Различение звуков Ч-Ц

ББК 74.1 К 78

Кравченко И. А.

К 78 Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-89334-085-Х

В пособии собрано около 140 игр и игровых упражнений многих замечательных дошкольных педагогов и методистов начальной школы. Этот игровой материал поможет воспитателю сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Очень важно то, что осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причём с интересом и без принуждения. Игры, помещенные в сборнике, доступны дошкольникам. Разумеется, при подготовке игрового материала к занятию следует учитывать уровень подготовленности детей.

Пособие будет полезно воспитателям, родителям и их маленьким детям.

ББК 74.1

Издатель - А. Казаков Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - А. Панова Компьютерная верстка - Е. Капнулина

Лицензия № ЛР 064388 от 10.01.96 г. Сдано в набор 01.11.98 г. Подписано к печати 20.11.98 г. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл.п.л. 4. Тираж 5000. Заказ 3134

Издательство ООО "Гном-Пресс",125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, офис 43 Тел./факс: (095) 151-74-91, 280-02-07.

ISBN 5-89334-085-Х                                              © Кравченко И.А., 1997

О Оформление. Гном-Пресс, 1998


Предисловие

Чтение есть воссоздание звуковой формы снова на основе его графического обозначения.

Д.Б.Элъконин

Данный сборник состоит из разнообразных игр и игровых упражнений (140), направленных на обучение грамоте дошкольников от 4 до 6 лет. Его можно рассматривать как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом возрасте интерес к звуковой стороне речи.

Пособие структурировано по содержательным задачам в соответствии с особенностями возраста ребенка. Предлагаемый сборник игр является ярким примером творческого отношения педагога к изучаемому предмету, заслуживает, безусловно, положительной оценки.

Преимуществом его перед другими сборниками является и то, что в него включены как игры, хорошо известные практике, так и собственные наработки, не разрушающие содержательной стройности материала и обогащающие его занимательными играми и упражнениями. Таким образом, решается задача познавательной мотивации детей в курсе обучения грамоты.

Кроме того, данное пособие может быть рекомендовано для любой программы, где уделяется внимание развитию фонематического слуха и формированию звукового анализа.

Сборник окажет помощь педагогу-практику в работе с детьми по обучению их грамоте - одному из сложнейших разделов образовательной программы.

Варенцова Н. С. - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории способности и творчества ИЦ семьи и детства Российской Академии Образования.


Раздел I. УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК

Глава1.  ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ

Игра № 1. "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"

Правила игры: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы? — Тик-так.

Как подзывают цыплят? - Цып-цып.

Как чикают ножницы? - Чик-чик.

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.   

А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж

Как воет волк? - У-У-У

Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ

Как поют комарики? - 3-3-3

Как рычит мотор? - Р-Р-Р

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А

Как фыркает кот?- ф-ф-ф

Как выходит воздух из шара?- С-С-С

Как пыхтит каша? - П-П-П

Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.

Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.



Вариант этой игры.

"Звуковые загадки"

Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.

Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т. д.

Игра № 2. "ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ"

Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

Игра № 3. "ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК"

Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.

Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3.

Игра № 4. "СКАЖИ, КАК Я "

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: мяч.                                                     

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.

Игра № 5. " ПОДБЕРЁМ ИГРУШКИ"

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображе
ниями животных и птиц.                                                   

Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:

флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть, тоже звук Ж. Какие игрушки дадим кукле?

Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в комнате.

Примечание: Звук Ж очень хорошо интонируем, т. е. выделяем голосом.

Варианты этой игры:                                                     

1. "Ищем песенку жука в словах"

Как разговаривает жук? - Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо

ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

2. "Найди картинку"

На столе лежат картинки с изображениями животных или птиц. Просим выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.

Игра № 6. "ДЯТЕЛ" Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:

"Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит ".

После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости - мягкости согласного:

папа-дятел долбит - Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д'-Д'-Д'.

Игра № 7. "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"

Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д.

Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчелки.   

Мама-воспитатель гуляет, собирает цветы, а ребенок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу.

Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-з-з, а чем ближе к маме, тем громче слышно: З-з-з.

Мама отмахивается от комаров, ходит по поляне, ищет  ягоды. Вдруг под кустиком увидела ёжика. Ёжик-ребенок "пугает" её колючками и возмущенно фыркает: Ф-ф-ф.

А может маму испугала змея? Ребенок старательно ползет, как змея, и злобно шипит: Щ-щ-щ.

Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.

Раздается звук дятла: Д-д-д и т.д.

Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т.п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е. различения звуков.

Сразу выделяем ёжика -Ф и ежонка ~ Ф", комара - 3 и комарика -3 ' т. е. вводим и мягкие, и твердые согласные.

Игра № 8. "КОМАРЫ И ОСЫ"

Различение звуков 3 - С

Игровой материал: картинки.

Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:

"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".

Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

Варианты этой игры:

1. "Слушай внимательно" Различение звуков С - 3

У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок. Свисток свистит С, а звонок звенит 3.

Говорим слова со звуками С и 3, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит 3.

Различение звуков Ч Щ

Объясняем:

Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук,

изобразите, как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.


Различение звуков Ч-Ц

Ч-Ч-Ч - поехал паровоз.

Ц-Ц-Ц - махнула хвостом белочка (рукой изображаем

взмах хвоста).

Затем произносим слова, а дети показывают, какой звук услышали.

Словарный материал: читатель, цветок, чаща, цирк, чулан, царь, цепь, щель, чулок, цифра, цемент, щука, цыпки.

2. "Прогулка на велосипедах"                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: