Задачная (поисково-исследовательская) технология обучения

Сущность заданной технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь студентам в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вторых, сделать разрешение проблемных ситуаций личностно-значимым для студентов, в-третьих, научить их видеть и анализировать ситуации, вычленять проблемы и задачи.

Деятельность при решении задачи делится на четыре вида: репродуктивная, алгоритмическая, трансформирующая, творчески-поисковая.

Репродуктивные задачи решаются по заданной в словесной форме программе выполнения всех элементарных шагов с указанием условии их применения.

Алгоритмические задачи решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила

В трансформированных задачах, когда надо применять известные формулы в новых ситуациях, эвристические шаги играют ведущую роль.

Основой решения творческо-поисковых задач является сочетание логического анализа и интуиции. Интуиция - это способность непосредственного усмотрения истины без предварительного логико-эвристического рассуждения. Сам процесс обработки информации не осознается человеком, а проявляется в сознании лишь как его результат. Человеку кажется, что на него «ниспослано озарение», - это и есть момент «скачка» или инсайт.

Структура деятельности по решению задач любого вида включает в себя следующие шаги:

1. Анализ состава задачи (выделение элементов и структурных связей, распознавание вида задачи, комбинирование отдельных деталей и перегруппировка элементов, перекодировка задачи, переформулирование задачи).

2. Осознание проблемности и противоречивости задачи, формулировка проблемы.

3. Поиск плана решения (выдвижение гипотезы, ее доказательство, составление развернутого плана решения).

4. Осуществление решения (последовательная реализация шагов плана, доказательство того, что результат удовлетворяет требованиям задачи).

5. Ретроспективный анализ задачи (рефлексия); установление и закрепление в памяти тех приемов, которые привели к решению. Для этого обсуждается рациональность решения, сопоставляется решенная задача с другими, выявляются самые важные и самые трудные моменты в процессе решения.

Каждый курс определенного учебного предмета можно представить в виде системы познавательных задач, представляющих собой «лестницу» задач возрастающей сложности, которая определяется по количеству познавательных шагов, необходимых для решения, и по сочетанию среди этих шагов репродуктивных, алгоритмических и творческих.

 

Технология критериально - ориентированного обучения (полного усвоения)

В традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Технология критериально-ориентированного обучения (КОО) предполагает сделать постоянным, фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае параметры других условий обучения будут меняться ради достижения всеми студентами заданного результата-критерия.

Гуманность технологии КОО заключается в том, что варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи студентам, можно добиться достижения всеми студентами заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества. Согласно модели этой технологии различия в учебных результатах могут иметь место за пределами общего для всех образовательного результата, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения.

Модель КОО включает следующие этапы:

1. Точно определяется эталон (критерии) усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (пелей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой). Технология постановки целей в    КОО предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях студентов, надежно осознаваемых и определяемых. Данный способ отличается повышенной инструментальностью.

2. Подготавливаются проверочные работы - тесты.

3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (занятия, недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы по каждой учебной единице. Основное назначение текущих тестов - выявить необходимость коррекционных учебных процедур..

4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.

5. Разрабатываются альтернативные корреюгяонные и обогащающие материала по каждому из тестовых вопросов.

Ключевым моментом технологии КОО является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и образовательного стандарта).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: