Инновационная политика государства

Государственная инновационная политика - это система взаимозависимых целей и задач, которые решает государство в сфере инноваций, а также формы и направления работы органов государственной власти в области научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности (НИОКР). Инновационная политика государства является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Современная государственная инновационная политика России сформирована с учетом следующих принципов

- инновационная деятельность является приоритетным направлением, способствующим росту эффективности национального производства, техно-

логическому развитию и повышению конкурентоспособности наукоемкой продукции и, как следствие, улучшению качества жизни населения страны;

- процесс государственного регулирования и корректировки направления инновационной деятельности хозяйствующих субъектов должен быть реализован в сочетании с эффективным функционированием рыночного механизма, обеспечивающего свободную конкуренцию в инновационной сфере;

- государственные финансовые ресурсы должны быть сконцентрированы на поддержке инновационной деятельности по созданию и коммерциализации базисных инноваций, которые обеспечат существенные структурные сдвиги в экономике или будут основой принципиально новых качественных изменений в технике и технологиях;

- государство, посредством реализации рациональной инновационной политики, должно создать условия для развития рыночных отношений в инновационной сфере, т.е. государство несет ответственность за обеспечение конкуренции на рынке инноваций;

- сочетание рациональной инновационной политики с грамотной инвестиционной госпрограммой является условием возникновения благоприятного инвестиционного климата в стране, в том числе и в сфере инновационной деятельности;

- государство несет ответственность за международное сотрудничество России в инновационной сфере, в частности за соблюдение авторских прав на инновационные разработки российских ученых;

- инновационная политики государства должна быть направлена на укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности России.

В Федеральном законе «Государственная поддержка инновационной деятельности» прописано: «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» при этом в данном законе указаны основные положения, определяющие государственную поддержку инноваций

- точная формулировка целей при планировании и реализации мер государственной поддержки в программе инновационного развития страны;

- наличие господдержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе ее доступность для субъектов малого и среднего инновационного бизнеса;

- развитие инновационной инфраструктуры в стране, нацеленной на опережающее развитие как отдельного региона (территория опережающего развития), так и экономики государства в целом;

- обеспечение публичности, прозрачности и понятности для всего общества программы государственной поддержки инновационной деятельности, что может быть реализовано посредством размещения информации об оказываемых мерах господдержки инноваций в средствах массовой информации, а также в информационной сети Интернет;

- приоритетность процесса коммерциализации и диффузии результатов инновационной деятельности, что однозначно будет способствовать дальнейшему развитию инновационной сферы;

- использование рыночных инструментов, механизмов государственно-частного партнерства и методов прямого финансирования инновационной сферы из средств федерального бюджета, что позволит защитить права частных интересов, обеспечит целевое использование бюджетных средств по программе господдержки сферы инноваций;

- приоритет роста эффективности господдержки инновационной деятельности субъектов российской экономики для целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегия «Инновационная Россия - 2020» декларирует, что «Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. <...> Подобная постановка задачи означает, в свою очередь, необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные параметры такой экономики: к 2020 г. доля России на глобальных рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям должна быть в размере 5-10 %, при этом увеличение доли высокотехнологичного сектора в ВВП страны планируется с 13 до 17-18 %, также прогнозируется рост доли инновационной продукции в совокупном объеме продукции промышленности в четыре-пять раз, а доля инновационных предприятий должна составить не менее 40-50 %»

На сегодняшний день, согласно отчетам, опубликованным на официальном сайте Правительства РФ, при реализации утвержденной стратегии развития «Инновационная Россия - 2020» не получилось переломить ряд значимых негативных тенденций в экономике страны:

1) не удалось кардинально ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в глобальное экономическое пространство, что отчасти связано с внешним давлением на экономику России в виде экономических санкций и политического шантажа со стороны западных держав;

2) к сожалению, не получилось создать адекватную конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций (новаций, научных открытий) в производственно-коммерческой деятельности российских компаний, и, как следствие, инвестиционная активность экономических субъектов в сфере инноваций в России остается по-прежнему на низком уровне;

3) не в полной мере были отлажены механизмы кооперации и взаимодействия науки и бизнеса, что не позволило повысить уровень коммерциализации российских научных разработок (инноваций);

4) не совсем корректно созданы механизмы оценки экономической эффективности процесса финансирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности вузов, НИИ, научно-производственных орга-

низаций за счет средств государственного бюджета, поэтому нет четкой ответственности данных субъектов за дистрибуцию инноваций;

5) не решена проблема кадрового обеспечения инновационных организаций, и поэтому зачастую процесс реализации инновационного проекта сталкивается не только с финансовыми трудностями, но и с нехваткой квалифицированных кадров. Надо отметить, что в целом российская наука нуждается в омоложении научных кадров.

В сфере прикладных исследований лидером остается «Роскосмос», так как по статье «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» государственное финансирование в 2017 г. оценивается в 85,6 млрд руб. [6]. В качестве приоритетных направлений государственной поддержки прикладных исследований в области гражданской науки, развития техники и технологий выделены: «Государственная космическая программа» - финансирование в 2017 г. в размере 90,2 млрд руб.; «Гражданское авиастроение» - 24,6 млрд руб. [6].

Финансирование Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2017 г. наблюдалось на уровне 2016 г. в размере 11,6 млрд руб. [1, 6], что противоречит президентскому Указу № 599 от 7 мая 2012 г., который предписывает увеличить бюджетное финансирование РФФИ к 2018 г. до 25 млрд руб.

В российском законодательстве предусмотрен ряд налоговых льгот для субъектов, реализующих инновационные проекты и осуществляющих научно-техническую деятельность на территории Российской Федерации:

1) инвестиционный налоговый кредит предусматривает возможность отсрочки налоговых платежей на начальном этапе реализации инновационного проекта;

2) льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), льготы по земельному налогу для некоторых субъектов инновационной деятельности;

3) льготы по налогу на прибыль для следующих субъектов: участникам проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации инноваций (центр «Сколково»); для организаций участников Особой экономической зоны в Магаданской области; участникам свободной экономической зоны Республики Крым и города федерального значения Севастополя; для резидентов территории опережающего социально-экономического развития свободного порта Владивосток

Таким образом, роль государства как координатора инновационных процессов проявляется в его функциях:

а) распределительная функция - распределение финансовых ресурсов на научные исследования и инновации как в гражданской науке, так и научных исследованиях и разработках военного характера;

б) стимулирующая функция - поощрение конкуренции в сфере инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот участникам инновационных проектов, развитие научно-инновационной инфраструктуры в стране;

в) правовое обеспечение: государство упорядочивает инновационную деятельность посредством совершенствования законодательной базы в данной сфере;

г) информационное обеспечение: государство должно способствовать коммерциализации инноваций, распространению нововведений во всех сферах жизни человека, информатизации и компьютеризации общества;

д) обеспечение общественного статуса: реклама инновационной деятельности, как наиболее перспективного бизнеса, пропаганда научно-технических достижений и открытий в средствах массовой информации, повышение престижа научной деятельности и высшего образования в целом;

е) защита интересов российских инноваций: государство должно быть гарантом обеспечения авторских прав отечественных новаторов на международной арене, при этом оно должно максимально защищать интересы российских товаропроизводителей (производителей инновационных продуктов и услуг) на внутреннем рынке.

Все это по своей совокупности позволит Российской Федерации радикально преобразовать собственную экономику, нацелить ее на формирование нового технологического ядра, на обновление производственной сферы, на обеспечение технологической безопасности государства. При этом инновационная политика страны направлена на повышение инвестиционной активности в систему НИОКР, на научно-техническое развитие и координацию инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: