Основные понятия в современной бальной культуре

В этом параграфе будут рассмотрены следующие основные разделы:

I. Понятие «Бал».

II. Структура понятия «Бал».

III. Танцы, исполняемые на балах.

IV. Наполнение бала, помимо танцев.

I. Понятие «Бал».

В Толковом словаре живого русского языка Владимира Даля Бал определяется как съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски.

Часто Бал определяют как большой танцевальный вечер.

Происхождение слова «бал»: от французского слова «bal» – бал, народные гулянья с танцами. В итальянском языке также есть созвучное слово «ballo» – бал, пляска, танец, танцевальный вечер, балет.

   

II. Структура понятия «Бал».

В понятии «Бал» можно выделить следующие его компоненты:

А - Субъект – организатор

Б - Объект – аудитория, участники бала

В - Место проведения бала

Г - Содержание бала

Автор курсовой предлагаетклассификацию баловна основании выделения вышеуказанных компонентов бала. По каждому компоненту бала будет проведена классификация балов. При этом, рассматривая каждый структурный элемент бала, можно выделить внутри него свои признаки классификации.

А- Субъект - Организатор (виды учреждений, организаций).

Б- Объект -  Состав и особенности аудитории, участников бала (возраст, количество участников, степень подготовленности)

В- Место проведения бала

Г- Содержание бала (степень исторической реконструкции, исторический период; жанр мероприятия; время проведения; продолжительность)

А – Организатор бала

Виды учреждений, организаций, которые проводят бал:

- Коллективы, непосредственно занимающиеся бальными танцами: клуб, школа, студия исторического танца;

- Образовательные учреждения: дошкольные учреждения (детский сад, курсы); средние общеобразовательные и специальные учебные заведения (общеобразовательная школа, гимназия, колледж, училище); высшие учебные заведения (институт, академия, университет).

- Учреждения культуры:

* театрально-зрелищные (театр, кинотеатр, концертный зал)

* клубные (дом культуры, дворец культуры, досуговый центр)

* парки культуры и отдыха

* библиотеки

* музеи

- Различные частные или государственные организации,

- Органы власти различных уровней.

Б – Аудитория бала

1) По возрасту участников балов:

- детские балы (для детей школьного возраста до 14 лет),

- подростковые балы (для детей старшего школьного возраста с 14 до 17 лет),

- молодежные балы (от 18 до 35 лет),

- взрослые балы (в них могут все, достигшие 18 лет),

- балы для людей пенсионного возраста.

Здесь также важно выделить такую социальную группу как студенчество – это наиболее активная и образованная часть молодежи, в студенческой среде балы последние годы набирают все большую популярность. В связи с этим можно выделить отдельный тип балов - студенческие балы: могут быть балы конкретного вуза, а могут балы для студентов многих вузов, так называемые открытые студенческие балы.

2) Степень подготовленности аудитории

- балы для совсем неподготовленной аудитории

- балы для участников, изучающих исторические бальные танцы совсем недавно;

- балы для участников, изучающих исторические бальные танцы более года;

- балы для участников, давно изучающих исторические бальные танцы.

3) Численность аудитории (которая определяет масштаб бала):

- камерные балы: примерно до 100 человек;

- небольшие и средние балы: 100-300 человек;

- большие балы: 300-1000 человек;

- очень большие балы: более 1000 человек.

В- Место проведения бала

Места проведения бала можно разделить на два основных направления:

- балы в помещении,

- балы на открытых площадках.

Говоря о балах в помещении, можно выделить следующие основные моменты:

* Прежде всего, необходимо рассмотреть, кто организатор бала (классификация организаторов балов). В зависимости от этого и выбирается помещение. Чаще всего используется то помещение, которым свободно располагает организатор бала, или помещение берется в аренду на время проведения мероприятия.

* Во вторую очередь необходимо рассмотреть, что это за помещение. Это может быть:

Историческое здание, принадлежащее чаще всего музею, театру, библиотеке, культурному центру, частному или юридическому лицу. Например, усадьбы.

Это может быть современное здание клубного учреждения (дом культуры, дворец культуры, культурный центр и т.д.), учебного заведения и т.д.

*Важный вопрос также в том, какое конкретное помещение в здании выделяется для бала: это может быть настоящий бальный зал, холл и т.д.

Говоря о балах на открытых площадках, можно выделить следующие моменты:

*Место проведения: парк культуры и отдыха, парк усадьбы и т.д.

*Условия площадки: с навесом или без; могут быть различные виды покрытий: просто земля, песок; деревянный или какой-либо другой помост, терасса и т.д.

Г – Содержание бала

По степени исторической реконструкции:

- исторические балы, реконструирующие определенный исторический период, что выражается в костюмах участников, исполняемых танцах, подборе музыки, выступлений, создании соответствующей атмосферы бала.

- современные балы, где участники в основном одеты в современные бальные костюмы, исполняются современные бальные танцы.

- смешанные балы, в которых сочетаются и исторические и современные бальные танцы, костюмы могут быть и историческими, и современными.

Жанр мероприятия:

- ролевой, сказочный, светский; театрализованный, тематический, сезонный; карнавал, маскарад.

Время проведения бала:

- Дневной (может начаться в разное время, но редко раньше 11:00, продолжиться максимум до 19:00). Детские и юношеские балы в основном проводятся днем. Однако в настоящее время при дороговизне и занятости залов балы для взрослых также иногда проводят днем.

- Вечерний (начинается днем, от 14:00 до 18:00, продолжается до 21-22:00). Самое распространенное время для проведения бала. В это время проводят и юношеские, и взрослые балы.

- Ночной (начинается примерно с 21:00, чаще – с 22:00, 23:00, продолжается до утра). Ночные балы были популярны в XIX в. в России, сейчас они редки. В основном их проводят для молодежи.

Продолжительность бала:

В настоящее время сложилась стандартная минимальная продолжительность бала – 3 часа. Также бал может продолжаться 4, 5 и даже 6-8 часов, особенно если мы говорим о ночном бале.

III. Танцы, исполняемые на балах.

Танцы, которые сейчас исполняют на балах. Их можно разделить на несколько основных групп:

- Средневековые танцы. Ими занимаются только небольшие группы в отдельных коллективах.

- Исторические танцы эпохи Возрождения (XV-XVIIвв.). Также очень немногие участники движения ими занимаются.

- Исторические танцы эпохи барокко XVIIIвв.. Это также не очень популярное направление, поскольку техника этих танцев сложна.

- Исторические танцы XIXв. (как европейская, так и российская программа). Наиболее распространенные сейчас на балах.

- Отечественная бальная программа (Русский лирический, Сударушка).

- Спортивные бальные танцы (стандарт, иногда латина).

- Современные бальные танцы ХХ-XXI века (в основном европейские).

Методическим центром по распространению информации по историческим танцам на данный момент является Санкт-Петербургский клуб старинного танца и Ассоциация исторического танца. Именно ее участники проводят уже 12 лет ежегодный Фестиваль старинного танца, конференции, выпускает учебные и информационные сборники, видео и аудиоматериалы.

IV. Наполнение бала, помимо танцев.

Танцы, т.е. танцевальная программа, безусловно, является стержнем любого бала. Однако, на балу, как и на любом другом массовом мероприятии,необходимо предусмотреть и другие развлечения для гостей, помимо танцев. Поскольку часть гостей не захочет танцевать вообще (особенно это касается бала для неподготовленной и начинающей публики), а часть гостей захочет, помимо танцев, развлечься еще чем-нибудь.

На балу может быть:

- Какая-либо форма угощения: фуршет, ужин; буфет; кафе или ресторан;

Угощение может быть платным и бесплатным.

- музыкальный, театральный, литературный салон;

- фотосалон;

- столики для настольных игр;

- выставки, презентации.

На балу могут быть несколько мест для развлечения, площадок:

- место для танцев: это может быть специальный бальный зал (хорошо, когда он есть) или холл;

- место для фуршета, банкета;

- место для проведения развлекательной программы между отделениями бала или между танцами: тот же зал или холл для танцев, или отдельный зал;

- гардероб для верхней одежды и ценных вещей;

- место для переодевания: гримерные для дам, кавалеров, артистов и организаторов.

Конечно, при недостатке площадей, все эти места могут совмещаться и перемешиваться.

Подводя итоги изложенному в первой главе можно сделать следующие выводы:

1) История бальной культуры в России, несмотря на то, что она началась значительно позже, чем в Европе, все же очень богата и разнообразна. Российские балы и маскарады порою затмевали роскошью, выдумкой, изобретательностью лучшие балы Европы. История русских балов началась при Петре I с введения ассамблей и продолжалась до революции 1917 года.Постепенно сложились такие понятия как бал, танцевальный вечер, маскарад, светский раут, правила их проведения были строго определены и подчинялись строгим правилам.

2) Во время советской власти понятие «бал» никуда не исчезло, новогодние и выпускные балы проводились, но они носили современный характер. Балы в дореволюционных традициях отошли в прошлое, многие бальные танцы были забыты.

3) В конце 80-х – начале 90-х годов исторические балы стали возрождаться, стало развиваться и продолжает свое активное развитие бальное движение по всей России и странам СНГ.

4) Определяя понятие «Бал», можно сказать, что это вечернее собрание людей для танцев и совместного отдыха. По мнению автора курсовой, можно выделить следующие компоненты этого понятия: субъект (или организатор), объект (или аудитория), место проведения, содержание бала. Также предлагается классификация балов.

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: