Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию по данной теме следует обратить внимание на то, что Западная Европа и США вступили в ХХ век после завершения промышленного переворота, когда там уже сформировалось современное индустриальное общество. Машинные технологии, достижения науки и техники определили превосходство Запада в производственной сфере и торговле. К началу ХХ века завершился и раздел мира. Ведущее место принадлежало западным странам.

Россия позже западных стран вступила на путь капиталистического развития. Ее целью было догнать в своем развитии индустриальные страны в экономической и военной областях, включиться в мировую экономическую систему. Вступив в капиталистическую фазу развития, Россия прочно утвердилась на 5 месте по абсолютным размерам промышленного производства. В ней действовала, хотя и не повсеместно, рыночная экономика, ее тепы развития по своей динамике превосходили западную. В области сельского хозяйства Россия давала четверть мирового сбора зерна и до 40% мирового экспорта пшеницы. Однако заскорузлый общественный механизм взаимодействия власти и народа все больше превращался в стимулятор общественного недовольства. Он тормозил социальное и хозяйственное развитие.

Из прошлого России достались нерешенные задачи, нарастали новые противоречия. Развивающийся капитализм нес с собой не только промышленные успехи. Россия значительно отставала от передовых европейских стран, а 73,7% ее населения было неграмотно. Особенно отсталой по сравнению с западной была российская власть: абсолютная монархия, отсутствие политических свобод…

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (см. рекомендованную литературу), а также материалы №1-2 и выяснить причины и особенности революции.

Первая русская революция началась 9 января 1905 г. с «кровавого воскресенья» и закончилась 3 июня 1907 г. разгоном второй Государственной думы. В ней выделяют два этапа: январь-декабрь 1905 г. – подъем революционного процесса, и январь 1906 – июнь 1907 г. – спад революционного движения.

К осени 1905 г., когда революция достигла кульминационного момента, царь Николай II 17 октября подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (№3), провозгласивший свободу слова, собраний, печати, совести, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов. Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России.

Время работы 1 и II Государственных дум, их состав раскрывает материал №4. О работе этих дум можно заслушать доклад (см. литературу). Почему была разогнана II Государственная дума и в чем суть изменений порядка выборов в III Государственную думу, раскрывает документ №5. Завершает рассмотрение первого вопроса материалы №6-7 об окончании революции и ее итогах.

Приступая к изучению второго вопроса, следует разобраться в ряде теоретических вопросов: что такое политическая партия, ее роль в обществе, особенности становления многопартийной системы в России (№8,9,10).

В 1905 – 1907 гг. в России существовало свыше 50 политических партий. Возникшие на рубеже веков российские политические партии можно разделить на партии консервативного направления (характерной их чертой была антизападность); либерального направления (сторонники западного буржуазного пути развития); неонародного направления (сторонники особого пути развития России через социализацию земли, минуя пролетарскую революцию) и социал-демократического направления. В борьбе между ними решался вопрос о выборе пути развития (альтернативах) России на рубеже веков. Партии различались по типологии: легальные и нелегальные, по политическому спектру – правые, центристские, левые, по идеологии – монархические, либеральные, революционные.

Особое внимание следует уделить анализу программ основных политических партий России. Необходимо вычленить основные требования в области политической, национальных отношений, аграрном и рабочем вопросах. Помимо программ в этих материалах содержится краткая история возникновения основных политических партий России, дается их характеристика.

Материал №11 представляет программу главной монархической политической партии России «Союз русского народа».

Материалы №12, 13, 14 позволяют разобраться в понятиях либерализм, соотношение либерализма и демократии, в особенностях российского либерализма. В материалах №15-16 даются программы кадетов и октябристов. Программа российской социал-демократической рабочей партии и партии эсеров даются в материалах №17 и 18.

 

Учебные материалы

 

№1. Начало революции  

Результатом промедления в решении назревших государственных проблем стал социальный взрыв: 9 января 1905 г. в России началась революция…

В советской исторической литературе было принято характеризовать революцию 1905 – 1907 гг. по задачам и движущим силам как буржуазно-демократическую по аналогии с революциями ХУ111-Х1Х вв. в Западной Европе. Однако это не так. Революцию нельзя рассматривать через призму только классовых интересов, поскольку классовые структуры в России в полной мере не сформировались и были слабы. Попытка идентификации революционных процессов в России с западно-европейскими не дает объективной картины, т.к. страна после двухсот лет модернизации имела колоссальное своеобразие, которое не укладывалось в рамки западной культуры. Революция касалась глобаль­ных для страны проблем, она была первой из тех, которые представляли собой попытку снизу разрешить накопившиеся противоречия и решить проблему вы­бора цивилизационного пути развития.

В этот период основная масса населения стояла вне политики и боролась за улучшение положения в рамках своего уклада. Рабочие требовали восьмичасо­вого рабочего дня, повышения зарплаты... Крестьяне боролись за охрану поч­венного уклада и улучшение своего положения - отмену частной собственности па землю, ликвидацию помещичьего землевладения, предоставление права кре­стьянам самим устанавливать порядок владения землей.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 2000. С. 248, 251.

№ 2. Начало революции 1905 г.

  9 января 1905 г. состоялось 200-тысячное народное шествие к Зимнему дворцу. <...> Против безоружных демонстрантов было применено оружие... Эти события неожиданно стали началом первой русской революции.

Объективные причины революции коренились в незавершенности полити­ческой и социально-экономической модернизации страны, торможении насущ­ных реформ в 1881-1904 гг. Проблемы, нерешенные на предшествующей стадии (конституция, крестьянский вопрос), переплелись с проблемами быстро формировавшегося индустриального общества (рабочий класс) и породили в начале XX в. крайне взрывоопасную ситуацию. Экономический кризис 1900-1903 гг., тяжелые поражения русской армии в войне с Японией и исчерпание надежд на перемены «сверху» послужили детонаторами революционного взрыва.

История России. Т. 2. М.: Владос, 1998. С. 22, 23.

№ 3. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.

Божьей милостью

Мы, Николай Второй,

Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разу­ма и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к ус­транению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каж­дом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объе­динить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклон­ной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в над­зоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Ро­диной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами на­прячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

Килинычев Ф. И. Государственная Дума в России: Сборник докладов.

М., 1957. С. 90—97.

№ 4. Состав  I и II Государственных дум

«I Государственная дума (7 апреля – 8 июня 1906 г.) Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства). Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали».

«II Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-национальных депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 222 места (43%)».

Орлов А.С., Георгиев В.Д., Георгиева Н.Г. История России. М., 2000. С.302-304.

        

№ 5. Манифест «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу (3 июня 1907 г.)

Объявляем всем нашим верным подданным:

По повелению и указаниям нашим со времени роспуска Государствен­ной Думы первого созыва правительство наше принимало последовательный ряд мер к успокоению страны и установлению правильного течения дел государственных. <...>

К прискорбию нашему, значительная часть второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием ук­репить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и спо­собствовать разложению государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодо­лимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы был внесен дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные правительством наши обширные ме­роприятия Государственная Дума или не подвергла вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже пе­ред отклонением законов, каравших открытое восхваление преступле­ний и сугубо наказавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия правительству, и Россия продолжа­ет переживать позор преступного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной Думой росписи госу­дарственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец, совершилось деяние, не слыханное в летописях истории. Су­дебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти. Когда же правительство наше по­требовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наибо­лее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполни­ла немедленно законного требования властей, не допускавшего ника­кого отлагательства.

Все это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, опреде­лив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 г.

Но веря в любовь к родине и государственный разум народа нашего, мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государ­ственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явив­шимися настоящими выразителями нужд и желаний народных.

Посему, оставляя всиле все дарованные подданным нашим манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, восприняли мы реше­ние изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Госу­дарственную думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избран­ников.

Созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русской и по духу.

Иные народности, входящие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточно­го развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обыч­ным законодательным путем, через ту Государственную Думу, состав коей признан нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее членов. Только власти, даровавшей первый избира­тельный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отме­нить оный и заменить его новым.

От господа бога вручена нам власть царская над народом нашим.

Перед престолом его мы дадим ответ за судьбы державы Российской.

Дан в Петергофе, в 3-й день июня, в лето от рождения Христова тысяча девятьсот седьмое, царствования же нашего в тринадцатое.

На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: «Николай II».

ПСЗ Российской империи. СПб., 1907. Т. XXVII. С 31 9 -320.

 

№ 6. Окончание революции

Председатель Совета министров П. А. Столыпин 1 июня 1907 г. потребо­вал отстранения от участия в работе Думы 55 социал-демократов, а 17 из них лишить депутатской неприкосновенности для привлечения к суду за организа­цию «военного заговора». <...>

Депутаты ответили отказом, и 3 июня 1907 г. последовал указ о роспуске II Государственной думы и изменении системы выборов.

Избирательный закон от 3 июня 1917г. в исторической литературе принято ха­рактеризовать как государственный переворот, т. е. как изменения в полномочиях власти, не согласующиеся с законом... Однако изменений ни в структуре органов власти, ни в полномочиях не произошло, поэтому приравнивать этот акт к государственному перевороту вряд ли целесообразно...

В советской историографии 3 июня 1907 г. считается также датой пораже­ния революции. Такая оценка исходит из лагеря крайних революционеров (пре­жде всего большевиков) и не отражает интересов общества и целом... Революционные силы, выступавшее за уничтожение самодержавия и монархии вообще, за разрушение существующей общественной системы и переход в перспек­тиве к социализму (при разном его понимании), безусловно, потерпели пораже­ние. Консервативно-охранительные силы также пролетит, т. к. не смогли про­тивостоять изменениям. Революция же в целом привела к положительным ре­зультатам. Россия обрела элементы парламентаризма, стала формироваться ба­за для демократического устройства, общество обрело свой голос и политиче­ские организации, выражавшие его интересы... Россия вступила в полосу глубо­ких и необходимых реформ.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообщество цивилиза­ций. Брянск, 2000. С. 272-273.

№ 7. Итоги революции

Главным итогом российской революции 1905 -1907 гг. стало ограничение самодержавия, учреждение Законодательного представительства, умеренных гражданских и политических свобод, появление легальных партий и профсою­зов. <...> В деревне были отменены выкупные платежи. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы.

Однако сохранение «полусамодержавной» монархии и помещичьего земле­владения, систематическое урезание достигнутых прав и свобод оставляли зна­чительную часть оппозиции неудовлетворенной...

В ходе революции 1905 - 1907 гг. произошло явное размежевание общест­венного движения по трем направлениям, борьба между которыми и определила судьбу российских реформ.

Оформившиеся традиционно-монархические силы стали важным фактором, препятствовавшим модернизации страны...

Российское либеральное движение, в отличие от западноевропейского, не смогло возглавить революцию и добиться радикальных преобразований. Это объяснялось... его оторванностью... от рабоче-крестьянской массы, оказавшейся мало восприимчивой к либеральным идеям.

В ходе революции оформилось мощное революционно-социалистическое движение... Социалистические партии превратились во влиятельные политиче­ские силы...

№ 8. Понятие политической партии

Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но последняя представляет организацию политического характера... <...>

Для возникновения партий необходимы соответствующие объективные и субъективные факторы. Важнейший объективный фактор -наличие определенного уровня социально-экономического развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии раз­вития человеческого общества... когда люди, объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появляются условия, способствующие противоборству между ними...

Среди субъективных факторов отметим осознание своих полити­ческих идеалов передовыми элементами общества... Нередко устрем­ления класса (слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные представители, а выходцы из других классов (слоев, групп), более об­разованные, но уже порвавшие связь со средой происхождения. Эти интеллигенты; именно они в большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. <...>

Классификация политических партий

В.И.Ленин в основу своей классификации положил единственный принцип - классовый... Однако классовый принцип не является един­ственным для классификации партий России. Требуется... учитывать и такие, как национальный, нравственно-этический, религиозный, географический и др. Следовательно, в основу классификации партий должна быть положена совокупность факторов, каждый из которых играл свою роль... <...>

В историографии российские партии иногда делятся исходя из наличия трех политических лагерей. Выделяются правительственные партии (помещичье-монархические и буржуазно-консервативные); либерально-оппозиционные (буржуазно-либеральные) и революционно демократические (мелкобуржуазные и пролетарские). Иногда встречается и критерий легальности: легальные, нелегальные и полулегаль­ные. <...>

В России в начале XX в. действовало свыше 100 политических партий, из которых 50 были наиболее крупными... Наличие большого количества партий... отражало общие закономерности процесса их образования на стадии восходящего капитализма и предопределялось специфическим социально-экономическим и политическим положением России. В начале XX в. она уже была капиталистической страной, густо переплетенной остатками феодальных отношений (особенно в Средней Азии, на Кавказе и других окраинах). Сказывался и социальный состав населения: Россия была одной из самых мелкобуржуазных стран Европы. Буржуазия составляла 16.3% населения страны, пролетариат - 14,6%. мелкая буржуазия - 60,7%; из 11 млн. рабочих промышленными были всего 1.7 млн., а из них кадровыми - только 40%, т.е. 700 тыс. человек.

История политических партий России. М., 1994. С. 4-11.

№ 9. Роль политических партий в обществе

Критерий демократии - народ может смещать правительство без кро­вопролития. <...> Потребность в таком механизме окончательно сло­жилась в XIX веке... Его роль взяли на себя политические партии, кото­рые выступили посредником между гражданским обществом и госу­дарством...

Партии организуют избирательные кампании и, предлагая на них различные альтернативы, позволяют осуществиться самому принципу выборности. <...>

Партии дают индивиду возможность выбирать не только между управляющими, но, что более важно, между различными вариантами будущего - в своей программе партия формулирует коллективную цель для общества, которую она обязуется воплотить в случае победы на выборах. <...>

 Партийная демократия: политические партии в формировании Открытого общества на Западе и в России. М., 1997, С. 8-Ю.

№ 10. Особенности становления многопартийной системы в России

Первые политические партии в России стали возникать в 90-е годы XIX века. <...>

Особенно бурно партийно-политические структуры возникали в период революции 1905-1907 гг. Именно в эти годы сложилась российская многопартийность...

Находясь между такими мощными центрами цивилизационного притяжения, как Запад и Восток. Россия демонстрировала особый путь развития, многоукладность. В связи с этим в стране формировались своеобразные общественные идеалы... которые не имели аналогов им в западной, ни в восточнойполитической культуре.

Наиболее мощные политические партии не носили выраженного классового характера, а защищали определенный тип развития, собирая под свои знамена всех сторонников этого пути, к каким бы классам и слоям они ни принадлежали. Общероссийские партии четко делились по цивилизационным предпочтениям... <...>

Преобладали политические образования, выступавшие против за­падных ценностей: консерваторы, неонародники, социал-демократы, анархисты. Отсюда очевидно, что западный выбор не имел массовой базы, мог быть привнесен только «сверху», путем реформ... <...>

В политической элите демократов преобладали социалистические идеалы...<...> Социалистическими идеалами увлекалась в молодости и значительная часть либералов... Почему? Интеллигенция искала об­щественный идеал, по образцу которого надо было модернизировать Россию. Европа XIX - начала XX вв. таким идеалом стать не могла. Индустриальный капитализм выглядел мало привлекательным: тяже­лый труд на фабриках, нищета, социальные контрасты, революции... Отсюда искали альтернативу. Им стал социализм. Довлели историчес­кие традиции, веками складывавшаяся система ценностей: отсутствие развитой мелкой собственности на землю, коллективизм, непосредствен­ная общинная демократия, уравнительность...

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С 294-296, 321-325.

№ 11. «Союз русского народа»

«Союз русского народа» - самая влиятельная крайне правая, черносотенная организация монархистов, образованная в октябре 1905г. в Петербурге для борьбы с революционным движением. Её программа была признана эталоном доя остальных монархических союзов. «Союз» отстаивал незыблемость царского самодержавия, сохранение полукрепостнического помещичьего хозяйства, дворянских привилегий.

Социальною основу «Союза» составляли самые разнородные элементы: реакционные помещики, представители крупной и мелкой буржуазии, купцы, ремесленники, выходцы из деревни, отсталые рабочие Смысл существования этой организации заключался в том, чтобы привлечь на сторону самодержавия широкие слои населения.

После 1907 года «Союз» распался на несколько враждовавших мел д\ собой организаций («Союз Михаила Архангела», «Союз русскою народа», «Всероссийский дубровинский союз русского народа в Петербурге» и др.). В феврале 1917 г., после свержения самодержавия, «Союз русского народа», как и другие черносотенные организации, был распущен.

 

ПРОГРАММА «СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА»

Люди русские!

Высочайшим манифестом 17 октября нам дарована была гражданская свобода на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов. Несмотря на эту милость Царскую, мы под видом объявленной «свободы», на деле оказались отданными и самое беспросветное рабство какой-то темной, никому не ведомой грубой и всеразрушающей силе, распоряжающейся самовластно и без всякого законного права нашей судьбой... ввиду чего призываем всех честных русских людей... дружно сплотиться с целью ведения активной борьбы всеми законными средствами против произвола, насилий и про чих отрицательных проявлений только что дарованной нам свободы

Конечная цель, к достижению которой должен стремиться этот союз русского народа - введение строгого, прочного правового порядка ни следующих главнейших основаниях:

1) Единство и нераздельность Российской Империи и незыблемость основных начал русской государственности, ибо только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом может дать безусловные гарантии прочного правового порядка в таком разноплеменном государстве, как Россия.

2) Учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада Государю... <...>

4) Допущение евреев в Государственную думу в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской Империи, для доклада Думе о нуждах еврейского народа. Такое ограничение необходимо ввиду того, что разрушительная, антигосударственная деятельность сплоченной еврейской массы, ее непримиримая ненависть ко всему русскому и неразборчивость в средствах, слишком наглядно выразилась особенно за время настоящего революционного движения <...>

В основу нашего Союза положена братская любовь к ближнему и уже в силу этого мы не дот екаем никаких насилий, никакой лжи, кле­веты, фальши, ничего подпольного и вообще таких средств борьбы, какими не брезгуют наши враги, враги Царя и Родины.

Программы политических партий... С. 105-108.

 

№ 12. Либерализм в России

Трансформационные процессы, происходящие в посткоммунистической России, вызвали особый профессиональный и общественный интерес к истории западного и русского либерализма... <...>

В литературе существует множество определений понятия «либерализм». В «Философско-энциклопедическом словаре» (1983 г.) дается следующее определение: «Либерализм (от лат liberalis - свободный) - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных «свобод» в экономической, политической и др. сферах». В последние годы понятие «либерализм» раскрывается с иных позиций. «Либерализм, - подчеркивается в энциклопедическом словаре «Политология» (1993 г.) - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей». <...>

...На пути формирования русского либерализма встретилось немало препятствий, как объективного, так и субъективного порядка... можно сказать, что с момента своего зарождения и до конца существования русский либерализм нес на себе «родимые пятна», свойственные странам догоняющего типа развития... <...>

Если на Западе либерализм формировался как идеология среднегокласса, который в борьбе с феодальными порядками широко использовал самые крайние насильственные меры, включая и массовый терpop.... то в России провозвестниками либерализма выступили представители дворянства и интеллигенции, стремившиеся до самого последнего, крайнего предела искать компромисс с традиционными coциальными и политическими силами, рассчитывая избежать насильственного решения объективно назревших проблем. <...>

В сущности своей русский либерализм никогда не был классовым. Он представлял собой одно из течений русской общественной мысли <...>. С момента создания протопартийных, а затем и партийных структур либерализм стал постепенно превращаться из интеллектуального течения в социально-политическое движение, которому тоже не удалось пустить глубокие корни в среде. <...>

Русский либерализм представлял собой тип мышления для крайне узкого круга интеллектуалов, но он так и не стал образом действия для тех широких социально-политических сил, интересы которых они пытались выражать на политической арене. В этом состояла не только драма, но и трагедия русского либерализма. Русский либерализм не был ни классическим, ни постклассическим. Это был особый тип интеллектуального либерализма, возникший и формировавшийся прежде всего на теоретическом уровне в неадекватной среде.

Шелохаев В.В.. Русский либерализм как историографическая • псториософская проблема Вопросы истории, 1998.№4, с. 26-36.

№ 13. Соотношение либерализма и демократии

Здесь необходимо теоретическое отступление и пояснение относительно двух понятий – «демократия» и «либерализм»... В российском общественном мнении и сознании эти два понятия выступают не только как однородные, но по сути как тождественные. Либерализм по своему историческому происхождению буржуазен: в эпоху формировании в XVII - XVIII вв. провозглашенные им приоритет и самоценность индивидуума, личности, ее «естественных и неотчуждаемых» экономических (в первую очередь на собственность), политических и духовных прав означали защиту интересов именно буржуа, стесненных оковами феодально-монархических обществ. Этого не скажешь о демок­ратии: ее приоритетом является не личность, а большинство, его воля, а главными ее заповедями являются народный суверенитет, равенство всех граждан в политическом волеизлиянии, правление... «народа, для народа, посредством народа».

В странах Запада вплоть до первой половины XIX в. либерализм был или враждебен или автономен по отношению к демократии... <...> В XX в. произошла его дальнейшая качественная эволюция: либера­лизм становится не только демократическим, но и социально-ориенти­рованным, то есть признающим права широких народных масс на со­циальную защиту и обеспеченность. В связи с этим укоренилось и по­нятие «либеральная демократия». Но и в XX веке либерализм и демок­ратия не стали тождественны друг другу, находясь в достаточно слож­ных, подчас противоречивых отношениях.

Согрин В.В., Либерализм е России: перипетии и перспективы. М.,1997. С.9

№ 14. Особенности российского либерализма

Резкой грани, отделявшей интеллигентов-революционеров, от ин­теллигентов-либералов, в России не было. Тех и других отделяло про­тивостояние правительству; последнее, в свою очередь, с равной не­приязнью относилось и к идее конституционного правления и к про­граммам социалистов. В таких условиях во многих интеллигентских кругах возникали причудливые политические теории, соединявшие ли­берализм с социализмом. (Принципиальное различие либерализма и социализма состоит в том, что первый исходит из приоритета личнос­ти, а второй подчиняет ее обществу, коллективу; социальному классу, общине и т.д. Поэтому органичное, естественное сочетание этих двух систем невозможно).

В конце XIX века сложилось немало теорий, призванных совмес­тить либеральные ценности с социалистическим идеалом.<...> Н.К. Михайловский, как и многие другие сторонники народнических воз­зрений, недооценивал противоречия между личностью и обществом и считал возможным одновременно осуществить индивидуалистический по природе либеральный идеал и идеал коллективистский, общинный. Т.е. обеспечить и свободу индивида, и имущественное равенство.

В конце XIX в. в России приобрели популярность идеи марксизма... <...> Соединение либеральных взглядов с марксистским толкованием исторического процесса было в 1890-е гг. характерной чертой миро­воззрения многих политических мыслителей и политиков-практиков. <..>

Русским либералам (и либеральным консерваторам) постоянно приходилось делать непростой выбор между оппозицией самодержа­вию - в союзе с революционерами - и противостоянием революции - в союзе с правительством. И тот, и другой варианты казались не вполне приемлемыми, но в условиях политической поляризации общества было очень трудно следовать средним путем. Либералы в пореформенном России не смогли противостоять сразу двум силам и, несмотря на ряд заметных тактических успехов, в конце концов были сметены тоталитарным движением.

Головатенко А. История России... С. 123-126

№ 15. Партия конституционных демократов

(КАДЕТЫ)

Конституционно-демократическая партия - крупнейшая партия рос­сийского либерализма начала XX в. Её предшественниками были ле­гальные политические организации «Союз земцев-конституционалистов» (1903 г.) и «Союз освобождения» (1904 г.). Учредительный съезд, принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12-18 ок­тября 1905 г. II съезд (Петербург, январь 1906 г.) уточнил ее про­грамму и название, что отражало стремление привлечь на свою сторо­ну демократически настроенные слои населения.

Программа кадетов во многом копировала конституционные идеи западных буржуазно-демократических государств, сформулировав ли­беральную концепцию создания «правового государства».

Социальную основу партии составляла прежде всего высокоопла­чиваемая «цензовая» либеральная интеллигенция, а также либераль­ные помещики, прогрессивные слои средней и мелкой буржуазии. Эко­номические интересы этих социальных слоев, будучи объективно про­грессивными (интенсивная капиталистическая индустриализация Рос­сии, беспрепятственное развитие торговли и кооперации), были осно­вой их оппозиционности самодержавию. Кадеты отрицали революци­онный путь изменения существующего строя, альтернативу ему виде­ли в эволюционно-конституционном развитии России.

Февральская революция заставила кадетскую партию отказаться от ориентации на конституционную монархию. На VII съезде (март 1917 г.) в качестве программной цели было провозглашено установление «де­мократической и парламентской республики». Кадетская партия игра­ла руководящую роль во Временном правительстве первого состава. К лету 1917 г. ее численность достигла 65-70тыс. человек.

Кадеты «оставляли левое крыло либерального лагеря, лавировали между революцией и реакцией. После Октябрьской революции кадеты вступили на путь открытой борьбы против советской власти. 28 ноября (11 декабря) 1917 г. советское правительство специальным декретом объявило кадетов «партией врагов народа». Уйдя в подполье, она продолжала ожесточенную борьбу против новой власти. В начале 20-х го­дов партия как единая политическая организация прекратила свое су­ществование.

ПРОГРАММА

КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (ПАРТИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ)

I. Основные права граждан

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав... должны быть от­менены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероис­поведания. <...>

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям... право свободного культурного самоопределения, как то: полную свободу употребления различных язы­ков и наречий, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях... <...>

II. Государственный строй

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, пря­мой и тайной подачей голосов, без различия вероисповедания, нацио­нальности и пола. <...>

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабаты­вающего землю личным трудом: как-то безземельных и малоземель­ных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими зем­лями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и рас­пространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих применительно к техническим особенностям земледелия. <...>

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. <...>

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня... Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технических и обще­ственно необходимых. <...>

Программы политических партий.... С 75-83.

№ 16. «Союз 17 Октября»

  (ОКТЯБРИСТЫ)

«Союз 17 октября» - политическая партия, представлявшая правое крыло либерализма в России. Царский манифест 17 октября 1905 г. явился идеологической основой формирования партии октябристов. 1 съезд октябристов состоялся в Москве 12 февраля 1906 г. Политические ус­тановки партии определялись целью остановить революцию на ста дни, отмеченной манифестом 17 октября 1905 г. Общая численности октябристов в 1905-1907 гг. составила 50-60 тыс. человек.

Социальную базу партии составляли прежде всего крупная про мышленная и финансовая буржуазия, помещики, ведущие хозяйство по-капиталистически. Эти слои не только были заинтересованы в сохранении и укреплении существующей системы, но и стремились к модернизации применительно к своим интересам. Этим определятся ее политический курс: развитие и укрепление начал конституционной монархии в России в сочетании с народным представительством.

Основная стратегическая установка октябристов - сочетание умеренных реформ с поддержкой реакционного царского правительства Партия неуклонно эволюционизировала вправо, становясь все более консервативной. В 1913 г. «Союз» раскололся на три фракции: «левых октябристов», «земцев-октябристов» и правых. После Февральской ре­волюции партия не смогла возродиться даже в условиях, когда власть перешла к буржуазии. Один из лидеров партии А.И.Гучков стал мини­стром Временного правительства.

 

ПРОГРАММА «СОЮЗА 17 ОКТЯБРЯ»

Высочайший манифест 17 октября 1905 года... приобщает народ рус­ский к деятельному участию в согласии с царем в государственном стро­ительстве. <...>

... Новый порядок... налагает на всех... священную обязанность к настоящий момент... дружно сплотиться вокруг тех начал, которые про­возглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной вла­стью... и оказать содействие правительству...<...>

С этой целью на почве начал, возвещенных в высочайшем манифе­сте, образуется союз... Союз этот получает наименование «Союза 17 октября» и провозглашает следующие основные положения:

1. Сохранение единства и неразделенности Российского государства

<...>

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с на­родным представительством, основанным на общем избирательном праве. <...>

3. Обеспечение гражданских прав.<...> Сюда входят прежде всего свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. <...>

4. Неотложность созыва Государственной думы. <...> Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разреше­ния следующие вопросы первостепенной государственной важности.

а) Крестьянский вопрос

...Мерами к подъему к крестьянского благосостояния являются:... разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обя­зательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельнос­ти владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладель­ческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавли­ваемых законодательною властью.

б) Рабочий вопрос

<...> Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую зада­чу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных произ­водств и с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещен­ных промышленных государствах. <...>

в) Развитие и укрепление начал местного самоуправления

...преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга деятельности... по возможности на все местности империи и с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц...

г) Заботы о народном образовании

… Союз высказывается за то, чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широ­кие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число сред­них и высших учебных заведений... <...>

е) Меры экономические и финансовые

... в ближайшее время возможно осуществить более рациональ­ную и справедливую налоговую систему и переложить податную тя­гость с более слабых плеч на плечи более сильные. <...>

Программы политических партий... С.92-99.

№ 17. Партия социалистов-революционеров

  (ЭСЕРОВ)

Социалисты-революционеры возвестили о создании партии в кон­це 1901 - начале 1902 г. на основе объединения ряда народнических кружков и групп. Конституировалась же партия в 1906 г на I съезде, на котором была принята программа организации. Главной социальной силой эсеры считали «трудовой народ» - всех тех, ктоживет за счет собственного труда: крестьянство, пролетариев, демократическую интеллигенцию. Центральным пунктом программы являлось требование «социализации земли», т.е. распределение по «трудовой потребительской норме».

Одним из основных методов борьбы партии был индивидуальный террор, осуществляемый Боевой организацией от имени ЦК. В 1906-1907 гг. в партии состояло более 65 тыс. членов...

В декабре 1917 г. в партии произошел раскол. Левые эсеры начали сотрудничать с большевиками, вошли в советское правительство (де­кабрь 1917 - март 1918 гг.). В марте 1923 года съезд бывших рядовых членов эсеровской партии объявил о ее самороспуске...

ПРОГРАММА ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Современная Россия в своем историческом развитии входит во все более и более тесную связь с передовыми странами цивилизованного мира, сохраняя при этом, однако, ряд особенностей. <...>

Партия социалистов-революционеров в России рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствущих конкретным условиям русской действительности.<...>

Осуществление полностью партийной программы, т.е. экспропри­ация капиталистической собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах, предпола­гает полную победу рабочего класса, организованного в социал-рево­люционную партию, и в случае надобности установление его времен­ной революционной диктатуры. <...>

Исходя из развитых выше соображений. П.С.Р. (партия социалистов-революционеров)... будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие меры:

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, печати, собраний и союзов; <...> всеоб­щее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности...; возможно боль­шее применение федеративных отношений между отдельными нацио­нальностями, признания за ними безусловного права на самоопределе­ние; пропорциональное представительство...

Б. В народно-хозяйственной области:

2) В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своей целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к борьбе за социа­лизм... <...>

3) В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стре­мится опереться в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал на общинные и трудовые воззрения, тради­ции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на распро­страненное среди них убеждение, что земля - ничья и что право на пользование ею дает только труд. В согласии со своими общими воз­зрениями партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращения из частной собственности отдель­ных лиц или групп в общенародное достояние...; пользование землей

№ 18. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)                              

Основные вехи в процессе создания партии: деятельность группы «Освобождение труда», положившей начало марксистскому направле­нию в России и заложившей основы теории и программы социал-демократической партии; I съезд РСДРП. провозгласивший образование партии, как таковой (1898 г.) и принявший манифест. II съезд РСДРП (1903 г), отразивший и закрепивший качественно новый уровень в её развитии. Съезд принял первую программу партии. При обсуждении первого параграфа Устава (о членстве в партии) произошел внутрипар­тийный раскол на фракции большевиков и меньшевиков.

После Февральской революции в партии начинается новая полоса организационного размежевания с меньшевиками, и VI съезд РСДРП (1917 г.) был первым съездом партии большевиков, окончательно сло­жившейся и размежевавшейся с меньшевиками

В марте 1918 г. РСДРП была переименована в Российскую Комму­нистическую партию большевиков (РКП(б), затем в 1925 г. - в ВКП(б) и в 1952 г. - в КПСС. Меньшевистская партия сохранила прежнее на­звание - РСДРП.

ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ

Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером современного буржуазногo общества и ходом его развития <...>

Заменив частную собственность на средства производства общественною и введя планомерную организацию общественного производительного процесса... социальная революция пролетариев уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенноe человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатypa пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. <…>

На пути к их общей конечной цели... социал-демократы разных стран вынуждены ставить себе неодинаковые ближайшие задачи...

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка… <...>

Самым значительным из всех этих пережитков всего этого варварства является царское самодержавие...

Поэтому РСДРП ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы:

1. Самодержавие народа, т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату.

2. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах... тайное голосование при выборах...

3. Широкое местное самоуправление; областное самоуправление для местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения. <...>

 5. Неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, союзов. <...>

8. Право населения получать образование на родном языке... <...>

9. Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства. <...>

В интересах охраны рабочего класса от физического и нравствен­ного вырождения... партия требует:

1. Ограничение рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих. <...>

4. Воспрещение ночного труда... <...>

В целях же устранения остатков крепостного порядка... партия требует прежде всего:

1. Отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей. падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие. <...>

3. Возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей...<...>

... РСДРП твердо убеждена в том, что полное последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных требований достижимо лишь путем низвержения самодержавия и созыв Учредительного собрания, свободно избранного всем народом.

Второй съезд РСДРП. Июль-август 1903 г. Протоколы. М., 1959. С.418-421


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: