                                                                                      В. Серов

ПРИЛОЖЕНИЕ П

А. Пластов                                                                                 И.Клычев

К. Петров- Водкин                                                                            М. Нестеров

            

С.Конёнков                                                                                             В. Мухина

 

Н.А. Андреев                                                                                  И. И. Бродский

ПРИЛОЖЕНИЕ Р

Техники акварельной живописи

 

Гризайль                                                                                            Пуантилизм

По-сырому                                                                                      Лессировка

ПРИЛОЖЕНИЕ С

               «А- ля прима» - этюд в один приём

Акварельные краски

ПРИЛОЖЕНИЕ Т

 

Акварельная бумага                                                         Палитра для акварели

 

Кисти для акварели

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ У

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1

Возраст участников – 10 -11 лет.

Тема урока«Дорогие, любимые, родные. Женский портрет»

Вид занятия: Изображение на бумаги.

Место проведения: Учебный класс.

Цель: научиться рисовать женский портрет, используя знания о пропорциях человеческого лица.

Задачи:

- узнать, что такое портрет;

- рассмотреть произведения художников-портретистов XIX—XX вв.;

- узнать, как с помощью пропорций человеческого лица и его разных выражений художники воссоздают яркие женские образы.

Сегодня мы узнаем:

- что женская красота – вечный образ в искусстве;

- как знания о пропорциях человеческого лица могут помочь в создании живописного портрета.

Научимся:

- с помощью пропорций человеческого лица и его разных выражений воссоздавать женский образ.

Сможем:

- нарисовать портрет мамы или другого близкого человека, используя полученные знания.

Теоретическая часть:

Приближается праздник 8 марта. Кого вы будете поздравлять в этот день? Маму, бабушку, сестру, тетю.

У каждого из нас есть самый близкий человек - мама. Прочитайте стихотворение:

Я портрет нарисовала,

Постаралась от души.

От старания сломала

Все свои карандаши.

И коричневый, и синий,

И оранжевый сломала…

Все равно портрет красивый –

Потому что это мама!

Образ матери, единство матери и ребенка – вечная тема искусства. Великие образы материнства в разные времена и в разных странах воспевали художники, используя свойственные времени средства художественного выражения. Поэтому тема неиссякаема и будет волновать художников всегда, так как чувство любви к матери невозможно выразить какой–либо одной картиной. Это делает актуальным данную тему в любую эпоху.

Женская красота воспевалась во все времена в разных видах искусства!

Полюбуйтесь женскими портретами. На них воссозданы героини разных возрастов и различных слоев общества.

Если вы хотите нарисовать хороший и качественный портрет, то вам необходимо помнить о нескольких важных принципах.

Пропорции лица.

Нарисуем овал. Разделяем двумя перпендикулярными линями его на четыре части.

Отмечаем середины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.

Разделяем нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.

Разделяем верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа.

Конечно, это всего лишь схема. Реальное, живое лицо гораздо интереснее и, главное, очень сильно отличается от этой схемы. Лицо у одного человека более вытянутое, у другого, наоборот, круглое; лоб может быть узким или широким, подбородок заострённый или округлый; у всех людей разные носы, губы, величина и цвет глаз. Об этих особенностях нужно помнить, когда изображаешь лицо конкретного человека.

Своеобразие портрету придаст причёска, головной убор, костюм.

Портрет приобретет завершённый вид, если вся поверхность листа будет занята изображением — это может быть интерьер, или пейзаж, или цветной фон.

Нарисуйте портрет мамы или другого близкого вам человека, используя эти приемы.

Разбор типового тренировочного задания:

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме «Женский портрет».

 

в п р о п о р ц и я
т а в а п р ж о в п
а р т е м л и ц о з
т м о а и р в о я о
в а ю в м в о в а л
е п р ф п т п т в м
х у д о ж н и к я п
и я р н к и с т ь е
в м о ю п о ь з а и
я е з в о я т м т а

Правильные варианты ответов:

 

в п р о п о р ц и я
т а в а п р ж о в п
а р т е м л и ц о з
т м о а и р в о я о
в а ю в м в о в а л
е п р ф п т п т в м
х у д о ж н и к я п
и я р н к и с т ь е
в м о ю п о ь з а и
я е з в о я т м т а

 

По горизонтали:

Пропорция, лицо, художник, кисть

По вертикали:

Фон, живопись

 

Разбор типового контрольного задания:

Закончите предложения о жанрах изобразительного искусства:

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов – это…

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – это...

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа это - …

Правильные варианты ответов:

Закончите предложения о жанрах изобразительного искусства:

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов – это натюрморт.

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – это портрет.

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа – это пейзаж.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: