(о психических корнях имиджей)
... Кто видит в небе ангелов, не видит в небе птиц.
Ф. Искандер, Стоянка человека - М.: «Правда», 1991- С. 226.
Понравиться, чтобы преуспеть — такая нехитрая формула выражает довольно существенную сторону жизни имиджей в психике, о которой пойдет речь в этом разделе.
Такая формула сразу подразумевает ряд естественных вопросов: откуда, например, берется само желание нравиться? Выражает ли оно какие-то глубинные, сущностные стороны человеческой души, или просто «наводится», провоцируется социумом? Как именно, с помощью каких механизмов и законов психики формируются имиджи? Могут ли они возникать стихийно? Можно ли научиться регулировать эти процессы — с целью подавления, если считаешь имидж безнравственным, или оптимизации — если считаешь наоборот?
Думается, что такие вопросы интересны не всем, что отнюдь не упрек. Устойчивый интерес к устройству своей души никогда не был признаком устойчивого душевного здоровья, а последнее — источником творчества, пусть неустойчивого ни по результатам, ни по степени удовольствия от него.
Читателю с чисто практическим интересом к имиджу рекомендуется просто пропустить ближайшие полсотни страниц этой книги. Для остальных же, испытывающих, возможно, не меньший дефицит времени, имеет смысл подчеркнуть структуру данного раздела, подразумевающую описание общей гипотезы о роли имиджей в психике, конкретно в «я — системе», в деятельности воли, «перцептивного тракта» и др.
А) Имидж в психике: специфика базовой гипотезы...
Одно из примечательных явлений в современной астрономии — возрождение интереса к гипотезам, ранее считавшимся безнадежно примитивными, — например, гипотезе В. Всехсвятского о том, что часть комет «запущены» вулканами на крупных планетах, что не опровергается анализом их орбит.
Думается, что в имиджелогии вполне применим методологический принцип таких гипотез — стремление понять объект только вместе с процессами его «запуска», избегая возможных «самодостаточных» моделей, с их абстрактной фразеологией и списыванием неопределенностей на некую «диалектику», превращающуюся, таким образом, в кладбище проблем.
При любой трактовке природы имиджа представляется очевидным факт его психической детерминации, предопределенности. Жизнь психики — естественный и устоявшийся, хотя и откровенно мало исследованный механизм «запуска» имиджей. Другое дело — поиск уже более конкретного адреса происхождения имиджа в этом безмерно сложном и текучем мире.
Наиболее общие представления автора о необходимости психических процессов воспроизводства имиджей отражены на приводимой ниже схеме.






