Б) Имидж в психической «я-системе»

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один.

Ф. Искандер. Стоянка человека - М.: «Правда», 1991— С. 228.

Переходя к анализу сложнейших проблем конституирования имиджа в человеческой личности, автор сразу хотел бы сделать одно ограничение поля исследования.

Проще всего было бы объяснять формирование имиджей воздействием некоего «коллективного бессознательного», в духе К. Юнга и Л.Н.Гумилева[16].

Такая простота вызывает у автора чувство какой-то фатальной законченности, неясности того, что делать дальше. Представимые варианты проверки столь экзотической гипотезы очень дороги, требуют большой выборки и полны риска незаметной фальсификации самой проблемы. Уже поэтому, а также в силу некоторых взглядов автора на природу собственно научного знания, которые достаточно старомодны, в нашем анализе такие гипотезы использоваться не будут.

Грань между наукой и мистикой в современных теориях личности вообще чрезвычайно тонка.

Так или иначе, но для современной психологии можно считать доказанными — в рамках рациональной научной парадигмы — следующие, как минимум, общеисторические положения:

• личность не исчерпывает содержания психики и не является изолированной частью психики;

• личность представляет собой динамическую систему открытого типа, причем элементами ее являются психические механизмы воли, понимания планирования, целеполагания, ценностной ориентации и т.д.;

• системное качество личности всегда выражено не просто в связях, между элементами, но конкретным состоянием: тревогой, эмоцией (страстью), эмпатией и т.д., выражающими реакцию прежде всего на состояние среды, в том числе социальной;

• опыт бытия в социальной среде, наложенный на врожденные предрасположенности, фиксируется в убеждениях, ценностях и представлениях личности; наиболее же устоявшийся и осмысленный опыт — в так называемой ориентации (стиле) жизни, показывающей готовность человека реально действовать для достижения какой-то глобальной цели: богатства (утилитарная ориентация), удовольствия (гедонистическая), славы и престижа (пассионарная), покоя (экзистенциальная), соблюдения «принципов жизни» во что бы то ни стало (ригористическая);

• человек, как шутят психологи, не является ни большой бихевиористской белой крысой, ни маленьким когнитивистским компьютером; личность, тем более, не является ни чисто адаптивной системой, реагирующей на изменение среды рефлекторно, ни биороботом, постоянно реализующим некую изначально данную человеческую природу;

• понятие «Я-система» не тождественно понятию личности. Если последнее описывает сферу «осознанной психики», или, реже, собственно область выработки социальных решений, то первое включает механизмы, управлять которыми человек практически не в состоянии — апперцепцию, интуицию, архетипы и др. Личность в последнем варианте, не только сознает, но и чувствует невозможность управления осознанием во многих аспектах (предчувствия, тяга к риску, страсти, сон и т.п.);

• структура психики содержит элементы, совершенно не сводимые к личности, например, упоминавшиеся экзистенциалы, очаги дальней и генной памяти, ассоциаций и др. Однако все они опосредованно влияют на личностный поведенческий выбор, причем, по представлениям автора, в каждом поведенческом акте: корреляция систем «личность» и «неличность» постоянна и подчинена очень сложным законам. Например, особое внимание психологов и физиологов привлекает так называемая ретикулярная формация в структуре мозга, которая, как ни парадоксально, не только фильтрует информацию по коду «новое-старое», но и запускает с помощью норадреналина многие эмоции. Давно известны и феномены частичной потери людьми ориентации в социальных ситуациях не из-за каких-то мировоззренческих кризисов или недостатков воспитания, а из-за поражения лимбической подсистемы мозга («синдром Клювера») и т.д.;

•вся жизнь психики осуществляется как бы на нескольких энергетических уровнях, отличающихся друг от друга прежде всего именно задействованностью личностных психических подсистем.

Таких уровней три, что отражено на графике 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: