Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД)

Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта: ввод в проблемную ситуацию, работа по: творческим микрогрупнам, вынос обсуждаемой проблемы на поток, выход на новую проблему.

Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижений. Функция этого такта: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности

Второй такт - работа по творческим микрогруппам. Функция такта: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной и коллективной позиции по изучаемой проблеме. На этом этапе студенты, разделенные на творческие микрогрутты (5-7 человек) вторично осознают поставленную проблему, вырабатывают способы совместной деятельности для ее решения. Педагог при организации учебного процесса так формирует творческие группы, чтобы в них был лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозиционеры, исследователи и т.д. Микрогрутты подвижны, студентам разрешается переходить из одной группы в другую (в зависимости от внутренних целей на конкретный момент обучения). При желании или необходимости группы или отдельные члены группы свободно общаются между собой. В микрогруппах происходит постоянная смена руководителей (через 3-4 занятия), что создает условия для развития организаторских умений у всех обучаемых.

Третий такт - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективной и личной позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом.

Четвертый такт - определение новой проблемы, направление процесса дальнейшего познания.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия. Именно она существенно повышает результативность обучения, поскольку поднимает студента до осознания собственной и коллективной, только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности.

 

Технология визуализации учебной информации

Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать студентам основные сведения. Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. Кроме того, способность преобразовывать устную или письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов. Следовательно, в процессе обучения по данной технологии формируются элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.

Суть технологии визуализации учебной информации сводится к целостности трех ее частей:

1. Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний.

2. Научение студентов рациональным приемам «сжатия» информации и ее когнитивно-графического представления.

3. Методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей. Работа с ними имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

Технологически «сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы преподавателя и студента. В качестве примера приведем наиболее популярные в вузовской системе формы представления учебной информации:

· логическая структура учебной информации в форме графа;

· продукционная модель. Представляет собой набор правил или алгоритмических предписаний для решения какой-либо задачи;

· логическая модель. Позволяет существенно сжать информации  с помощью общеизвестных математических символов и знаков;

· модель семантической сети. Используется для раскрытия объема понятия, т.е. тех разновидностей, которые характеризуют данный предмет.

· когнитивно-графические элементы «Дерево» и «Здание» строятся по принципу блок-схем: основание - ядро - приложение;

· фреймовая модель - это единица представления знаний, заполненная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены. (Фрейм - «рамка», «остов»).

· схемоконспект включает в себя пять уровней глубины изучения предмета: внешнее описание объекта, взаимодействие с окружающим миром, внутренние механизмы и процессы, применение теории в практике, указание на нерешенные в данной области проблемы;

· опорный конспект — построенная по специальным принципам визуальная модель, в которой отражены основные смысловые вехи изучаемой темы;

· карта памяти. Главная идея располагается в центре листа. От нее отходят ответвления соответствующие ключевым понятиям или разделам;

· метаплан представляет собой инвариантное множество знаковых форм, имеющих определенное назначение. Информация помещается внутри этих форм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: