Контекстная технология обучения

С позиции технологии контекстного обучения основная цель любого профессионального образования - формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента. Контекстное обучение - это обучение в контексте будущей профессии.

Контекстная технология ориентируется на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. В этом случае учение и труд рассматриваются не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности.

Основной характеристикой педагогического процесса контекстного типа является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, а также отношения занятых в нем людей. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация, в ходе анализа которой, а также в процессе деловых и учебных игр студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная деятельность, воплощающаяся в играх, спецкурсах, специальных семинарах; учебно-профессиональная деятельность (НИРС, производственная практика, реальное курсовое и дипломное проектирование). На основе этих форм деятельности строятся три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная.

Семиотическая модель предполагает работу с текстом и переработку знаковой информации. Единицей работы студента является речевое действие — слушание, говорение, чтение, письмо.

Имитационные обучающие модели предполагают выход студента за рамки знаковой информации, включение его в ситуации решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основании которого достигается практически полезный эффект.

В социальных обучающих моделях задания выполняются в совместных, коллективных формах работы студентов (два и более). Такие совместные поиски решения дают опыт коллективной работы в будущей профессиональной среде. Единицей деятельности студентов становятся поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры, осмысливает свое отношение к труду, обществу, самому себе.

Таким образом, в технологии контекстного обучения содержание подготовки специалиста включают два слагаемых: предметное содержание (базовое), которое обеспечивает профессиональную компетентность специалиста, и социальное {фоновое), обеспечивающее способность работать в коллективе, быть гражданином: это содержание этики, экологии, истории культуры, то есть все то, что формирует мировоззренческие и социальные качества специалиста.

 

Технология концентрированного обучения

Технология концентрированного обучения - это такая форма организации учебного процесса, при которой в течение определенного отрезка времени происходит изучение одного предмета или нескольких дисциплин, имеющих межпредметные связи.

Существенными признаками технологии концентрированного обучения являются:

· ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра;

· единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины;

· непрерывность процесса познания и его целостность; 

· наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики;

· применение системы форм, методов и средств обучения, адекватно реализующих целостный процесс познания.

К специфическим принципам концентрированного обучения относятся:

1. Принцип концентрации выступает против многообразия изучаемых в неделю предметов и проявляется как в организации учебного времени, так и в организации учебного материала. Учебное время, отводимое на изучение курса, концентрируется так, что обучение происходит в уплотненном режиме, компактно. Концентрация учебного материала достигается посредством укрупнения учебных единиц, и учебная информация подается студентам единым блоком в обобщенном систематизированном виде.

2. Принцип интенсивности позволяет использовать различные методы обучения в рамках занятия-погружения, которые дают возможность воспринимать материал в системе, с логическими связями в динамике развития, проследить переход от теоретического компонента образования к практическому, создают условия для активной познавательной деятельности студентов.

3. Принцип учета психофизиологических особенностей личности предполагает совершенствование организационной структуры обучения в соответствии с закономерностями динамики работоспособности студентов в течение дня и недели, а также с закономерностями процессов забывания и запоминания информации человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: