График 1. Зависимость числа имиджей от возраста

В любой точке графика 1 число имиджей у женщин- пропорционально больше, хотя результаты исследований автора не позволяют выделить конкретную зависимость. Во всяком случае, интерес женщин к отработке нескольких имиджей примерно в одно и то же время определенно выше мужского.

Наращивание числа имиджей имеет пороговый предел, связанный с ощущением достаточной психологической защиты. Дальнейшее наращивание числа имиджей резко замедляется, особенно у мужчин. С некоторым основанием можно предположить, что в структуру такого «джентльменского набора» имиджей входят имиджи делового общения, имиджи общения с людьми, обладающими властью или кажущимися таковыми (например, с начальством), имиджи знакомства, развлечения.

Объединение, «сращивание» имиджей до известной степени зависит оттого, что автор называет «инерцией установок». Другими словами, привычка человека к использованию имиджей определенного типа, о чем речь шла выше, прямо влияет на качество, число, уровень отработанности самих имиджей, от интонаций до выбора цветовой гаммы одежды.

Скажем, привычка к «психологическим имиджам» («П» - имиджам) ограничивает число используемых имиджей; их наращивание и отработка идет лишь до возникновения самоощущения, которое можно описать примерно так: «Я доволен тем, как веду себя в общении с конкретным человеком или людьми; уверен в том, что ему, или им, нравится моя внешность, речь, интонация и т.п. настолько, что он или они сделают то, что мне надо, с удовольствием».

«Пакетирование» имиджей связано с подражанием нормативному «пакету» имиджей лидера малой группы, психическим состоянием (например, с состоянием страсти) и т.д. Однако такие зависимости в данном случае указываются просто как логически вытекающие из общей концепции имиджа, сформулированной в предшествующих тезисах.

Как отмечал А.Л. Леонтьев, источники, причины интереса человека к имиджам и комбинирование имиджей таким образом, чтобы они обеспечивали хотя бы простейшую психологическую защиту, формируются уже в диалектике детских игр, многие аспекты которой чрезвычайно сложны для понимания взрослого человека.

«В основе трансформации игры, — писал он, — при переходе от периода предшкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов... Как происходит осознание ребенком такого более широкого мира человеческих предметов? Как вообще происходит осознание предметного мира на первоначальных ступенях психического развития ребенка? Это путь осознания человеческого отношения к предметам, то есть человеческого действия с ними»[13]. Одной из сторон становления такого отношения и является опредмечивание собственного отношения к другим людям в имидже. Детская игра первый раз показывает человеку ситуативную выгодность позиции «изображаю для тебя», когда реализация миметических, актерских способностей человека показывается с выгодой и ощущением движения к цели.

Таким образом, имидж не есть просто желание нравиться. Он выражает, причем в неявном, «шифрованном», виде опыт вхождения людей в систему социальных отношений, чтобы, используя самого себя свою внешность, одежду, мимику и т.д., присвоить возможность группы или просто другого человека как свои собственные.

Разумеется, можно говорить и о том, что существуют некие «молекулы» имиджа — улыбка, поза, интонация, взгляд и др. Автор не раз пробовал опрашивать участников оргдеятельностных игр по имиджелогии - осознанно ли они используют такие «молекулы»? К удивлению автора, даже те респонденты, которые открыто признавали, что занимаются строительством имиджей, в большинстве своем (около 70 %) категорически отказывались признавать факт искусственного конструирования мимики, жеста, тембра, и др.

Однако представление о несводимости системы к своим элементам есть общее место системного анализа. Структура имиджа вовсе не сводится к упоминавшимся молекулам, она, по представлениям автора, подразумевает целый ряд подсистем, с помощью которых пространство общения и организуется так, чтобы вызвать желаемое впечатление. Проще пояснить это на схеме, которую автор широко использует в курсах по имиджелогии, социологии и психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: