Выяснение вопроса о месте обитания демонологического персонажа чаще всего считается решающим для определения его специфики, внешнего облика, функции, т. е. его классификационной принадлежности (в лесу обитают лешие, в воде — водяные, в доме — домовик, в овине — овинник и проч.). Что же касается русалки, то приходится дополнительно учитывать и календарные сроки ее появления на земле. Как уже говорилось, это Семик, Троица и Русальная неделя (иногда период от Троицы до Купалы).
Таким образом, выяснение вопроса о месте ее обитания связано с уточнениями следующего типа: а) где обитают русалки в период появления на Русальной неделе? б) откуда они приходят и куда исчезают после этого периода, или — где они пребывают остальное время года?
Как известно, все исследователи отмечали невозможность однозначно определить место обитания русалок: это вода, деревья, ржаное поле, конопля, перекрестки дорог, лес, кладбища, болото. Д. К. Зеленин весьма критично воспринял однотипные поэтические описания «хрустальных палат и чертогов», в которых на дне рек и озер живут русалки, и привел обширный материал иного рода: «У нас издавна считают русалок речными девами. Между тем, некоторые из наших источников решительно ничего не знают о жительстве русалок в воде» [Зеленин 1916, с. 140]. Е. Р. Романов называл местом обитания русалок леса, утверждая, что это мнение в Белоруссии имеет большее распространение [Романов 1912, с. 204]. Особенно часто образ русалок связывают с рожью: «Русалки до тех пор живут во ржи, пока рожь не процветет» [Federowski 1897, s. 170].
|
|
Большой интерес представляют те этнографические записи, в которых четко разграничиваются места обитания русалок в зависимости от ее сезонных переходов: «обитают в воде только с осени до Русальной недели (первая после Троицы). Тогда они выходят из воды и поселяются на ветвях деревьев, особенно на березах» [Богданович 1895, с. 77]. «До Троицына дня живут в водах… с Троицына дня до Петрова поста шатаются по земле, живут тогда в лесах и на деревьях. Любимое их дерево клен и дуб» [Терещенко 1848/6, с. 129]. «Русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму. Около Троицына дня они выходят на сушу и остаются в течение всего лета» [Шейн 1887, с. 197].
Разнобой ответов на вопрос «живет ли русалка в воде или в лесу» мог зависеть от того, что при опросе не акцентировалось внимание на календарных сроках: имелся ли в виду троицко-русальный период (когда они появлялись в жите, в лесу) или остальное время года (когда они оставались в воде).
Обратимся теперь к полесским материалам. В сводной программе Полесского этнолингвистического атласа были предусмотрены отдельные вопросы относительно мест обитания русалок: где можно было видеть русалок на Русальной неделе и куда они исчезали после этого периода? По первому из этих вопросов были получены следующие варианты ответов: в жите, в поле, в конопле, «по межах», на деревьях, в воде или у воды, в болотистых местах, в лесу, на перекрестках дорог, на мосту, на кладбище, дома на печи. Решительное большинство свидетельств называло жито, поле, коноплю: «Рус а вки х о дзяць ў Петровку по жыту… кудл а та, як в е дьма. Яна м о жа ухоп и ць дзиц я » [ПА, Оздамичи]; «Русалки б е гають ас о бена па ж ы ту, як ж ы то сьп е лое, вроди» [ПА, Барбаров]; «Як жито уже ў к о лос соберецца, русалки ходили по жити… По жит а х только можно встретить… Русалки в о дятца ў любом жити, ў лесе — не, ў реки — не… Опроч жита, их ниде не можна бачить» [ПА, Сварицевичи]; «На Грян о й няд е ле як ў ж ы то п о йдет — наткнёсся на рус а льку» [ПА, Картушино].
|
|
Свидетельств такого типа очень много. Традиционной для этого периода формулой угрозы, адресованной детям, была: «Не ходи ў жыто, там русалка ухопить!»
К этим высказываниям часто добавлялись уточнения: «як крас у е жыто — тади русалки х о дють». Связь русалок с цветением ржи многократно отмечалась в этнографической литературе, касающейся полесской зоны. Большая степень устойчивости этого поверья отразилась в материалах нашего архива: «Пакуль жыто крас у е — русалки ў жыте х о дять» [ПА, Присно]; «Рос а ўки появляюца л и том, як жыто крас у е» [ПА, Ковнятин]; «Рос а лкы ў ж ы ти. Як то ж ы то крас у е, то воны, кажуть, тогд ы …» [ПА, Лисятичи]; «Можно увидеть ў дван а цать час о ў дня рус а ўку. Када ж ы то крас у еца — ихня гул я нка: гуд я ть, пишч а ть, крич а ть» [ПА, Картушино].
Из других вариантов ответа весьма распространенным является следующий: русалки появлялись в лесу на деревьях, особенно часто — на березах: «Русалки на березе г о йдаюцца» [ПА, Вышевичи, Хоробичи]; «на березовых ветках качаютца» [ПА, Барбаров]; «садяцца ў леси на дерево, хватаюца за г о лля да падкал ы хиваюца» [ПА, Злеев]; «ў лесу живет, по бер е знику… з бер о зы спуск а юца» [ПА, Симоничи]; «ў л е се, де бярозы длинные, тонкие стаять, ани чепл я юца, д е лали ар э ли и кал ы шуца. Звяжуть г о лля (березы) и калышуца» [ПА, Картушино]; «По бер е знику ход и ли, с зал е зными ц ы цками, куг а лися па бер е знику» [ПА, Дяковичи].
Иногда любимым деревом русалок называется дуб: «на старых дубах сидят», «па дуб а х л а зили», «на Русальный р о зыгры собирались на великий дуб» [ПА, Дяковичи, Выступовичи].
В ряде случаев назывались и другие места (жито, дороги, перекрестки), но с непременным указанием на близость березового леса: «Гав о рили, что на р о станех по г э тых дар о гах гул я ли рус а лки, де бер о завый лес» [ПА, Барбаров].
Следующий тип ответа о местах появления русалок связан с водой, местами у воды, с колодцами, болотом: «На Зелену недилю до обиду русалки над криницею чешуть коси, нельзя до их (до криниц) пудходить» [ПМ-Е, Камка]; «Русалка ут я гне ў кол о дец (пугали детей)» [ПА, Выступовичи]; «Котора ут о пытца людына — русалка, у воде живе» [ПА, Рясное]; «На Рус а льны тыждень гул я ли мы кола кол о дезя… шось в и скочило, такая ж о нка, у нее к о сы напер о д вис е ли, на виду» [ПА, Тхорин]; «Вых о дят на мост у речок, у б е лом, п е сни красивые пеют» [ПМ-С, Заозерная].
Однако гораздо больше тех сообщений о водной локализации русалок, в которых акцентируется внимание на сезонных переходах: «Русалки и в жите, и в воде живут: зимой — в воде, а в Русальный тыждень выходят в поля и леса» [ПА, Хоробичи]; «Русалки из воды вылазят… ходют по жыту, потом в море уходят» [ПА, Заболотье]; «Говорыли, шо оне с м о ра выплыв а е и ух о дять ў м о ре, як пр у йде их сезон» [ПА, Верхи. Теребежов]; «Русалки выходят з воды и л и зуть ў ж ы то» [ПА, Нобель]; «На Рус а лном тыжни русалки з вод ы вух о дили» [ПА, Замошье]; «Русалки ходят ў Петр о ўки, а патом пайд е на свае м е сто, гавор а ць, ў м о рэ» [ПА, Жаховичи]; «До Спаса на дереве сидит, на яблоне. Посветят — она в воду уходит» [ПА, Голубица].
|
|
Особый интерес представляют те полесские записи, в которых отражаются поверья о сезонных переходах русалок. Эти свидетельства важны еще и потому, что они чрезвычайно слабо представлены в этнографической литературе. Мы уже рассмотрели варианты сообщений о том, что русалки выходят из воды и после Троицы возвращаются в воду. Перейдем теперь к большой группе поверий, указывающих на связь русалок с «областью смерти», куда они якобы возвращаются после краткого пребывания на земле: «Коли Рус а льна нед и ля прох о дыть, то рус а лкы ух о дять ў в о ду, або на тот свет» [ПА, Орловка]; «После Русального тыжня уходили на тот свет» [ПА, Кишин]; «Русалки появляются с того света, затем назад идут» [ПА, Сварицевичи]; «З земли вих о дять русалки, потом на свое место идуть» [там же]; «Русалки в м о гилках живуть» [ПМ-Г, Сварицевичи]; «Зимой русалки уходят на кладбище, лежать ў гроб у » [ПА, Радутино]; «В жыте, у воды, в лесу появляются. Затем уходят у сва и мест а : ў м о гилку, в рай, на тот свет… хто зн а е, чы в м о рэ, чы ў з е млю» [ПА, Ковнятин]; «Русалки ум е ршы ўсе, лежат все время ў мог и ле, из могил вых о дят на Русалны тыждень. Ани тилько гуляють по жыту, а строк вых о дить, ани ў мог и лкы ид у ть» [ПА, Поворск]; «Гже ж яны живуць? То х о дять па жыту, бегають, да па л е су, а потом идуть ў апределённа место, откуда яни пришли: из вады яны ци аткуда, из воздуха пришли, гдзе душы йдуть» [ПМ-С, Дубровица]; «После Русального тыжня возвращаются на свое место — ў гроб чы шо…» [ПА, Лесовое]; «После Тройчаны недели уходили в могилку» [ПА, Дяковичи]; «После Р о зыгров русалки ў мог и лку идуть» [ПА, Радчицк]; «Оны с кладбишча прыходять, по жыти гуляють — и зноў туды, на свое м и сце» [ПА, Нобель, Спорово]; «После Русальной недели уходят ў м о гылкы» [ПА, Луково; такие же ответы в с. Возничи, Рясное, Пирки, Свитязь].
|
|
Как видим, наряду с могилами, кладбищем, раем, «тем светом» в качестве вариантных форм называются наиболее традиционные зоны контактов с «областью смерти»: «в землю уходят», «из воздуха пришли», «из воды», «в море», т. е. все эти элементы рассматриваются как пути перехода на «тот свет».
В этом же ряду вариантных форм оказывается и лес, точнее — деревья: «Тыи няд е ли прайд у ть, як жыто ас ы пецца и ст а не паспевать — рус а ўки ух о дят ў лес, ў балот а » [ПА, Картушино]; «Конец Рус а льного тыжня — цэ р о зыгры, рус а льны р о зыгры. Русалки собираются на великий дуб…» [ПА, Выступовичи]. Единичные варианты включают в этот ряд еще и огонь: «…чы вон ы в землю пидуть, чы в ог о нь, чы ў лес… н е де ж е ў их м и сто» [ПА, Ласицк].
Таким образом, местами пребывания русалок в троицко-русальный период обычно называли: житное или конопляное поле и межи, лес, деревья, места у воды, болота, колодцы, мосты, кладбища и другие «нечистые» места (например, перекрестки); а постоянной их локализацией считали чаще всего «тот свет» (небо, рай, кладбища, могилы), куда они уходили после Русальной недели, или воду, море — как границу между «тем» и этим светом.