Материалы Полесского архива позволяют выделить четыре основных типа описаний внешности русалок: а) «страшные, немолодые, уродливые», б) «красивые молодые девушки», в) «полуженщина-полурыба», г) нейтральный тип (в облике ребенка или женщины с распущенными волосами).
Первый тип включает из наиболее часто повторяющихся характеристик следующие: косматые, растрепанные — заросшие шерстью — старые, голые, с отвислой грудью (иногда перекинутой за плечи): «Люди, как женшчыны, толки валас а длинные растрепаны. Ў л е си жывуть, на м о гилках, на кл а дбишчах… Г о лые, касм а ты-раск о сманы» [ПА, Золотуха]; «Як м а ўпа, ж е ншчына, стр а шна так а я. Грудями могут задавить» [ПА, Дяковичи]; «Длинные волосы у ее, гр у ди большие, як кам е нья» [там же]; «Рус а ўки х о дзяць ў Петр о вку по житу… кудл а та, як в е дьма» [ПА, Оздамичи]; «Русалки з жал е зными цыцками, паймають и застрык о чуть… г о лые, касм а тые» [ПА, Присно]; «Валас а растрёпаны и сам а кр е пка, жал е зна — железн я чка, ничем ее не разабьеш. Это та с а мая рус а лка, в е дьма» [ПА, Картушино]; «Русалки як ж о нки, но руки як лапы ў сабаки и шерсть на теле… У них цыцки велики были, коль встретит кого, то закидывает одну на плечо да другую — и щекочет до смерти» [ПА, Дорошевичи]; «Русалка, вроде, женшчына ст а рая, стар у ха, так е е оборв а нее усё (на ней)… Вроде, убив а е цыцкаю большой. Ц ы цка зал и зная. Так а стар е нька, стр а шная…» [ПА, Кострово].
|
|
В материалах П. В. Шейна было отмечено, что в Пинском Полесье традиционными считались описания русалок, сидящих в жите с «толкачами» в руках [Шейн 1887, с. 196]. Эта локализация подтверждается и новейшими данными: записи из Пинского Полесья и западных районов Гомельской обл. изображают русалок с «толкачом», «прачем», «пральником», «батогом», «кочергой»: «Вона (русалка) в ст у пу тебе вс о дыть и товкач э м (истолчет)… В ей нашчот товкача — то цыцка, е таю ц ы цкаю тебе затовч э там, у туй ст у пы» [ПА, Спорово]; «В поле русалка сидить з пр а льником, д о лгия к о сы и пр а льник в руках — и бежыт за д е тками» [ПМ-С, Бостынь]; «Русалка д о ўгая, кошм а тая, руб а ха на ём, с тоўкач о м (в руках), может истолочь…» [ПА, Радчицк].
Единичные свидетельства изображают русалку вымазанной дегтем или смолой («зл о вить да цыцку смалян у ю да е »). В этой связи интересна терминология названия русалки, зафиксированная в с. Радчицк — «смол я нка» («смул я нка»): «Смул я нка — то т э е с а мее, шо е тая рус а ўка… Пугали пацанов: „Смол я на вас забер е !“» [ПА]; «В жыте смул я нка сидить… у ее жал е зна ст у па и тоўк а ч. В о зьме у зал е зну ст у пу да потоўч э » [там же].
|
|
Географически первый тип описаний внешности («страшных») русалок фиксировался преимущественно в зоне Пинского Полесья и Гомельской обл., и затем севернее от нее на территории Белоруссии.
Второй тип внешнего облика русалки дает описание молодых привлекательных девушек с длинными волосами, в веночках, обнаженных или в белом: «Русалки по житу ходять в билому и били косы, красыви дуже» (ПМ-Г, Желобное); «Молодые девушки с длинными волосами, голые, красивые» [ПА, Нобель]; «Русалки як девушки… вышли из воды, у веночках, позапл е таные, ў б е лом пл а тейку» [ПА, Замошье]; «Очень мал е нькие, небольшого роста, есть красивые, как царевна» [ПМ-С, Мокраны]; «Молодыи дивчата ў билых платтях, ў винке на головах, ленты ззаде» [ПА, Поворск]; «М а ўкы — то рус а лки, крас и вы, венок на голове, по ж ы ти бр о дют» [ПА, Староселье].
Иногда привлекательная внешность описывается исключительно через наряд русалки: «хорошо одетые, у венках девки»; «дивчата в велёнови, в китайках, в билых платтях».
В большинстве описаний даются лаконичные характеристики: длинные волосы, в венках, в белом. Привлекательный тип русалок более последовательно локализуется в западном Полесье с дальнейшим распространением на территорию Украины. К нему примыкает категория русалок, изображаемых в виде полуженщины-полурыбы. Это самый малочисленный разряд описаний внешности в составе наших материалов (из 90 свидетельств — 8 случаев): «Русалка ў ваде жив е ть, как рыба. Д е ўка, а хвост, как у рыбы, распущенная коса» [ПА, Радутино]; «Котра людина втопиться на Русальный тыждень, стае русалкою. Русалка половина як людына, а половина як рыба. Выходыть з воды, иде в жыто» [ПМ-Г, Ремчица].
Наконец, следует отметить варианты описаний нейтрального характера, в которых фиксируется внимание на длинных волосах, венках, белой одежде: «К о сы росп у стяны, молодая, нестарая, одета нибы в нижней од е жы» [ПА, Верхн. Теребежов]; «Одеты воны были у б е лой сукенцы, з д о ўгими волосами, якие закрывали в о чы» [там же]; «Прямо девушка, в о лосы распущены, г о ла, косы дл и нны» [ПА, Курчица].
Некоторые детали таких нейтральных описаний позволяют отметить тяготение больше к первому типу («страшных» русалок), чем ко второму: «Русалка волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде» [ПА, Голубица]; «Девушки ходят в белом во всем, косы распустят длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая» [ПА, Челхов]; «Лес шумит-гремит, шум идёт — русалки ходят, высокие, как деревья, венки, рубахи (на них)» [ПА, Злеев].
Есть также свидетельства, что русалки появлялись в облике маленьких детей, идущих через жито, по дороге, девочек в венках.
Таким образом, данные Полесского архива свидетельствуют в пользу большей популярности типа «страшной» русалки. Приходится признать, что эти выводы противоречат общепринятому мнению о привлекательной наружности русалок, закрепившемуся не только в литературной традиции, но и в фольклорно-этнографических трудах, энциклопедиях и словарях. Действительно, большая часть описаний русалок, известных по источникам XIX — начала XX вв., ничем не напоминает приведенные выше полесские записи. В частности, поразительно единообразны поэтические описания украинских и белорусских русалок в сборниках П. П. Чубинского, Н. Маркевича, В. Гнатюка и других собирателей.
По наблюдениям Д. К. Зеленина, южнорусская традиция изображает русалок красавицами, а северорусская — безобразными старухами [Зеленин 1916, с. 152–154]. На это указывал в свое время и С. В. Максимов, считавший образ «веселых, шаловливых и увлекательных созданий» — наиболее древним и первобытным, а злых и мстительных существ с чертами «уродливой нечисти» — извращенными позднейшими верованиями [Максимов 1912, с. 115]; «хотя во Владимирской губ. и помнят еще древних русалок и признают даже два их рода (водяных и домашних), но ни один сорт из них не отличается такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сестры» [там же, с. 119].
|
|
Между тем ряд свидетельств Архива РГО изображает не слишком привлекательный образ русалки, известный в южнорусской зоне: «голые, с растрепанными волосами… садятся на борону и загоняют лошадь», «обнажены, лица синие, бледные, волосы распущены», «нагие женщины с большими грудями, живут в лесу» [Померанцева 1975, с. 73].
Что же касается облика русалки в виде полуженщины-полурыбы, то тут взгляды всех исследователей сошлись на том мнении, что такой образ, несомненно, книжного происхождения и связан с апокрифической легендой о фараоновом войске, потонувшем при переходе через море [Зеленин 1916, с. 160, 198; Померанцева 1975, с. 78].