История бальной культуры в России до 1917г

Содержание

Введение

3
Глава 1. Теоретические основы бальной культуры. 5
1.1. История бальной культуры в России. 5
1.2. Основные понятия в бальной культуре. 16
Глава 2. Технология подготовки и проведения бала. 23
2.1. Основные этапы технологического процесса подготовки и проведения бала. 23
2.2. Особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов. 31

Заключение

39

Список литературы

41

Введение

Актуальность вопросов подготовки и проведения баловобусловлена тем, что на данном этапе исторического развития нашей страны особенно важны вопросы распространения истинных культурных ценностей, повышения культурного уровня всего населения, особенно детей и молодежи. Возрождение и распространение традиций проведения регулярных балов для детей, подростков, взрослых является важным и необходимым средством в деле культурного воспитания, приобщения к классической музыке, бальным танцам, знакомства с этикетом и т.д. Также данная тема актуальна в силу того, что технология подготовки бала не описана в научной литературе, а сейчас в России ощущается потребность в ее разработке, так как балы стали проводиться повсеместно и многие организаторы испытывают недостаток в методических материалах по подготовке бала. В данной работе сделана попытка описания технологии подготовки и проведения бала как культурно-досугового мероприятия.

Теме балов и бальной культуры посвящено достаточно много научной и популярной литературы, которую можно разделить на три основных группы: Во-первых, это труды по истории бальной культуры, которые представлены исследованиями историков Захаровой О.Ю., Колесниковой А.В., Худекова С.Н., Энтелис Н. и других, а также дореволюционными изданиями по светскому этикету. Во-вторых, это литература по историческим и современным бальным танца, представленная работами хореографов и педагогов XIX и XX вв. Максина А., Петровского Л., Гавликовского Н.Л., Вознесенской М., Ивановского Н.П., Васильевой-Рождественской М.В., Ворониной И., Шульгиной А.Н., Стриганова В.М., Уральской В.И., Васильевой Е. и других. В-третьих, это труды специалистов по технологии подготовки и проведению массовых мероприятий, в том числе балов, представленные работами Жаркова А.Д., Ершовой О.В., Козловой Т.В., Борисовой Н. и других.

В данном пособии бал рассматривается как культурно-досуговое мероприятие, дается его определение, авторская структура и классификация балов, излагается краткая история этого культурного явления, приводится авторское описание основных понятий в бальной культуре. В пособии вводится такое понятие как технология подготовки и проведения бала, описываются основные этапы технологического процесса и особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов.

Автором пособия за восьмилетний опыт работы в бальной сфере было проведено более 70 балов и танцевальных вечеров для детей, подростков, молодежи и взрослых. В пособии обобщен как собственный опыт автора, так и наблюдения за тенденциями в российской бальной среде.

Методологической основой данной работы послужил системный подход.

Данное пособие состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы бальной культуры.

История бальной культуры в России.

История бальной культуры в России до 1917г.

В России первое упоминание о бальном церемониале можно встретить в описаниях придворной жизни времен правления Лжедмитрия I. Первый бал в России состоялся 17 мая 1606 года, на свадьбе Лжедмитрия I и Марии Мнишек в Москве. Падение Лжедмитрия I не дало балам укорениться в русской культурной жизни. После этого балы были забыты почти на 100 лет.

Балы вернулись в придворную жизнь России уже при Петре I. Указом от 26 ноября 1718г.  "О достоинстве гостевом на ассамблеях" были введены ассамблеи как форма досуга высшего общества. На ассамблеях полагалось присутствовать всем высшим чинам, включая обер-офицеров, а также знатным купцам и приказным, начальным мастеровым людям. Лакеям не разрешалось входить в апартаменты, где веселились приглашенные. Первая ассамблея состоялась у генерал-адмирала Апраксина, вторая, через день, - у тайного советника Толстого. Ассамблеи повторялись всю зиму по три раза в неделю.

Что касается содержания ассамблей, то описываются следующие обычаи. Каждая ассамблея открывалась церемониальным танцем, для исполнения которого танцующие вставали в две линии, кавалеры напротив дам, как в английский контрдансах. Потом начинался польский (полонез). После польского исполнялись менуэты и англезы. А затем десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцующих, по очереди, идя впереди, должен был выдумывать новые фигуры. Также стали проводиться свадебные балы, которые также имели свои особенности: прощальный танец исполняли пять пар, маршал с жезлом танцевал впереди, и все следовали за ним. Потом начинался польский, во время которого все шаферы держали в руках восковые свечи, с которыми провожали танцующих в спальню невесты. Праздники того времени часто завершались фейерверками.[1]

После смерти Петра I ассамблеи прекратили свое существование, танцевальные мероприятия стали называться «балами», проводились они довольно часто. По отзывам современников, вид подобных празднеств был значительно облагорожен. При императрице Анне Иоанновне придворные праздники отличались особым великолепием и приобрели более европейский вид. Стали популярны маскарады.

Елизавета Петровна очень любила устраивать балы-маскарады, слава о которых разнеслась по всей Европе. Все увеселения делились на разные категории, и каждый раз строго определялось, в каких костюмах должны быть дамы и кавалеры. Особенно популярны были при русском дворе маскарады, которые устраивались два раза в неделю: одни – для двора и тех лиц, кого императрица приглашала лично, другие – для шести первых классов и «знатного шляхетства». Церемониал на всех балах выполнялся весьма строго. В танцах принимали участие не все приглашенные, большинство гостей выступали в роли зрителей и в обыкновенных платьях наблюдали за танцующими. Разные балы не были похожи один на другой, многие балы были очень оригинальны и организованы с большой творческой выдумкой. Условия и оговоренные костюмы для маскарадов были самые разнообразные: в 1744 году, например, императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок и в дамских нарядах, а дамам – в мужских костюмах. Также интересен пример маскарада, устроенного во время торжеств по случаю венчания Екатерины Алексеевны с герцогом Голштинским, будущим императором Петром III. Маскарад был полностью построен на исполнении четырех кадрилей: четыре группы танцующих, по двенадцать пар каждая, в разноцветных домино (в каждой группе цвет домино - свой) исполняли танец в той части зала, которая была заранее отведена для каждой группы.

На маскарадах Екатерины Алексеевны могли присутствовать представители различных сословий: каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. Для купечества отводился отдельный зал, но никому не запрещалось переходить из одной гостиной в другую и принимать совместное участие в танцах. На всех приглашенных должны были быть маскарадные костюмы, маски – по желанию. На Новый год и до Великого поста устраивалось несколько придворных маскарадов, не уступавших в своем великолепии подобным празднествам времени Елизаветы Петровны.

Есть описание одного из таких «всесословных маскарадов при дворе»: для гостей предоставлены двадцать роскошно иллюминированных комнат, в одной зале устроено место для танцев особ высшего полета, огороженное низкой решеткой, другая зала отведена для танцев лиц, не имеющих доступа ко двору, мещан и т.д. В остальных комнатах подавали чай и прохладительные напитки, стояли карточные столы. Гостям предоставлено было на выбор – оставаться в масках или снять их. Представители дворянства явились в домин, лица низшего сословия в русских национальных костюмах, несколько приукрашенных. «Гвоздем» вечера было театрализованное появление императрицы со свитой, одетой в греческие и римские костюмы.

Императрица Екатерина Великая особенно любила маскарады. Кроме больших балов и приемов в Эрмитаже маскарады давались при дворе каждую пятницу в особых залах для дворянства (в галерее) и для купечества. На этих балах собирались нередко около 500 масок. Роскошь маскарадных праздников, по словам современников, нередко напоминало волшебные сказки. Маскарады были очень популярны в высшем обществе, но отнюдь не вытеснили балы и другие празднества. При дворе бал устраивался каждое воскресение. Бал являл собой церемониал и его структура была четко определена: прибытие императрицы; представление императрице гостей, целование ее руки; бал открывался менуэтом, порядок пар в менуэте также определялся церемониалом: великий князь с великой княгиней, за ними – придворные и офицеры гвардии в званиях не ниже полковника; далее шли другие танцы, наиболее распространенными в то время были польские и контрдансы; императрица садилась играть в карты с заранее выбранными партнерами; примерно через два часа музыка затихала, государыня покидала бал, за ней спешили разъехаться все приглашенные. Также была четко определены бальные костюмы для дам и кавалеров.

Великий князь Павел Петрович давал балы по понедельникам в Петербурге, а по субботам – на каменном острове. Праздники вельмож того времени зачастую не уступали придворным балам. Не только балы, но и семейные вечера отличались роскошью и торжественностью. Таким образом, апогея своего блеска российский двор достиг при Екатерине II. С постройкой здания Благородного собрания Москва прославилась своими балами по всей России.

Первый бал наследника Павла Петровича состоялся 11 декабря 1765 года, начался он в шестом часу, в начале десятого закончился. Вообще, Павел Петрович активно участвовал и в своих балах, и в балах Екатерины II, однако, став императором, станет жестко пресекать новейшие тенденции моды, запретит «вальсовать».

При Александре I пышные празднования в обеих столицах возобновляются. Балы и маскарады не прекращались даже во время войны 1812-го года, но в этот период они носили патриотический и благотворительный характер. В 1815 году, Москва плясала «отчаянно», проходило огромное количество балов, которые посещали сотни, а иногда и тысячи гостей. В первой четверти XIX века в Россию поляками и французами было привезено много новых танцев, в том числе мазурка, кадрили, характерные танцы.

Особую изысканность и блеск русского двора времен царствования императора Николая Павловича отмечали многие современники. Балы и другие празднества этого времени поражали всех своим великолепием. После пышной коронации государя в Москве начались непрерывные и разнообразные торжества: народное гулянье на Девичьем поле, бал в Грановитой палате, великолепные балы в Большом театре и Дворянском собрании. Также очень популярны были небольшие домашние балы. Балы давались круглый год, за исключением времени постов. Главным бальным сезоном была зима, Великосветские праздники Петербурга отличались особым блеском и роскошью. Однако не только Москва и Петербург славились своими праздниками, прекрасные балы проходили в Вознесенске, Одессе, Твери, Тобольске, Казани, Пензе, Тамбове, Воронеже, Смоленске, Киеве, Полтаве и многих-многих городах.[2]

После смерти государя Николая Павловича, в годы нового царствования, времена изменились, балы – тоже.

В XIX веке все большую популярность в Европе приобретают балы в пользу нуждающихся. Русское высшее общество не стало исключением. Согласно указу императора от 29 января 1854 года в течение года следовало ограничиваться одним спектаклем, концертом и маскарадом от всех Императорских театров в пользу военных инвалидов. Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались благотворительными обществами и заведениями с разрешения правительства и допускались в дни, согласованные с Дирекцией Императорских театров: на Святой неделе (в те дни, когда нет спектаклей), с Фоминой недели, за исключением постов, до последних шести недель перед Великим постом. Каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год. Публичные балы для детей и публичные праздники с благотворительной продажей допускались с разрешения правительства в те же самые периоды, как и балы с лотереями, и не более одного раза в год.

В начале ХХ века «большой свет» целиком перемещается в Петербург, и родители стараются вывозить дочерей в Северную столицу. Для девушек и молодых гвардейских офицеров устраивались так называемые «белые балы», на них танцевали только кадрили. На «розовых балах» - в честь молодых замужних дам – царил вальс. На частных балах, так же как и на придворных, распорядитель внимательно следил за порядком чередования танцев. В период последнего царствования придворный бал давался один раз в год.

В 1903 году в Санкт-Петербурге состоялся последний придворный костюмированный бал. 19 января 1904 года в большом Николаевском зале Зимнего дворца состоялся последний придворный бал Российском империи.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: