Бюджетная политика государства

Попков Политика и экономика

1.Объект и предмет экономики.Концепции

  Объект экономической политики (в широком значении) – экономика страны в целом, то есть все отрасли и регионы народного хозяйства, включая происходящие в них процессы. В том случае, если экономическая система страны допускает элементы рыночного ценообразования (что характерно для большинства национальных экономик), экономическая политика включает и элементы рыночного саморегулирования, которые в определенные промежутки времени и в определенной степени самостоятельно справляются с процессами, происходящими в экономике. В узком значении объекты экономической политики целесообразно объединять в следующие группы: 1.общие для всех экономических систем процессы и взаимосвязи – денежная масса, уровень занятости, инвестиционная активность, научно-технический потенциал; 2.основные отрасли экономики, являющиеся основой экономического развития – промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера; 3.отдельные предприятия (фирмы) в разрезе организационно-правовых форм хозяйствования; 4.организации социальной сферы.

Субъектами экономической политики являются институциональные органы государства. Поскольку экономика регулируется не только государством, поэтому принято говорить о субъектах регулирования экономики вообще. Именно с этой позиции принято выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, рабочие, владельцы предприятий, фермеры, управленцы, другие, имеют свои собственные интересы, которые обусловлены их социально-экономическим статусом, а также принадлежности к определенному виду деятельности, региона и т. Выразителями хозяйственных интересов в рыночной экономике является объединения, ассоциации, профсоюзы, политические партии и другие. Исполнителями являются органы центральной и местной власти и Центральный Банк.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Принципы экономической политики 1.примат права над экономикой – заключается в необходимости предварительного создании правовой инфраструктуры для осуществления отдельных элементов экономической политики (развития/сдерживания отдельных явлений и процессов); 2.оптимальной структуры методов осуществления (рычагов влияния) – подразумевает сочетание административных и рыночных механизмов, с целью эффективного использования имеющихся ресурсов, а также их распределение с учётом экономических и социальных критериев; 3.адекватности – применение административных методов экономической политики должно обосновываться конкретной необходимостью с учётом всех аспектов (политических, экономических, социальных). Кроме того, существует точка зрения, что административные методы следует использовать только в случае невозможности применения рыночного механизма; 4.системности государственного воздействия предполагает комплексный, системный подход к решению экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических и других проблем; 5.справедливости – государство с помощью соответствующих регуляторов должно корректировать финансовое неравенство людей, являющееся необходимым признаком рыночной экономики. Для этого используется система перераспределения, прогрессивное налогообложение, политика поддержки доходов (помощь пожилым людям, нетрудоспособным, многодетным), страхование безработных и др.; 6.стабильности – обеспечение достаточного и постоянного применения административных методов с целью оперативного снижения негативных последствий циклических колебаний рыночной экономики (темпов экономического развития, уровня занятости, инфляции); 7.эффективности воздействия на социально-экономические процессы – любое средство государственного регулирования должен предусматривать достижение экономического эффекта. Критерием экономической эффективности государственного регулирования является прирост национального дохода. Меры государственного регулирования должны обеспечивать рациональную политику и исправлять такие негативные явления рынка, как монополизм и цикличность.

Концепция Тинбергена

Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969) Яном Тинбергеном (род. в 1903 г.). Его работы «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и цель» (1956) были настольными для экономистов 60–70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам относят меры, разделенные на четыре группы: фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.

Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах.

Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь; включил в модель издержки, связанные с переходами к использованию одних инструментов вместо других.

В целом концепцию Тинбергена следует отнести к разряду нормативных.

Вкладом в дальнейшую разработку экономической политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированны и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, центрального банка и др.). Эти обстоятельства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд: целевой показатель – инструменты – орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести повсеместную ответственность центральных банков за стабильность денежного обращения.

Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели.

Неопределенности многообразны. В их числе временные лаги между возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различных инструментов политического воздействия, обращение к взвешенным денежно-кредитным средствам.

Т.политического делового цикла НОРДХАУСА Дабни (род. в 1941 г.).

Эта модель строится исходя из методологической предпосылки, состоящей в том, что партия, находящаяся у власти в период предвыборной борьбы, стремится проводить популярный курс экономической политики, призванный продемонстрировать успехи в сфере экономики и рост благосостояния населения. Предполагается, что это во многом способствует победе в очередной выборной кампании. В этих целях используются инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной стимулирующей политики. В частности, снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы на социальные нужды, а также проводится политика «дешевых» денег. Ускорение экономического роста сопровождается увеличением темпов инфляции.

Победа на выборах и нахождение у власти на очередной срок между выборами требует проведения не столь популярной экономической политики, направленной на стабилизацию экономики и снижение темпов инфляции. Это осуществляется теми же самыми инструментами налогово-бюджетной и денежно-кредитной, но уже сдерживающей политики: повышаются налоги, снижаются бюджетные расходы, в том числе на социальные нужды, проводится политика «дорогих» денег.

Время смены таких противоположных мер совпадает с периодичностью выборных кампаний. Это ведет к возникновению характерного экономического цикла, обусловленного мерами регулирования экономики со стороны правительства в периоды, предшествующие выборам и после выборов.

Конкурентный порядок

Ключевая роль конкуренции в рыночной экономике была определена в XVIII веке представителем классической политической экономии Адамом Смитом. А. Смит сравнивал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи/покупки товара. В своем исследовании А. Смит акцентирует внимание на разнице между субъективными устремлениями производителей и объективными результатами их деятельности, на том, что каждый предприниматель стремиться только к собственной выгоде. При этом, преследуя собственный интерес, он единовременно реализует интересы всего общества. Конкуренция в данном процессе служит механизмом, который заставляет предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» рынка. Следовательно, конкуренцию можно рассматривать как самоорганизующийся процесс.

А. Смит выделяет определенный набор условий свободной конкуренции1: ● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре; ● число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; ● экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; ● должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием; ● необходим достаточный запас времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов.

Конкуренция выполняет ряд функций:

1.Координирующая 2.Ограниченность рыночной власти т.е. предоставляет альтернативу для выбора 3.Распределение ресурсов 4.Информационная 5.Стимулирует нововведения 6.Адапционная-приспособленческая 7.Ф.распределения 8.Социальная

Выделяются различные типы конкуренции, имеющие специфические формы проявления. Например, в зависимости от характера экономического контроля над эффективностью использования производственных ресурсов рассматривается свободная и регулируемая конкуренция; по способу регулирования межотраслевых пропорций – отраслевая и межотраслевая конкуренция. А также ценовая(цены) и неценовая(качество товара).

Патернализм

Патернали́зм (от лат. paternus — «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного. Патернализм отражает узость перспективы, социальное объединение путём принятия единственного кодекса этики, ограничения интересов и форм опыта теми, которые уже установились как традиционные.

Патернализм — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

1. Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по образу контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье)

2. В трудовых отношениях (в некоторых странах) — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.

3. В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.

Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:

1. Подчинённый находится в ресурсной зависимости от патерналиста, возможно, добровольной. Поскольку многие риски, связанные с добычей ресурсов, берёт на себя патерналист, это может быть выгодно для подчинённого.

2. Патерналист обычно является отдельным лицом, в то время как его подчинённые рассматриваются как коллектив. Возможно также возникновение иерархических структур, при котором патерналист делегирует часть своих полномочий.

3. Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчёркивающим заботливую роль патерналиста. Подчёркивается, что подчинённые не обладают достаточной самостоятельностью, чтобы оценить возможные последствия своих поступков и решений. Таким образом, они могут нанести себе необратимый вред, и за ними необходим контроль для их же блага. Вместе с этим, с подчинённых снимается часть ответственности за это.

4. Патернализм обычно является распространённым отношением, охватывающим все аспекты жизни подчинённых и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида.

Цели:

1.Обеспеч. благосост. Народа. 2.Соц.защиты всего населения. 3.регулировать доходы граждан для соц. Справедливости. 4. Обеспечить приоритет нац. Производства над зарубежной

Принципы:

1.Соц. ответственности государства. 2.приоритет целей государства над целями хоз.объектов. 3.ответственность за целевое использование гос. Помощи. 4.принцип безвозмездия и благотворительности. 5.принцип общедоступности. 6.приоритет соц. Сферы. 7.принцип приоритета центральной власти над местной

Инструменты:    

1.Административные 2.Финансовые 3.фескальные 4.гос.сектор в экономике.

        

Бюджетная политика государства

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· o концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· o снижение налоговой нагрузки на экономику;

· o упорядочивание государственных обязательств;

· o создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

При разработке бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор обшей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета.

Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и планируемый период.

Бюджетная политика 2011-2013 гг. должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Для этого необходимо решение следующих задач.

· 1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает сбалансированный бюджет, снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.

· 2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

· 3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, принятие комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.

· 4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций на основе софинансирования проектов либо стимулирования видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

· 5. Повышение качества человеческого капитала, поскольку модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

Бюджетная политика должна способствовать стремлению к росту научного потенциала страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечению и закреплению в ней молодежи, улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности1.

    5.Налоговая (фискальная) политика государства

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;

2. совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно, валового внутреннего продукта. Затем государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума

Недостатки:

· Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не в интересах государства.

· Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: